Интергированный урок В гостях у Хозяйки Медной горы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Овчинникова Н.П. В гостях у Хозяйки Медной горы. (Интегрированный урок, 5 класс)

Место работы, должность: г.Магнитогорск, МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска, учитель русского языка и литературы.

Интегрированный урок

/Литература - Изобразительное искусство - Природоведение - Региональный компонент/

Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы» /2ч/

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся со сказами Бажова, расширить представление детей о родном крае, уральских самоцветах, о легендах и преданиях, связанных с Уралом

  • Развивать творческие способности и мышление учащихся, развивать умение пересказа эпизода, умение цитировать при ответе, умение выразительного чтения по ролям, размышлять по заданной теме.

  • Развивать умение сравнивать изображения, подбирая сходные по цвету, форме и размеру, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику. /ИЗО/

  • Воспитывать чувство восхищения красотой и богатством родного края, гордости за своё отечество



Оборудование:

  • Учебник

  • Книги со сказами Бажова

  • Раздаточный материал (см. Приложение)

  • Коллекция уральских камней

  • Коллекция изделий уральских мастеров

  • Презентация












Ход занятия.


БЛОК «ЛИТЕРАТУРА.»

Слово учителя. Представление части презентации «БАЖОВ - УРАЛЬСКИЙ СКАЗОЧНИК»

  • Павел Петрович Бажов - уральский сказочник, прославивший свой край, его людей, легенды и предания на весь мир. Именно он рассказал всему миру о Хозяйке Медной горы.


  • Он раздвинул железные скалы.

Глянул в душу дремучих лесов.

И оправлены в мудрые сказы

Самоцветы немеркнущих слов.

Взял цветы на таинственном камне,

Что невидимы нам до поры,

И устлал к нам тропу лепестками,

Пред Хозяйкою Медной горы.


  • «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков




Вопрос классу:

- Что вы узнали о Бажове из статьи учебника?


БЛОК «ЛИТЕРАТУРА. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ»

Слово учителя. Представление части презентации «Музей П.П.Бажова»


  • Герои сказов Бажова жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.



  • Бажов родился в уральском городке Сысерть, в 1879 году в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей.

  • В произведении «Кошачьи уши» Бажов писал: «Сысерть светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил да проезжал. Мало ли с кем в дороге встретишься, чего наслушаешься».


  • В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича, в которой писатель провел свои юные годы. В 1982 г. на ее базе был создан музей.



  • Обстановка флигеля показывает быт семьи сысертского рабочего. Для него характерно сочетание традиционных сельских и городских черт. Внимание посетителей привлекает полотенчико работы матери писателя Августы Степановны, искусно владевшей техникой плетения вологодских кружев.

  • Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел да примечал, что слышал-записывал. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.


Беседа с учениками:

- Какие сказы Бажова вы прочитали?

- Где происходят события бажовских сказов?

- Что вы знаете об истории родного края?



БЛОК «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ. ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ»

Слово учителя . Представление части презентации «В гостях у Хозяйки Медной горы. История родного края. Легенды и предания.»



  • Многим гордятся уральцы. И чудесной природой могучих гор, и их богатствами, и историей своего края, и заводами, которые были построены на Урале больше двухсот лет назад еще по приказу Петра Первого.


  • Добыча сверкающих самоцветов, словно вырастающих, как невиданные плоды, на стенах пещер и скрывающихся в толще земли, издавна вызывала у людей священный трепет. Горное дело - одновременно мрачное и увлекательное занятие, происходящее в глубоких шахтах, где не светит солнце, не растут деревья, не поют птицы, - всегда считалось работой таинственной, окутанной множеством примет и суеверий. Наверное, не найдется народа, в мифах и легендах которого нет места для горных духов - обычно то маленькие, злобные старички-гномы, стерегущие золото и драгоценные камни и способные как помочь работнику, так и погубить.


  • Однако среди всех прочих нигде, наверное, нет горного духа, подобного хранительнице Уральских гор - Хозяйке Медной горы, прекрасной вечно юной деве в малахитовом уборе, что хорошо известна нам всем по сказам Бажова.

  • Горняки верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет - оборотится зеленой ящеркой, заплачет - изумруды капают… Впрочем, и сам Урал - явление в мировом масштабе настолько уникальное, что вполне заслуживает подобной Хозяйки…

  • Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием, хотя на самом деле обрывки сведений о чудесных горных кладовых поступают к нам из глубины веков. Так, древние греки писали о стране Гиперборее, владевшей огромными драгоценными богатствами, которая располагалась на Севере. Однако все подобные сообщения туманны, и с началом нашей эры наступает странный провал в исторической памяти - будто Хозяйка притворила самоцветные сундуки, скрывая их от жадных глаз.

  • Однако настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьез и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. Ученые-естествоиспытатели, путешествующие по Уралу с научными экспедициями, приносили новые вести о заново открытых камнях, а на самом Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург, ныне называемый «неофициальной столицей» Урала.

  • В конце 18-го и особенно в первой половине 19-го века, когда добыча камня достигла пика активности, из поделочных самоцветов изготавливали большие парадные вазы и чаши, колонны, скульптуру, облицовывали каменной мозаикой и плиткой стены, полы и потолки величественных дворцов и храмов.



БЛОК «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»


«КОЛЛЕКЦИЯ УРАЛЬСКИХ САМОЦВЕТОВ»



Сообщения индивидуально подготовленных учащихся.

Ребята демонстрируют коллекцию уральских камней, рассказывают истории о необычных свойствах уральских камней, услышанные от своих родственников или прочитанные в книгах.


Слово учителя. Рассказ о «большой уральской тройке» камней. Комментарий к слайдам презентации


  • Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа


  • Яшма - второй по значимости камень Урала; нигде в мире больше нет такого разнообразия расцветок и рисунков этого удивительно разного самоцвета, который встречается у нас по-прежнему в достаточно крупных месторождениях.

  • Третий из «большой уральской тройки» - родонит, любимый в России за малиново-красный насыщенный цвет; он был открыт в конце 18-го века простым крестьянином, случайно наткнувшимся на родонитовую жилу близ Екатеринбурга, и назывался тогда «орлецом» или малиновым шпатом.

  • Однако тремя камнями, пусть и совершенно необыкновенными, уральские богатства не исчерпываются




БЛОК «ЛИТЕРАТУРА. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.»


Выразительное чтение стихотворения Риммы Дышаленковой «Уральские камешки».

Стихотворение читает индивидуально подготовленная ученица

Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет?


Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.


Кто силач и богатырь,

Носит камешек - сапфир.


Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек -

Темноглазый малахит.


Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень - яшма-

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор -

Красота уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озёр.


На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят…


На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немножко тоже знал


Вопрос:

О каких необычных свойствах камней говорит Римма Дышаленкова?



БЛОК «ЛИТЕРАТУРА»



Беседа по сказам П.Бажова. Фронтальная работа


-Назовите уральских мастеров из сказов Бажова

- В чём сила уральских мастеров? (умение «оживить» камень)


  • Любимые герои Бажова - мастера, которые стремятся познать тайны своего ремесла. Не случайно именно Даниле-мастеру открывает свои секреты Медной горы Хозяйка, хранительница подземных богатств, хранительница тайн мастерства и красоты.

  • Сила эта мастерством прозывается и не каждому дается. А если овладел мастерством, дело с любовью делаешь, тут и красота придет, и неважно, цветок ли ты из камня делаешь, конька ли крылатого на сабле чеканишь или уголь обжигаешь, главное, чтобы в каждом деле душа живая была. Нужно только найти эту живинку.

  • Демонстрация слайдов «Шкатулки». «Викторина»

-Какими качествами обладают мастера? Почему не каждому человеку дано стать мастером?


- Хозяйка Медной горы порой подвергает суровым испытаниям мастера. Прочитаем по ролям эпизод первой встречи Хозяйки со Степаном. Каким было первое испытание Степана?





Опорная запись в тетради:


ТРИ ВСТРЕЧИ - ТРИ ИСПЫТАНИЯ.

1. Храбрость, мужество, смелость. (*Оставим 2 строчки и параллельно начнём

заполнять таблицу)


-Какой предстаёт Хозяйка при первой встрече? Заполним таблицу цитатами.



ВНЕШНОСТЬ ХОЗЯЙКИ

ХАРАКТЕР ХОЗЯЙКИ


ПЛАТЬЕ ИЗ ШЁЛКОВОГО МАЛАХИТА;

САМА КАК ЯЩЕРКА


ВЕСЁЛАЯ

ОЗОРНАЯ







-Вторая встреча. Выборочное чтение.

-Отмечаем, какое второе испытание прошёл с успехом Степан, делаем опорную запись.

2. Жадность не проявил. Остался верен слову: была невеста.



-Какой предстала Хозяйка во время второй встречи? Почему меняется платье? Почему она хмурая? Почему обрадовалась, что Степан отказался на ней жениться? Почему плакала при прощании?


ВНЕШНОСТЬ ХОЗЯЙКИ


ХАРАКТЕР ХОЗЯЙКИ


И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется………..

Красивая

Не такая как обычные девушки

ЩЕДРАЯ

ХМУРАЯ

ГОСТЕПРИИМНАЯ

РУКА «ГОРЯЧАЯ»

Слезы - «камешки»


-Каким Степан уходил от Хозяйки? \ «невесёлый стал»/ Почему?


-Расскажите о дальнейшей жизни Степана? Почему он искал встречи с Хозяйкой?

-Какое же было третье испытание?


3.Преданность Хозяйке Медной горы, любовь к ней.






-Какой предстаёт перед нами Хозяйка в прощальной встрече со Степаном?


ВНЕШНОСТЬ ХОЗЯЙКИ

ХАРАКТЕР ХОЗЯЙКИ


ящерка


Способна любить, жалеть, оплакивать.

«слёзы у ней так и каплют»


-Как вы думаете, что в сказе могло быть реальным, а что - нет?


*ВЫПИСЫВАЕМ ИЗ УЧЕБНИКА ТЕРМИН «СКАЗ»




БЛОК «ИЗО. ЛИТЕРАТУРА»



  1. Комментируем слайды «НАРЯДЫ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»


  • Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые…

  • И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется.

  • То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает.

  1. Работаем со слайдами-шаблонами. Приём «устное словесное рисование»

-Каким должен быть наряд Хозяйки в разных комнатах? Обратим внимание на цветовую гамму, на фасон одежды, на богатство украшений.

  1. Все ребята делятся на группы (1 группа - зимний , 2 группа - летний наряд, 3 группа - осенний наряд, 4 группа - весенний наряд), получают шаблоны для рисования (см. Раздаточный материал)

Задание: нарисовать наряд Хозяйки, в соответствии с комнатой и написать миниатюру «Красота Хозяйки Медной горы» по созданному рисунку.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: НАЛИЧИЕ КАМНЕЙ-САМОЦВЕТОВ В НАРЯДЕ И ПРИ ОПИСАНИИ.










ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


  1. Ребята показывают лучшие рисунки и читают описание Хозяйки.

  2. Слово учителя. Последний слайд


Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел - но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ХОЗЯЙКОЙ. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-СКАЗ «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ».

Интергированный урок В гостях у Хозяйки Медной горы

© 2010-2022