Материал конкурса За нравственный подвиг учителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вступление

Не секрет, что одна из главных проблем современности -это духовный кризис. Среди множества соблазнов зачастую бывает трудно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, порой тяжело распознать, где добро, а где зло. Настоящие духовные ценности поддерживаются ложными. Вот почему педагогике в наше время трудно находить методы, которые помогли бы современным ученикам раскрыть смысл духовных ценностей. Как известно, только высоконравственные люди, правильно воспитанные, будут стремиться сделать жизнь лучше. Вот почему основная цель духовно - нравственного воспитания в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. В наше время ребенку трудно самостоятельно встать на правильный путь. И в этом мы должны ему помочь.

Формировать духовность и нравственность школьников нужно не только на классных часах. Это обязанности учителей русского языка и литературы. Как известно, изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом на таких уроках является размышление учеников, обсуждение прочитанного. Программа по русской литературе позволяет воспитать высоконравственную личность. Я хочу представить вашему вниманию цикл уроков по литературе, на которых, по моему мнению, уделяется особенное внимание формированию нравственности и духовности.

Особую роль в формировании высоконравственного человека играют «Жития Святых». Смысл обращения к русским святым состоит в том, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути. В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма.

Программа по литературе для учащихся 8 класса предлагает знакомство с «Житием Сергия Радонежского».

На это уроке учитель может поставить такую воспитательную цель -

продолжить формировать духовный мир школьников, их нравственные принципы, эстетические вкусы силой воздействия художественного слова на примере образа Сергия Радонежского.

Урок 1. ТЕМА

На экране - икона Сергия Радонежского, на стенах - репродукции картин (М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», Андрей Рублёв «Троица Ветхозаветная»).

Учитель делает вступление: «Наш мир дуален. Есть Добро, значит, должен быть его противовес - Зло. Это вечная тема. О ней спорят, кажется, с момента сотворения мира. И не только говорят, но и сражаются всеми доступными средствами на той или иной стороне. Есть сторонники у Зла, но о них поговорим в другой раз. Сегодня - о Добре и о тех, кто живет, руководствуясь только им. Сегодня - о праведниках, об одном из них».

Основные вопросы, на которые учащиеся должны ответить после урока,я формулирую сразу. Почему же спустя столько веков после смерти святого люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы прикоснуться к его мощам? Почему в трудные минуты жизни мы обращаемся к нему с молитвами? На этом уроке мы знакомимся с таким жанром литературы, как житие,и отмечаем,что житие рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. Поскольку до этого ученики еще не знакомились с таким жанром, мы говорим о его особенностях. Житие представляет жизнеописание какого - либо святого, подвижника, их жизнь и деяния. Для этого жанра обязателен рассказ о благочестивых родителях, о детстве героя, его вере в Бога, чудесах при жизни и после смерти, преставлении святого

Затем мы обращаемся к иконам. Я задаю вопрос, чем является икона для верующих? - и дополняю ответы ребят. На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощи им. Иконы берегли, их охраняли. Нужно помнить, что икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Верующие всегда обращаются к иконе с молитвой.

На этом этапе урока я выясняю, знают ли ребята какие - либо молитвы. В основном, они рассказывают «Отце наш» и «Богородице Дево, радуйся». Я интересуюсь, нужно ли знать молитвы. Обычно ребята отвечают, что это необходимо. Во - первых, молитва - это обращение к Богу, Иисусу, Богородице или другим святым. Во - вторых, это не только просьба о помощи. Если вдуматься в содержание молитв, можно заметить, что они учать скромности, доброте, взаимопомощи, любви к людям, прощению.

Следующим этапом урока является беседа по содержанию «Жития». Учашиеся отвечают на такие вопросы:

- Как звали Сергия? В какой семье он воспитывался? Почему ушел в пустынь? Почему стал монахом? Говоря об этом, ребята отмечают, что Варфоломей хотел жить для Бога и для людей. Став монахом, он посвятил себя служению Богу и людям. Много испытаний пришлось ему пройти. Но он стойко переносил все трудности, много трудился, ходил в легкой одежде, молился. И люди шли к нему за помощью. Он никогда не отказывал в помощи, давал советы, исцелял больных. Отец Сергий был способен творить чудеса. Бог видел преданность этого человека и помогал ему.

Далее мы останавливаемся на чертах характера Сергия Радонежского. Разумеется, учащиеся называют глубокую веру в Бога, скромность, доброту, любовь к людям, желание помочь им, милосердие, нравственную красоту. Будучи известным, он не гнался за славой и видел цель своей жизни в служении Богу и людям.

Далее мы отвечаем на вопрос, почему отец Сергий был канонизирован.

Для причисления к лику святых существуют определенные критерии, выработанные церковью. Во - первых, необходимо засвидетельствовать, что усопший христианин не был еретиком или раскольником и сохранил верность Православной Церкви. Для этого нужно было собрать устные или письменные свидетельства о праведнике, которые могли бы лечь в основу его жития. Вторым критерием, необходимым для причисления праведника к лику святых, является его народное почитание, которое приводит сперва к местному прославлению, а затем и к общецерковному. Третий критерий для канонизации святых, который был особенно важен в Древней Руси, - это наличие чудес по молитвам к праведнику или от его мощей.

Ребята отвечают, что отец Сергий - пример Святого, потому что Святые - это люди, явившие пример любви к Богу, дородетели,благочестия, смирения и служащие примером веры для новоначальных. Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела.

- Как вы, ребята, понимаете смысл слова «праведник»? Имена каких праведников вы знаете?

Дети отвечают, что они слышали о ветхозаветных праведниках. В Библии первым праведником был назван Ной: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9). Ной «ходил перед Богом», т.е. старался жить так, чтобы ему было не стыдно перед Богом за каждый свой шаг. Таков первый критерий праведника.Следующим праведником был назван Авраам, о котором написано: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).

Учитель замечает: «Как говорять священники, титул праведности вручает Тот, Кто сам по себе есть истина и правда - Бог. Авраам поверил Богу, веровал в Бога, шел за Богом - и Бог вменил ему это в праведность, даже несмотря на то, что Авраам совершал в своей жизни ошибки».

На доске уже сделаны записи.

(Праведник - это человек с чистой совестью и душой).

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник.

С. Ожегов «Толковый словарь русского языка». ПРАВЕДНИК -

  1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

  2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Праведность -это принцип жизни, когда человек исполняет, любит и чтит Божий закон, то есть чтит все возможные морально-нравственные правила Неба, а не какую-то часть. В Ветхом Завете часто люди исполняли закон, но внутренне его не любили. Это «праведность» книжников и фарисеев. По Новому Завету, праведным считается тот, кто не только соблюдает закон, но прежде всего тот, кто имеет закон внутри, любя его всем сердцем. «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом». (К Евреям 8:10)

Учитель отмечает, что слово «праведник» является однокоренным для таких слов, как «правильный», «правда», «прав». Праведник - это тот, кто живет по правде, поступает правильно, кто прав в глазах людей, а главное - в глазах Бога.Он ведет такую жизнь, какую требует от человека Бог,проявляя нравственную красоту, сострадание, любовь к ближнему, милосердие. Конечно, святость - идеал, которого лишь немногие люди могут достичь. Но стремиться к такому идеалу можно и нужно.

- Можно ли назвать праведником отца Сергия?

Учащиеся отвечают,что можно, потому что вся жизнь Сергия Радонежского - это служение Богу и людям, проявление лучших качеств человеческого характера.

Далее учитель спрашивает, нужно ли нам знакомиться с «Житиями святых» в наше время?

Учащиеся отвечают: «Да, потому что это примеры, на которых мы должны учиться. Житать «Жития» нужно для того, чтобы стать лучше, попытаться искоренить в себе злость, зависть, злопамятство, гнев, гордыню».

Учитель отмечает, что существуют молитвы Сергию Радонежскому, и задает вопрос, когда молятся этому святому. Обычно учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, и педагог подсказывает. Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, о преодолении страстей, особенно гордыни, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных. Подготовленные учащиеся читают молитву Сергию Радонежскому перед экзаменом.

О преподобне и богоносне отче наш Сергее!
Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.
Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Часть 2.

Второй урок, который я провожу по этой теме, затрагивает произведение Н. С. Лескова «Очарованный1 страннк». На нем я тоже хочу остановиться.

Урок по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

Тема урока: «Можно ли назвать Ивана Флягина праведником?»

Планируя этот урок, я ставлю перед собой цель- рассмотреть лесковскую концепцию праведничества. Познакомившись с образом Сергия Радонежского, ребята, прочитав повесть, сначала недоумевают, почему автор считает главного героя праведником. По сути, он не подходит ни под одно определение праведника. Учащиеся обращают внимание на то, что Иван совершает убийства. Когда ему было одиннадцать лет, он - пусть даже случайно - убил монаха, потом запорол насмерть татарина Савакирея, столкнул с обрыва Грушу. Кстати, убийства - не единственный его грех. Он крал коней для цыган, позволил матери увезти ребенка, хотя должен был беречь девочку, так и не полюбил, а потом бросил детей от татарок, пьянствовал. Задача учителя -постепенно, шаг за шагом, объяснить ученикам, что этого героя можно назвать праведником.

На уроке мы рассматриваем каждый поступок Ивана и анализируем его. Да герой грешен. Смолоду он наделен богатырской силой, даже его облик напоминает былинного богатыря. Когда эта сила рвется через край, Иван совершает необдуманные поступки. Да, он убивает монаха, но ведь это выходит случайно! Это последствие глупой шутки, стоившей жизни человеку. Позже этот монах будет являться ему в снах. Нет, это еще не пробудившаяся совесть, это предсказания испытаний, которые ему предстоит пережить.

Если рассматривать эпизод с возвращением ребенка матери, сбежавшей от мужа с офицером, Ивана тоже можно оправдать. Я спрашиваю ребят, какие качества характера героя проявились , когда он работал нянькой? Учащиеся без труда отвечают: « Нежность, любовь к воспитаннице, милосердие, доброта». Почему же он все - таки отдал дочь женщине? Это было сделано не за деньги. Иван проявил сострадание к несчастной матери и к маленькой девочке, понимая, что вместе им будет лучше. Но после этого поступка Иван снова подвергается испытаниям. Мытарства его на этом не закончены. Оказавшись на ярмарке, он видит лошадей необычайной красоты и решает получить одну из них в поединке с татарином. Хотел ли он убить Савакирея? Немного поразмыслив, дети отвечают: «Вряд ли». Наделенный богатырской силой, войдя в азарт, герой перестает себя контролировать. За это убийство ему тоже суждено расплатиться. Он попадает к татарам в десятилетний плен.

Далее мы говорим о том, какие лучшие качества характера Ивана проявились в плену. Конечно, это любовь к Родине и верность православной вере. Именно поэтому он так и не смог принять детей, рожденных татарками, и никогда не сожалел о расставании с ними. Тоска по Родине приводит к побегу. Вот Флягин оказался в родном краю. Но закончились ли на этом испытания?

Учащиеся замечают, что испытания не закончились. В родном краю его никто не ждал. Мало того, его подвергли порке и запретили СКОЛЬко причащаться. Но именно этого его душа не может вынести. Значит, глубока была его вера, да только скрывалась она в глубине души. И Иван вновь уходит из родных мест. Ребята отмечают, что Иван не теряет своих хороших качеств. Его порядочность проявляется на ярмарке, когда он мешает цыганам обманывать покупателей. Здесь он знакомится с князем, поступает к нему на службу и служит честно. Князь доверяет ему. Но Ивана мучает другой грех - пьянство, с которым все же удается справиться благодаря магнетизеру.

Постепенно мы подходим к переломному моменту в жизни героя - знакомстве с Грушей. Я спрашиваю, какие качества Ивана проявляются в этих эпизодах? Мог ли он не заметить Грушу?

Учащиеся совершенно справедливо отвечают, что Флягин не мог не заметить такую девушку. Он наделен умением видеть прекрасное, и мы уже говорили о его увлечении красотой лошадей, восхищении красотой природы. После встречи с Грушей ему открывается новая красота - женская. В отношении к ней Флягин также демонстрирует лучшие качества своего характера: любовь, преданность, сострадание.

Почему же, так относясь к девушке,он исполняет ее просьбу?

Если учащимся трудно ответить на этот вопрос, учитель помогает наводящими вопросами, но обычно они отвечают сразу. Груша боится взять на себя грех самоубийства,и Ивану приходится сделать это за нее. Таким образом, страшный смертный грех теперь на нем. «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить»,- говорит он. Это высшая степень милосердия - погубить свою душу, но спасти душу любимой.

- Можно ли назвать этот момент в повести одним из ключевых?

Ребята говорят: «Да, можно». С этого момента он начинает служить людям, делать добрые дела. Встретив однажды убитых горем супругов, он жалеет их и идет служить вместо их сына. Иван всегда считал себя грешником и был готов раскаяться. Когда человек осознает свои грехи, ошибки, это уже хорошо. А герой наш своим подвигом на поле боя, можно сказать, искупил грехи все. Да только сам себя он не простил ни за один грех и готов был стерпеть любое испытание, лишь бы со своей души грехи эти снять. Это говорит о том, как сильно он хотел очистить душу свою пред Господом. "Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)..." - писал религиозный философ Розанов.

Теперь логичнее всего ответить на вопрос, можно ли назвать Флягина праведником. Ученики отвечают положительно и аргументируют свои ответы. Много пришлось пережить Ивану Флягину, но он с честью выдержал все испытания, оставшись добрым, сострадательным, милосердным. Став, наконец, монахом, герой вроде бы обретает счастье, но не хочет и не может жить для себя. Ему хочется умереть за народ. Он так и говорит: «Мне за народ очень помереть хочется...». В середине жизненного пути Иван обрел смысл жизни в любви к русскому народу и к своей Родине. Разумеется, его можно назвать праведником, потому что Флягин раскаялся в своих прегрешениях и искупил их благочестивыми поступками, сохранив качества, присущие праведникам, - веру, трудолюбие, милосердие, сострадание, доброту.

Третий урок по данной теме - по рассказу А. Солженицына «Матренин двор».

Учитель начинает урок с такого высказывания:

- Ребята, сам писатель назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника». Цель нашего урока - понять, почему Солженицын считал свою героиню праведницей. В основе рассказа - случай, раскрывающий личность героини.

- Как описывает автор Матрену? Какая портретная деталь постоянно им подчеркивается?

Ученики отмечают, что это улыбка Матрены, добрая, лучезарная.

- Как говорит Матрена?

Ребята сразу замечают, что говорит она певуче, плавно, речь ее исконно русская.

Я задаю вопрос, что представляет окружающий мир Матрены. Ученики отвечают, что в нем все органично: и колченогая кошка, и шуршащие за печкой тараканы, и мыши. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.

Далее мы выполняем такую работу: ищем детали, которые важны для понимания ее образа. Ученики замечают, что мы еще не говорили о фикусах, которые Матрена однажды спасала при пожаре, не думая о нажитом добре.

Я прошу проследить историю жизни героини. Ей пришлось вынести много горя и несправедливости: она похоронила детей, потеряла мужа, всю жизнь трудилась, как каторжная, а в результате колхоз оставил ее без пенсии и поддержки. И на старости лет она не сидела без дела. То хваталась за лопату, то косила траву для козы, то воровала торф для зимней растопки.

Я спрашиваю, обозлилась ли Матрена на этот мир? Ведь многие люди на ее месте это бы сделали. Ребята отвечают, что Матрена не обозлилась. Она сохранила доброе расположение духа, чувство радости, милосердие и сострадание. И по первому зову шла помогать колхозу, не получая ничего за работу. Да и любой родственнице и соседке не отказывала в помощи. Ребята замечают, что окружающие пользовались ее бескорыстием.

- А как жила Матрена?

Учащиеся говорят, что ей не помогал никто. Она жила бедно. Родные боялись, что она будет просить у них помощи. Сестры посещают ее, когда узнают, что у Матрены завелись деньги.

- Была ли Матрена религиозна?

Ученики отвечают, что хотя она не молится, но соблюдает трацидии верующего человека. Дома у нее иконы, всякое дело она начинает с Богом, зажигает лампадку во время Всенощной. Ребята говорят словами Солженицына, что, может быть, она и молилась, «но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить».

Далее мы выясняем, есть ли в гибели Матрены закономерность? Или это случайное стечение обстоятельств?

Ребята отвечают, что смерть закономерна и неизбежна. Она всегда выбирает лучших. Вместе с Матреной умирает и ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил в ее душе и, наверное, помогал ей в жизни.

Далее мы отмечаем, что автор не случайно отвел основное место похоронам Матрены. Бедная женщина умирает, так никем не понятая и никому не нужная и никем по - человечески не оплаканная.

Я выясняю, удачное ли, по их мнению, название для рассказа предложил А. Т. Твардовский? Или нужно было оставить название, предложенное Солженицыным?

На этот вопрос они отвечают не сразу. Учитель должен помочь. Его задача - показать, что название рассказал «Матренин двор» шире, чем это может показаться на первый взгляд. Матренин двор - это мир главной героини. Она, единственная в деревне, живет в своем мире, мире честности, добросердечия, милосердия, терпения и трудолюбия. Матрена сохраняет чистую душу и внутреннюю свободу. Главная героиня сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой мир - свой «двор». Мир Матрены - это мир духовности, добра милосердия. К сожалению, с ее смертью этот мир рушится: растаскивают по бревну дом, с жадностью делят скудные пожитки. Автор показывает, что с ее смертью уходит из жизни что - то очень ценное, не поддающееся дележу.

В конце урока мы подходим к главному вопросу - является ли Матрена праведницей?

После анализа рассказа учащимся легко ответить на этот вопрос. Для начала мы повторяем черты, присущие праведнику: вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, отсутствие гордыни - одного из самых страшных грехов, непамятозлобие, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, трудолюбие как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость. Обычно они сравнивают главную героиню с Сергием Радонежским. Он тоже жил очень скромно, много работал и всегда бескорыстно помогал людям. "...После смерти Преподобного лицо его было светлым, как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его". Это описание чем - то напоминает улыбку Матрены. Праведник Сергий не грешил, и у Матрены грехов было меньше, чем у колченогой кошки. Вспомнив про кошку, ребята говорят о любви к животным, и наиболее подготовленные дети вспоминают святых праведников Косму и Дамиана. От Бога они получили дар исцелять, и это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним, поэтому никогда не брали за свои труды, даже благодарности не требовали. От Бога даром они получили этот дар, даром и лечили. Единственное, что они требовали от людей - чтобы те верили в Христа, жили во Христе. Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однако некоторые учащиеся замечают, что одна из библейских заповедей- «Не укради», а Матрена воровала торф. Может ли она считаться праведницей? Но их одноклассники, вспоминая Флягина, говорят, что праведник мог грешить. Если человек раскаивается в своих грехах и сохраняет лучшие качества характера, его можно назвать праведником. Это во- первых. Во - вторых, она была вынуждена так поступать, чтобы выжить. Матрену никак нельзя назвать накопительницей. Она бессребреница, как праведники Косма и Дамиан, которых именно так и называли. Учитель зачитывает высказывание профессора Московской духовной академии М.Дунаева о праведности героини: "В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?"

Итак, закончился цикл уроков на тему праведничества. Однако, как я считаю, точка не поставлена, и посвящаю еще часть урока теме «Нужны ли праведники в наше время?» или провожу по ней классный час. Цель такого разговора с учащимися - ответить на вопросы: есть ли в наше непростое время праведники и нужны ли они сейчас?

Первый вопрос, который учитель задает ребятам:

- Что нужно делать, чтобы праведником?

Дети отвечают, что, с одной стороны, праведность - это благодать Божья, данная нам за то, что мы поверили в Бога, поверили в искупительную жертву Иисуса Христа. Это дар от Господа, который мы получаем не по делам, но по вере. Но, с другой стороны, когда живем по вере, эта благодать становится частью нашей жизни, утверждается в нас, и мы делаем добрые дела, даже не задумываясь, не считая это чем-то особенным или тяжелым. Благодаря циклу уроков о праведниках, учащиеся отмечают, что праведник, совершая добрые поступки, не должен гордиться ими. Это должно стать его частью. Ученики справедливо замечают, что человек, который считает свои добрые поступки и гордится ими, может потом разочароваться в жизни и спрашивать Иисуса Христа, почему ему нет счастья, когда он делает столько добра.

- Есть ли праведники в наше время?

Ребата говорят, что, несомненно, праведники есть. Только в наше время они не похожи на тех праведников, о которых мы говорили. В 21 веке праведники - это обычные люди, совершающие добрые дела, не требующие награды и благодарности,любящие людей, независтливые, незлопамятные, умеющие прощать, милосердные, сострадательные,трудолюбивые.

Учитель просит привести примеры современных праведников. К такому разговору ребята готовы, однако примеры их различны. Одни говорят о матери Терезе. Уникальность этой хрупкой женщины - в ее несгибаемой вере. Согласно ей жила мать Тереза, согласно ей и творила добро. Основанная ею конгрегация «Сестры Миссионерки Любви» главной своей задачей ставила служение бедным и больным. Она ела один раз в день и до конца своей жизни трудилась по 20 часов в сутки. За свой самоотверженный труд она награждена Нобелевской премией мира. Тереза, безусловно, праведница.













































- "Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда". Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

- Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. "Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я".)

В работе, в "труде великом" раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

- Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

("Но лоб её недолго оставался омрачённым..." Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор - символ особого устройства, "лада", где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

- Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев - это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал - ото лжи.)

- Почему, вопреки нежеланию Матрёны "заполучить квартиранта", Игнатич сразу решил "поселиться в этой избе"?

(Почувствовал сходство душ.)

- Закончите фразу: "Жизнь научила меня ... (не в еде находить смысл повседневного существования)".

- Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» - здесь главным словом является "праведник", что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. "В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?"

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф. 6, 19-21).

"Нравственность едина во все века и для всех людей" (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.
О.Мандельштам

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.






© 2010-2022