Проблема выбора человека в условиях тоталитарного государства. (Интеллигенция и власть в тоталитарном государстве)

Цели урока: познакомить учащихся с материалами о ситуации в культурной жизни СССР в 30 – 50-е годы 20 века; - обсудить в группах позиции писателей по отношению к власти; - использовать полученные знания для участия в пресс-конференции;   - проанализировать причины выбора позиции писателем и способы её проявления в творчестве.  Учащиеся познакомятся с дополнительным материалом по теме, обсудят в группах, выступят с представлением позиции писателя в группе, будут участвовать  в пресс-конференции ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лыжина Л.А., учитель русского языка и литературы СШ № 43 г. Петропавловска

Тема урока : Проблема выбора человека в условиях тоталитарного государства. (Интеллигенция и власть в тоталитарном государстве)

Цель урока:

- познакомить учащихся с материалами о ситуации в культурной жизни СССР в 30 - 50-е годы 20 века;

- обсудить в группах позиции писателей по отношению к власти;

- использовать полученные знания для участия в пресс-конференции;

- проанализировать причины выбора позиции писателем и способы её проявления в творчестве.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с дополнительным материалом по теме, обсудят в группах, выступят с представлением позиции писателя в группе, будут участвовать в пресс-конференции в качестве «писателей» от группы или журналистов

Оборудование: видеоролик по стихотворению, видеофрагмент из фильма «Белые одежды», тексты романа «Белые одежды» В.Дудинцева, материалы о писателях.

1 Вызов

  1. Просмотр видеоролика по стихотворению Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе»

  2. Беседа

Выделите ключевую фразу этого стихотворения. Как вы думаете, как связаны между собой просмотренный видеоролик и тема сегодняшнего урока? Итак, давайте сформулируем проблему , которую будем решать сегодня (проблема выбора человека в нелёгких условиях тоталитарного общества).

В центре видеоролика средневековые битвы, в 30-50-е годы 20 века такого рода битв мы не увидим, но сражения этого времени не менее кровопролитны, а ситуации , в которых оказываются люди, не менее опасны.

Основой для нашего разговора стали повесть В.Ф.Тендрякова «Охота», роман В.Д.Дудинцева «Белые одежды», воспоминания К.Симонова «Глазами человека моего поколения», Е Долматовского «Воспоминания доверенного лица», письма правительству, руководству страны А.Фадеева, М Булгакова, Б Пильняка, М.Зощенко.

2 Работа в группах по роману В.Дудинцева

Начнём разговор с анализа ситуации в стране на примере фрагмента из романа В.Дудинцева «Собрание учёных-биологов»

  1. Просмотр видеоролика из фильма

  2. Обсуждение фрагмента из романа в группах

Вопросы по книге В.Дудинцева «Белые одежды»

1 группа

1 Какова точка зрения Варичева на наследственность? (генетик или последователь Лысенко)

2 Приведите доводы, которые использует Варичев для доказательства своей правоты. Какие они: научные или идеологические?

2 группа

1 Приведите примеры, которые использует Варичев для разоблачения «врагов»

А) Как он называет своих врагов? («наклеивание ярлыков»)

Б) Открещивание от тех, кто против (пример…)

В) Обвинения в адрес противников ( пример…)

2 Сделайте вывод о причинах использования этих способов в речи выступающего.

3 группа

1 Найдите прямые угрозы, которые использует Варичев по отношению к противникам.

2 Найдите в тексте доказательства того, что точка зрения Варичева поддерживается властями

4 группа

1 Какова точка зрения Хейфеца на наследственность (генетик или последователь Лысенко)?

2 Выделите его аргументы (как он доказывает свою правоту)

А) что он ставит на первое место в работе учёного?

Б) как он относится к сомнениям в науке?

В) какие конкретные доказательства приводит в докладе? (пример с Анной Богумиловной)

5 группа

1 Какими моральными принципами руководствуется Хейфец? (выделите своеобразный моральный кодекс учёного)

2 Найдите аргументы Стригалёва. Что его беспокоит? Что в его понимании входит в понятие «мужество»?

Вывод: итак, мы посмотрели ситуацию в науке. На какие 2 группы разделились учёные? Почему некоторые отказались от науки? Почему Хейфец и Стригалёв не отказались? (позиция настоящего учёного подразумевает способность отстоять свою позицию даже в очень сложных условиях)

3 Работа в группах по ситуации, в которой оказались писатели

Рассмотрим ситуацию в писательской среде. Для того, чтобы ответить на вопросы, необходимо было познакомиться с дополнительной информацией

М.Зощенко

(Б Сарнов СЛУЧАЙ ЗОЩЕНКО. Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом, 1946-1958)

1 В чём обвиняет Зощенко В Вишневский?

2 Кто был инициатором травли, как это выглядело, в чём истинная причина?

3 В чём оправдывается Зощенко в письме к Сталину?

4 В чём разница в решении Союза писателей о Зощенко и Ахматовой? К каким выводам вы пришли, познакомившись со стенограммой заседания Союза писателей? Что вас удивило в позиции выступавших писателей?

А Фадеев

(Евгений Долматовский «Воспоминания доверенного лица», предсмертное письмо А.Фадеева)


1 Как относился Фадеев к Сталину и его распоряжениям? Каковы недостатки романа «Молодая гвардия» , по мнению Сталина? Как отнёсся к ним автор?

2 Почему Фадееву не пишется в последние годы жизни? Чем можно объяснить его тревогу и напряжённость?

3 Что не принимает в современном ему состоянии литературы?

4 Почему уходит из жизни?

5 Какова его роль в литературном процессе, по мнению Шолохова?

М.Булгаков

(письма писателя Сталину, правительству)

1 Каковы причины обращения Булгакова к правительству СССР:

2 Какие способы выхода из ситуации возможны? Почему он их отвергает?

3 Что входит в понятие «свобода» для Булгакова?

4 Какова политическая и творческая позиция писателя?

5 Чего хочет на самом деле, когда просит разрешить выезд из страны?

6 Каково отношение Сталина к писателю?

К.Симонов

(К Симонов. Глазами человека моего поколения)

1 Какую должность занимал при Сталине?

2 Зачем приводит воспоминания о Кольцове?

3 В чём одобряет Сталина?

4 Как объясняет историю с Платоновым? Как относится к травле Платонова, Зощенко, Ахматовой?

5 Как исправляет ситуацию при появлении недоброжелательных статей о повести «Дым отечества»? Почему не любил свою пьесу «Чужая тень»? Как Сталин руководил его творчеством?

Б Пильняк

(«Одинокий волк революции», стенограммы Политбюро о писателе, письма Б.Пильняка)

1 Какова его позиция по отношению к партии, почему его причислили к «попутчикам»?

2 Каково его отношение к революции? Как вы думаете, что не устраивает власть в политической позиции писателя?

3 Как поплатился писатель за «Повесть непогашенной луны»? Что в ней не устраивало власти?

4 Что мы узнаём об отношении автора к своей повести из письма Рыкову?

5 Что вас удивило или поразило в письме к Сталину? Зачем оно написано?

4 Пресс-конференция писателей по вопросам от групп

От каждой группы выходит представитель, исполняющий роль писателя на пресс-конференции, все остальные учащиеся задают вопросы для прояснения позиции писателя

5. Оценивание работы на уроке

Подведём итоги работы на сегодняшнем уроке, оценим выступления одноклассников

- Самая убедительная группа

- Самый лучший оратор

- Самый находчивый и убедительный «писатель»

6 Подведение итогов урока с помощью рефлексивного экрана

Выберите начало фразы, которую вы хотели бы продолжить:

1 сегодня я узнал…

2 было интересно…

3 было трудно…

4 я выполнял задания…

5 я понял, что…

6 теперь я могу…

7 я почувствовал, что…

8 я приобрёл…

9 я научился…

10 у меня получилось…

11 я смог…

12 я попробую…

13 меня удивило…

14 урок дал мне для жизни…

15 мне захотелось…

Литература

1.В.Ф.Тендряков «Охота»

2. В.Д.Дудинцев «Белые одежды»

3. К.Симонов «Глазами человека моего поколения»

4 Е Долматовский «Воспоминания доверенного лица»

5 Письма правительству, руководству страны А.Фадеева, М. Булгакова, Б Пильняка, М.Зощенко.



6


© 2010-2022