Конспект урока по теме Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского8 класс

Житийный жанр в Древнерусской литературе.Житие Сергия Радонежского. Цели: дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу»Житие Сергия Радонежского»; работа над особенностями «Жития».  Методические приёмы: сообщение учащегося,беседа,работа над «Житием». Теория:духовная литература,житийная литература. Словарная работа:святые,все слова,отмеченные в учебнике на страницах 18-24. Оборудование:репродукция картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».                                       ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Житийный жанр в Древнерусской литературе.Житие Сергия Радонежского.

Цели: дать понятие о жанре жития;

раскрыть историческую основу»Житие Сергия Радонежского»;

работа над особенностями «Жития».

Методические приёмы: сообщение учащегося,беседа,работа над «Житием».

Теория:духовная литература,житийная литература.

Словарная работа:святые,все слова,отмеченные в учебнике на страницах 18-24.

Оборудование:репродукция картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ход урока.

1)Реализация задания о своеобразии древнерусской литературы.

2) Слово учителя.

В прочитанных вами произведениях древнерусск. Лит. Действуют главным образом герои воин,вооруженные защитники Родины или их враги.В этих произв. Были изображены княжеские усобицы,жертвами которых стали не духовные,а светские лица,позднее канонизированные.

Но в древности были и другие герои.о чьих делах можно говорить не как о подвиге ,а как о подвижничестве,скромном,повседневном.Одним из таких произведений является «Житие Сергия Радонежского»,созданное Епифанием Премудрым в 15 веке.Это произ-е отличается от проз-ий этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении в развитии.Борис Зайцев очень тонко уловил особенности «Жития…»

Так что такое житие,в чём его особенности?(учащиеся дают ответы)

3)Сообщение учащегося о жанре жития.

4)Сообщение учащегося об исторической основе «Жития…»

5)Работа с текстом Б.Зайцева.»Преподобный Сергий Радонежский».

(Текст учащимися прочитан дома ,некоторые эпизоды читаются в классе).

1.Работа над словами ,отмеченными в тексте.

-Какова роль этих слов в тексте?

(Они указывают на то,что речь идёт о святом человеке,а так же и отражают время,изображенное в «Житии..».

2.Чтение начала текста.О чём оно повествует?(даётся оценка роли Сергия в переломную эпоху истории «во времена татарщины»,прославляет подвиг святого).

3.Восстановите по тексту путь превращения Варфоломея в святого Сергия Радонежского.Составьте цитатный план.

План:

1. «Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте».

2. «добросовестнейше исполнял всякое дело-этою чертой отмечена вся его жизнь».

3. «Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания»

4. «Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова».

5. «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг».

6. «Но не таков Сергий.Он упорен,терпелив,и он «боголюбив»…Он одолевает…».

7. «Жили тихо и сурово.Сергий подавал во всём пример».

8. «Братия желала,чтобы Сергий стал игуменом».

9. «…Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене».

10.Постепенно слова о Сергиевом монастыре распространялась по стране.

11. «Мамай решил вообще покончить с непокорным Дмитрием…»

12. «После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту,окропил св. водой».

13. «Началась общая битва,на гигантском по тем временам фронте в десять верст».

14. «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».

15. «Сергий пришел в свою Маковицу скромным везвестным юношей Варфоломеем ,а ушел православным старцем».

16.«Сергий учит самому простому :правде, прямоте, мужественности, труду,благоговению и вере».

5).Физминутка.

6).Работа с иллюстрацией.

- Какой момент изображен на картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?

(учащиеся обращаются к учебнику,стр 24-25 к статье «Языком живописи»)

- В чём особенность пейзажа,на котором разворачиваются события?

(Пейзаж «открывает в нас такие глубины любви к своей родимой земле,что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать неволные слёзы»,-писал К.Паустовский.И это действительно так.)

Картина М.Нестерова помогает нам понять ,увидеть многие черты духовного облика Сергия.

-Что удивило вас в характере Сергия?

(Боголюбие,огромное трпение,трудолюбие,природная скромность:умеет оставать ся в тени,будучи для всех святочем,быть вторым,имея в действительности во всем первое.)

-Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?

(Учащиеся дают ответ,обратившись к статье «Историческая справка» из книги «Читаем,думаем,спорим…»8 кл. стр.30-31)

7).Итог урока.Рефлексия.

Как вы понимаете слово «житие»?Объясните.

8).Домашнее задание .

1.Напишите сочинение-миниатюру «Сергий Радонежский-воплощение национального нравственного идеала».

2. Прочитайте «Житие Аввакума,им самим написанное»,стр.26-32.



© 2010-2022