Рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

38

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА - ГИМНАЗИЯ № 10 ИМ. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ

_______ КОРНИЕНКО Г. В.

_______ ТРЕЩЁВА Н. В.

Приказ №____ от___ _____2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


МАРЧУК Ксении Викторовны,

учителя русского языка и литературы


по русскому языку, базовый уровень,

5 класс








РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

председатель

________Савва О. Ю.

Протокол №____

от_____ августа 2014 г.













2014 - 2015 учебный год


Содержание программы

І. Пояснительная записка

1.Нормативная база

2.Цели

ІІ. Общая характеристика курса

ІІІ. Место учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане школы

ІV. Результаты изучения предмета «Русский язык»

V. Содержание программы

VI. Тематическое планирование

VII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VIII. Планируемые результаты









I. Пояснительная записка


  1. Нормативная база. Рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов и материалов, указанных в образовательной программе школы, в том числе:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 г.

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  • Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения УВК «Школа-гимназия» № 10 им. Э.К. Покровского.

  • Примерная программа по русскому языку для основного общего образования (5-9 классы).

  • Приказ по УВК № ___ от_____ 2014 г. об установлении количества учебных недель на учебный год.

  • Учебный план ОУ и другие локальные акты (……..) образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

  1. Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).

  2. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

Учебник «Русский язык. 5 класс» входит в федеральный перечень учебников на 2013_/2014_ учебный год. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»).

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования;

  • программы развития универсальных учебных действий.

2. Цели реализации программы

  • Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

    • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

    • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Учебный предмет «Русский язык» относится к образовательному разделу «Филология»

Значение русского языка как учебного предмета определило особенность данной рабочей программы:

  • актуализация метапредметной функции предмета в основной 0бразовательной школе;

  • интегрированные процессы изучения системы языка и развитие коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствование познавательной деятельности;

  • усилена аксеологическая направленность курса на основе культурно-исторической составляющей

В основе концепции, разработанной авторами-составителями рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», лежит авторская программа Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А. Г.Нарушевича, осуществляющая реализацию следующих принципов:

  • направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения;

  • интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала;

  • простота и лаконизм изложения теории;

  • ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

  • ориентация на активную познавательную деятельность учащихся

  • направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности - личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Основная тематика учебных проектов в 5-9 классах:

Название темы (раздела)

Название проекта

Лексика

В гостях у слова

Секретные лабиринты историзмов.

Калейдоскоп топонимов Крыма

Сочинение-описание

Мой город

Братья наши меньшие

Морфология

Секреты наших имен

Конструкторы из морфем

Синтаксис и пунктуация

Кто я без точки?

Почемучка, или ценность вопросительных предложений

Головоломки знаков препинания

Составление ребусов-загадок о предложениях, их видах, знаках препинания

Фонетика

В стране звуков

Роль звука для значения слова

Творческие учебные проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Такие проекты будут осуществляться в 5-м классе на уроках по развитию речи.

Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО реализуется средствами различных учебных предметов.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе обеспечивается следующим образом:

- использование электронных словарей, справочников на уроках, навыки работы с ними;

- создание презентаций;

- поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;

- использование СD и DVD- дисков по русскому языку;

- конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет

Содержание предмета «Русский язык» способствует реализации программы воспитания и социализации ООП ООО.

III. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение русского языка в 5-9 классах в объеме:

п/п

Класс

Количество часов

1.

5

210

2.

6

210

3.

7

140

4.

8

105

5.

9

70

В 2014-2015 учебном году по Решению ___________________ в 5 классе обучение осуществляется в объеме 210 часов (6 часов в неделю), 5-9 класс (725 часов).

Из них отводится на:

- контрольные работы (диктанты, тесты) 16 часов;

- развитие речи 31 часов;

Специфика преподавания русского языка на 2014-2015 учебный год состоит в том, что преподавание ведется по базисному учебному плану 2004 года, но учебник«Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник») ориентирован на новый стандарт.


ІV. Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

V. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Основное содержание разработанного курса полностью со­ответствует Примерной программе основного общего обра­зования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания кур­са по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.

V. Содержание учебного предмета «Русский язык»

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информаци­онными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, ос­новной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повество­вание, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)

КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и без­угарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.






VІ. Календарно-тематическое планирование

№ в теме

Тема

Дата

Практ

часть


План

Факт

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ 6 ЧАСОВ


1

1

Введение. «Язык и языкознание»(§1)


2

2

Введение. «Язык и языкознание»(§1)


3

3

Введение. «Язык и общение» (§2)


4

4

Введение. Текст.

РР 1

5

5

Введение. Текст. (§3)

РР 2

6.

6

Контрольный диагностичекий диктант

КР дикт 1

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 17 ЧАСОВ


7

1

Буква и звук. Алфавит.(§4)


8

2

Буква и звук. Алфавит.(§4)


9

3

Буква и звук. Алфавит.(§4)


10

4

Согласные звуки и буквы.


11

5

Глухие и звонкие согласные.(§5)


12

6

Глухие и звонкие согласные.(§5)


13

7

Согласные звуки и буквы.


14

8

Непроизносимые согласные. (§6)


15

9

Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)


16

10

Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)


17

11

Слог и ударение. (§8)


18

12

Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

РР 3

19

13

Правописание безударных гласных в корне слова. (§9)


20

14

Правописание безударных гласных в корне слова. (§9)


21

15

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)


22

16

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)


23

17

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

Контрольный словарный диктант

КР СД 1


МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ 18 ЧАСОВ


24

1

Работа над ошибками. Корень слова.


25

2

Родственные слова. (§11)


26-

3

Окончание и основа слова. (§12)


27

4

Окончание и основа слова. (§12)


28

5

Контрольное сочинение-рассуждение по данному началу.

КС 1

29

6

Контрольное сочинение-рассуждение по данному началу.


30-

7

Работа над ошибками. Приставки. (§13)


31

8

Приставки. (§13)


32

9

Суффиксы. (§14)


33

10

Суффиксы. (§14)


34

11

Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

РР 4

35

12

Сложные слова. (§15)


36-

13

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)


37

14

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)


38

15

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Контрольный словарный диктант

КР СД 2

39

16

Работа над ошибками.


40-

17

Изложение с продолжением.

РР 5

41

18

Изложение с продолжением.

РР 6


Лексикология 49 часов


42-43

Лексическое значение слова. (§17)



Лексическое значение слова. (§17)


44

Устная и письменная речь. (§18)

РР 7

45

Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)


46

Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)


47

Толковые словари.(§19)


48-

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)


49

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)


50

Однозначные и многозначные слова. (§21)


51

Однозначные и многозначные слова. (§21)

52

Лексическая сочетаемость. (§22)

РР 8

53

Тематическая группа. (§23)


54

Тематическая группа. (§23)


55

Синонимы. (§24)


56

Синонимы. (§24)


57-

Антонимы. (§25)


58

Антонимы. (§25)


59-

Омонимы. Паронимы. (§26)


60

Омонимы.


61

Паронимы. (§26)


62

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

РР 9

63

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

РР 10

64

Проверочная работа по теме «Лексика».

КР тест 1

65

Робота над ошибками. Контрольный словарный диктант.

КР СД 3

66

Понятие о чередовании. (§27)


67

Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)


68

Буквы Е//И в корнях с чередованием. (§28)


69

Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29)


70

Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29)


71

Буквы А//О в корнях с чередованием.(§29)


72

Изложение с продолжением.

РР 11

73

Изложение с продолжением

РР 12

74

Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)


75

Суффиксы -чик-//-щик-. (§30)


76

Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31)


77

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

РР 13

78

Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

РР 14

79

Особенности написания приставок на З//С. (§32)


80

Особенности написания приставок на З//С. (§32)


81

Особенности написания приставок на З//С. (§32)


82

Фразеологизмы. (§33)


83

Фразеологизмы. (§33)


84

Крылатые слова. (§34)


85

Изложение прочитанного текста.

РР 15

86

Изложение прочитанного текста.

РР 16

87

Повторение по теме «Лексикология». (§35)


88

Повторение по теме «Лексикология». (§35)


89

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Р

КР дикт 2

90

Работа над ошибками.


91

Части речи. (§36)


92

Части речи. (§36)


93

Имя существительное. (§37)


94

Имя существительное. (§37)


95

Род имён существительных(§38)


96

Род имён существительных(§38)


97

Выборочное изложение.

РР 17

98

Склонение имён существительных(§39)


99

Склонение имён существительных(§39)


100

Склонение имён существительных(§39)


101

Контрольное изложение

КИ 1

102

Контрольное изложение


103

Работа над ошибками Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)


104

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40)


105

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)


106

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41)


107

НЕ с именами существительными. (§42)


108

НЕ с именами существительными. (§42)


109

Контрольный диктант.

КР дикт 3

110

Работа над ошибками.


111-

Имя прилагательное. (§43)


112

Имя прилагательное. (§43)


113

Повествование с элементами описания.

РР 18

114

Повествование с элементами описания.

РР 19

115

Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)


116

Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)


117

Краткие прилагательные. (§45)


118

НЕ с именами прилагательными.(§46)


119

НЕ с именами прилагательными.(§46)


120

Изложение прочитанного текста.

РР 20

121

Изложение прочитанного текста.

РР 21

122-

Контрольный диктант.

КР дикт 4

123

Работа над ошибками.


124

Имя числительное. (§47)


125

Имя числительное. (§47)


126

Местоимение. (§48)


127

Местоимение. (§48)


128

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

КР тест 2

129

Работа над ошибками.


130

Глагол. (§49)


131

Инфинитив. (§50)


132

Инфинитив. (§50)


133

Средства связи предложений в тексте.

РР 22

134

Средства связи предложений в тексте.

РР23

135

Время глагола.(§51)


136

Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51)


137

Сочинение описание.

РР 24

138

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)


139

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)


140-

Правописание окончаний глаголов. (§53)


141

Правописание окончаний глаголов. (§53)


142

Правописание окончаний глаголов. (§53)


143-

Наречие. (§54)


144

Наречие. (§54)


145

Наречие. (§54)


146

Служебные части речи. (§55)


147

Служебные части речи. (§55)


148

Контрольное сочинение по картине.

КС 2

149

Контрольное сочинение по картине.


150

Работа над ошибками. Повторение материала по теме «Морфология». (§56)


151

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)


152

Контрольная работа.

КР тест 3

153

Работа над ошибками.


154

Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис? (§57)


155-

Словосочетание. (§58)


156

Словосочетание. (§58)


157

Словосочетание. (§58)


158

Предложение. (§59)


159

Предложение. (§59)


160

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)


161

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)


162

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)


163

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».


164

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

РР 25

165-

Наши эмоции и их отражение в предложении.

(§61)

РР 26

166

Наши эмоции и их отражение в предложении.

(§61)

РР 27

167

Диктант.


168

Работа над ошибками.


169

Как писать отзыв.

РР 28

170

Что такое грамматическая основа предложения? (§62)


171

Что такое грамматическая основа предложения? (§62)


172

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)


173

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63)


174

Второстепенные члены предложения. (§64)


175

Второстепенные члены предложения. (§64)


176

Определение. (§65)


177

Дополнение. (§66)


178

Обстоятельство. (§67)


179

Контрольное изложение.

КИ 2

180

Контрольное изложение.

КИ 2

181

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения. (§68)


182

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)


183

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)


184

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69)


185

Вопросный план текста.

РР 29

186-

Обращение. (§70)


187

Обращение. (§70)


188

Обращение. (§70)


189

Прямая речь. (§71)


190

Прямая речь. (§71)


191

План текста. Изложение с элементами сочинения.

РР 30

192

План текста. Изложение с элементами сочинения.

РР 31

193-

Контрольный диктант (контрольная работа).

КР дикт 5

194

Работа над ошибками.


195-

Сложное предложение. (§72)


196

Сложное предложение. (§72)


197

Сложное предложение. (§72)


198

Сложное предложение. Тренировочные упражнения


197

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)


199

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)


200

Подготовка к контрольной работе


201

Итоговая контрольная работа.

Кр тест

202-

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант

КР СД 4

203

Фонетика.


204

Фонетика.


205

Морфемика. Словообразование


206

Орфография


207

Лексикология


209

Морфемика


210

Синтаксис



Итого:

РР

Диктант

Словарный диктант

Контрольная работа (тест)

Изложение

Сочинение

210 часов

31

5

4

3

2

2






VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК и дополнительная литература

1. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

2. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2011.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.

6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard

8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Необходимое оборудование и оснащение

Кол-во

Нормативные документы, программно-методическое обеспечение,

локальные акты:

Учебно-методические материалы:

Дидактические и раздаточные материалы по предмету:

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета:

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

Учебно-практическое оборудование:

Оборудование (мебель):


VIIІ. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

© 2010-2022