- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебный проект по литературе «Образы православных святых в русской литературе»
Учебный проект по литературе «Образы православных святых в русской литературе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новичкова Е.А. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебный проект
по литературе
«Образы православных святых
в русской литературе»
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2. Образы православных святых в русской литературе:
2.1 Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий
2.2 Первые русские святые-князья Борис и Глеб
2.3 Равноапостольный князь Владимир
2.4. Преподобный Илия Муромец
2.5 Великий русский полководец и святой благоверный князь Александр Невский
2.6 Преподобный Сергий Радонежский
2.7 Святые Петр и Феврония Муромские
2.8 Блаженная Ксения Петербургская
2.9 Царская Семья Николая и Александры Романовых
2.10 Новый мученик за Христа воин Евгений.
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение
Пояснительная записка.
Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, в наше время отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению « земных сокровищ». Но при этом все осознают, что без «сокровищ небесных» попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Сложность ситуации в духовно-нравственной сфере жизни общества объясняется ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при расширении сети воскресных школ глубина и сила православного образа жизни, православных убеждений ещё недостаточна. Священники отмечают, что количество крещёных растёт, а храмы пустуют…
Духовный кризис России, о котором так много говорят и пишут, был и остаётся проблемой номер один. Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, утрата здорового чувства национального и культурного самосохранения - вот печальные приметы нашего времени. Несмотря на видимую гуманистическую направленность многих законов и государственных программ, духовное здоровье нации вызывает всё большие опасения.
Сегодня учёные, деятели культуры, педагоги сходятся во мнении, что только образованию по силам историческая роль возрождения высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов.
Зримые формы культуры, как известно, растут из незримого опыта духа. В основе русской культуры, да и государственности, лежит православие. Вместе с православным христианством на Русь пришла грамота. В течение нескольких веков - вплоть до начала XVIII века - «книжная премудрость» на Руси была по большей части духовной, а сами книги - богослужебными, пронизанными религиозным наставничеством. Правила жизни, прописанные в них, в течение нескольких веков являлись духовно-нравственными ориентирами для многих поколений воспитанных людей. Утрата веры привела к потере способности распознавать и воспринимать духовное.
Что же в наше сложное время может стать для человека нравственным ориентиром, способным вывести его из тумана заблуждений и привести (вернуть?) к внутренней свободе творить добро? Поиск этико-эстетического идеала и нравственных вершин особенно необходим молодым людям. Пока человек не узнает нравственное, он не поймёт, в чём безнравственное. Если подростку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, доброе от злого. Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.
Сегодня и православная, и светская педагогика сходятся в том, что важнейшим элементом воспитания являются примеры жизни людей, достойных подражания. Я. А. Коменский, указывая на воспитательную роль примера, имел в виду не только примеры, взятые из жизни, но и из истории. Исторически сложилось так, что именно от православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелёгкую историю, то сбиваясь с праведного пути, то возвращаясь на него. Идеал этот - святость. Он завещан нам предками, он «светит» и в древнерусской храмовой архитектуре, и в иконе, и в литературе, да и во всей истории Святой Руси.
Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает нас, педагогов современной школы, искать новые пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Однако, несмотря на огромную роль Православия в жизни России, в жизни всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа - от церкви. Как в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, которое имеет целью «спасение души»?
Д. С. Лихачёв утверждал, что народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт и гениев, приближающихся к этому идеалу. Православная традиция воспитания возвращает современную педагогику к образам православных святых как примеру душевной чистоты, идеалу величия Духа.
Для современного учителя жизнеописания святых могут служить практическим пособием, в котором он найдёт ответы на многие вопросы, встающие перед ним в деле нравственного воспитания личности. Знание подрастающим поколением примеров жизни православных подвижников приведёт к осмыслению собственной национальной принадлежности, к формированию высоких этических и эстетических идеалов, качеств подлинных патриотов Отечества. В житиях святых мы находим также и образец решения межнациональных проблем, так болезненно сказывающихся на судьбах миллионов людей.
Житие - жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека, в которой непременно есть явные проявления божественных чудес. Житийная литература - это особый жанр. Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения житий - тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия
Духовная национальная идея, идея смиренномудрия, которую воплощали наши святые, может и должна стать основополагающей в процессе возрождения национального идеала, преодоления духовной деградации личности, духовного кризиса общества.
Тема: «Образы православных святых
в русской литературе»
Цель:
1. Выявить особенности изображения святых в литературе.
2.Раскрыть литературоведческие и искусствоведческие понятия.
3. Воспитание духовности и нравственности на основе исследования.
Задачи проекта:
-
обеспечение усвоений основной информации по теме;
-
формирование у учащихся умения анализировать информацию, развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации;
-
воспитание бережного отношения к литературному наследию нашей страны; формирование у детей гражданско-патриотического сознания.
Типология проекта: информационный
Предметная область: литература
Форма организации детей: индивидуальная
Мотивация: личный интерес, желание расширить свои знания по теме.
Срок реализации: 1 - 22 марта 2014 г.
Результат проекта: презентации, размещенные на веб-сайте учителя, защита проекта в классе.
Этапы работы над проектом:
1 неделя - обсуждение выбранной темы и плана работы
2 неделя - работа учащихся с руководителем
3 неделя - самостоятельная работа учащихся
4 неделя - отчет о проделанной работе, защита проекта.
3. Реализация проекта
№ п/п
ФИО ученика
Тема
1.
Кулова Вика
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий
2.
Урусова Мадина
Первые русские святые-князья Борис и Глеб
3.
Джигкаев Чермен
Равноапостольный князь Владимир
4.
Гагиева Лика
Преподобный Илия Муромец
5.
Гикаев Максим
Великий русский полководец и святой благоверный князь Александр Невский
6.
Ачеева Милана
Преподобный Сергий Радонежский
7.
Тибилова Алена
Святые Петр и Феврония Муромские
8.
Соболева Анна
Блаженная Ксения Петербургская
9.
Караева Мадина
Царская Семья Николая и Александры Романовых
10.
Тлатова Валя
Новый мученик за Христа воин Евгений.
4. Заключение.
Подводя итоги, необходимо сказать, что общеобразовательная школа давно нуждается в том, чтобы Слово Божие зазвучало в её стенах не от случая к случаю, чтобы оно не зависело от того, насколько близок к Православию учитель, а стало неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И Жития святых на уроках тогда будут составной частью стройной системы учебно-воспитательного процесса.
Как не вспомнить, что основой семейного чтения ( а значит и воспитания тоже!) на Руси всегда была житийная литература. Эта литература может помочь и в школьных условиях, «Четьи-Минеи», так любимые в древности русским народом, могут и сегодня показывать, как жить по Закону Божьему, в любви к Богу и людям.
Церковный календарь представляет собой непрерывный праздник, каждый день чтят память какого-либо святого. Радость о каком-либо святом может стать для человека, вступающего в жизнь, той ступенькой лестницы, по которой он взойдёт к истинной вере.
С изучением житийной литературы решается вполне реальная задача: детям во всей полноте прививается нравственность, духовность. В результате обращения к житиям святых будут усвоены такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к Богу и ближнему. Дети не любят голых и нудных нравоучений и назиданий, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Каждый школьник непременно захочет узнать историю «своего» святого, в житии своего покровителя может найти утешение, раскрыть смысл духовной жизни, законов нравственности.
На Симеоновских общеобразовательных чтениях, в докладе Г.С.Ващенко, было сказано веское слово о громадном значении изучения житий святых: « Русь Святая - не образ, а национальная идея. Через историю святости можно изучать историю России. Изучение житий святых - это воспитание патриотизма через знакомство с жизнью государства. Это изучение культуры, обычаев народа. Один из главных смыслов обращения к житиям святых - это приучение к молитвенному обращению к святым о заступничестве за нас. Это опытное познание соборности Церкви. Это обретение личного живого духовного опыта»[17]. И учитель-словесник может и должен быть причастен к этому «одухотворению» подрастающего поколения через житийную литературу.
В прекрасной книге, именуемой «Цветник духовный», которая содержит «назидательные мысли и добрые советы, избранные из творений мужей мудрых и святых», нашла я замечательные слова Иоанна Златоуста: «Почитание святого состоит в подражании ему». «Если можно, если должно подражать Самому Всесвятому Богу (Мф.5, 48; Еф.5, 1), то как отказываться от подражания святым человекам, очевидно более нам доступного, и могущего нам служить руководством к Богоподражанию?» - вторит Иоанну Златоусту митрополит Филарет Московский [18]. И если об этом почитании святых земли Русской вести разговоры при каждом удобном случае и на уроках словесности, то это будет как раз той «лептой вдовицы», которая хоть и мала, но ценна в очах Божьих, которая может дать хоть и незаметные поначалу, но сильные ростки в детских душах. И постепенно наполнятся души добром и светом, оживёт Православная Русь…
Диво дивное, чудо чудное:
Зло над Родиной, время трудное, -
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встаёт над руинами.
Божий храм встаёт в волю вольную,
Ах, и песнь поёт - колокольную!..
До небес плывёт песня плавная:
Оживает Русь Православная!
(Евгений Санин) [19]
5. Литература:
[1] Энциклопедия для детей, т. 6. Религии мира, ч.2. М.6 Аванта+, 2002.
[2] Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славянские. В кн.: Церковнославянская грамота. Учебные очерки// СПб, 1998? c. 53.
[3] Интернет-ресурсы: Википедия. Жития святых. Жития святых для детей. Четьи-минеи.
[4] romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/boris_gleb/index.htm
[5] romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/nevskiy/nevskiy.htm
[6] Древнерусская литература / Житие Александра Невского
litra.ru/fullwork/get/woid/00628381189680994347/
[7] Б.К.Зайцев. Избранное. Издание Сретенского монастыря, 1998, с.95.
[8] Там же, с. 13.
[9] Там же, с. 95.
[10] Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. Сатисъ, Держава, С-Пб, 2005.
[11] romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/petr_fevronia_2/index.htm
[12] Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. - Мурманск: Изд. Мурманской епархии, 2003. (Православные подвижники Кольского Севера: Кн.II).
[13]Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию Жития. - С.-Пб - Мурманск: «Ладан», 2009. - (Православные подвижники Кольского Севера; книга 4).
[14] Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского: в излож. иеромон. Митрофана (Баданина). - Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; С-Пб: «Ладан», 2006 (Кольский патерик; кн. І )
[15] Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития /игум. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург, Мурманск: Ладан, 2007. ( Православные подвижники Кольского Севера; кн.3).
[16] Новый мученик за Христа воин Евгений. Москва, «Новая книга», 1999.
[17] «Просвет. центр собора св. блгв. вел. кн. А.Невского. М-лы Симеоновских образовательных чтений. Ващенко Г.С. Современное педагогическое значение житийной литературы.» prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_article=117&id_page=30
[18] Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, избранные из творений мужей мудрых и святых. В двух частях. Русская миссия, Москва, 1998.
[19] Евгений Санин. Духовная поэзия. Сатисъ, Санкт-Петербург, 1998.
Ресурсы сети Интернет.