Использование электронных учебников по русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Использование электронного учебника

на уроках русского языка и литературы»



Подготовила учитель русского языка

и литературы Уфимской коррекционной

школы-интернат №13 для детей с нару- шениями опорно-двигательного аппарата

Фаттахова Лилия Гафурьяновна.

2015 год.











ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

НА УРОКах РУССКОго языка и литературы

Мой педагогический стаж в школе достаточно большой,и все эти годы я старалась добросовестно учить и воспитывать детей. Мне всегда хотелось,чтобы мои уроки были интересными и запомни-лись,чтобы дети с удовольствием ходили на мои уроки. В школе они получают много разнообразной информации, и они все меньше удивляются, не умеют восхищаться, у них пропадает интерес к общению. Как же сделать так, чтобы пробудить в них интерес к общению и интерес к предмету?

Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои сужденияНаиболь-ших успехов в улучешении качества уроков,их совершенствования в современных условиях можно добитьсяявляется использование электронных учебников

Цели и задачи учителя русского языка и литературыв в использовании электронного учебника таковы:

• сделать уроки более наглядными, используя возможность просмотра репродукций и прослушивания музыкальных произведений;

• сделать процесс обучения учащихся более занимательным и интересным;

• пробудить в школьниках стремление к знаниям и самостоятельной форме обучения;

• получить возможность контроля уровня знаний и усвоения материала с использованием компьютерного тестирования;

Использование электронного учебника на уроке русского языка, позволяет заинтересовать учащихся, контролировать их деятельность , значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом

Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV__- XX веков". Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XV__ в. до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XX в. позволяет учащимся комплексно работать с текстом, в том числе маркировать, комментировать, создавать закладки в тексте.

Преимущества использования электронного учебника в том, что:

  • Весь материал показан разнообразно - если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.

  • В полной мере использован принцип наглядности

  • Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями.

  • Хорошо даны тестовые вопросы - ученик тут же может ответить и проверить свои знания.

  • Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему.

  • Кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз.

При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удоволь-ствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот тур, т.е. понять заданную тему. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, разви-вает интеллект.

На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.

Также сами тесты представлены в разнообразной форме, нужно не просто отметить вариант ответа, а вставить его в определенную таблицу (форму), провести линии, соединяющие разные термины и т.д. И что самое главное, здесь же даются правильные ответы, просмотр которых позволяет ученику понять и запомнить верные решения.

При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии. Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются в электронных учебниках, с интересом отвечают на тестовые вопросы, это формирует способность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.

На своих уроках, кроме электронных учебников, я также использую интернет, который позволяет найти много интерес-ной и полезной информации.

Важным этапом работы я считаю диагностику. В начале учебного года я определяю уровень обучаемости учеников. Затем в течение учебного года по итогам проверочных работ сравниваю уровень обученности с начальным. Это позволило мне прийти к выводу, что современные технологии с использованием электронных учебников и интернета значительно повышает качество знаний учащихся, поднимает общий уровень развития, расширяет кругозор, стимулирует любознательность.

Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как ее обновить, усовершенствовать. Желание опробовать что-то новое, я думаю, присутствует в работе учителя всегда, т.к. сама профессия предполагает постоянное творчество. Стремление «сотворить что-то» может по разным причинам угасать, а затем разгораться с новой силой. Свежим ветром, разжигающим пламя творчества, для меня стал компьютер с интернетом.

Работая с электронными учебниками «Уроки русской литературы Кирилла и Мефодия», могу указать плюсы данных учебников.

Материал изложен доступно, используется огромное количество иллюстраций к произведениям, практически на каждом уроке используется тренажер: например:

а) 1. Для прозаических произведений- определить элементы композиции- даются отрывки произведений и нужно определить каким элементом композиции он является, кульминацией, завязкой или развязкой / А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 8 класс слайд № 9 )

2. определить, какие изобразительно-выразительные средства использовал писатель в данном произведении./М.Э.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» 7 класс слайд № 5 /;

3. соотнести ремарки, высказанные в сторону и ремарки, высказанные вслух городничим при встрече с ревизором /Н.В.Гоголь «Ревизор» 8 класс слайд № 9 /;

4. распределить цитаты и черты характера главным героям /7 класс Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» слайд № 5 / и т.д

б) 1. Для поэтических произведений- определить стихотворный размер/7 класс М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всеросийский престол...»слайд № 6 /;

2. основываясь на данные отрывки, дать характеристику двум полководцам Петру I и Карлу XII / 7 класс А.С.Пушкин «Полтава»слайд № 9 /

3.Использование электронных учебников по русскому языку и литературе При изучении пословиц и поговорок нужно их разделить на 2 группы/7 класс «Пословицы и поговорки» слайд № 6 / ,

поИспользование электронных учебников по русскому языку и литературедобрать рисунок к данной пословице /7 класс «Пословицы и поговорки »слайд № 7 /;

На некоторых уроках есть фрагменты фильмов, снятых по данным литературным произведениям /8 класс А.С.Пушкин «Капитанская дочка» слайд № 6,7 /; Н.В.Гоголь «Ревизор» слайд № 6,7/

Еще одним огромным плюсом к данному электронному учебнику можно отнести то, что после изучения каждого произведения можно провести тест, и то, что в этом учебнике есть тексты практически всех произведений русской классики, изучаемой в школе.

Подытоживая свой доклад, хочу пожелать учителям, которым предстоит претворять в жизнь новые проекты, только одного: чтобы мыслили творчески и искали собственные пути в этом стремительно меняющемся и интересном мире новых информационных технологий.

Основные электронные учебные пособия, используемые на уроках русского языка:

1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий - 2006».

2. Уроки русской литературы Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий - 2006».

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


© 2010-2022