• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок литературы в 7 классе с методическим обоснованием. М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Учитель Дёмина О. П

Урок литературы в 7 классе с методическим обоснованием. М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Учитель Дёмина О. П

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Две жизни - две судьбы (2-й урок по поэме М.Ю.Лермонтова

«Песня ...про купца Калашникова»)


Эпиграф к уроку.

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди: Кто-то год, а кто-то целый век.

Кто-то вечно в этом мире будет...

Л. Преображенская.

Общие цели: - продолжить обучение языку словесного искусства;

  • расширять культурный кругозор учащихся;

  • помочь прийти к осмыслению изображаемого и авторского отношения к нему; к постижению художественной идеи произведения.

Диагностические цели: - смогут воссоздать картину жизни описываемой эпохи,

русский семейный быт;

-выразить свое мнение, свое отношение к изображаемому; выделять композиционные части произведения; -определять тему и идею произведения, его жанровую основу; характер человека по его поступкам;

  • вычленить общечеловеческие проблемы, заключенные в произведении;

  • раскрыть общечеловеческие ценности: любовь, дом, семья, честь и достоинство;

  • смогут оперировать понятиями: нравственность, нравственные законы, нравственный выбор, нравственная правда.

Оборудование: Интерактивная доска.

Словарная работа: быт, антитеза, нравственность, христианские заповеди.

Ход урока.


  1. Выявление восприятия

Учебные задачи: - установить правильность и осознанность выполнения

всеми учащимися дом. задания;

  • устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

  • добиться от уч-ся восприятия, которое создаёт мотивацию к

перечитыванию текста и его анализу.


  1. Вступительное слово учителя: тема урока, эпиграф, цель.

  2. Проверка дом. задания.

Идейно-художественное содержание двух сцен. (Рассказы по вариантам)

I. Вариант-рассказ «Семейный быт Калашникова»

II. Вариант-рассказ «Семейная драма Калашникова»)

3. Вопросы на выявление восприятия:

  1. Какие события в «Песне» вы считаете основными?

  2. Какие из них наиболее драматичны?


  1. Этап изучения произведения.

Учебные задачи:

- дать учащимся конкретное представление об изученных фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;

-добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации знаний;

- усвоение уч-ся способов, путей и средств, которые привели к данному

обобщению.

1. Запись в тетрадях 2-х вопросов: 1) Проблемный вопрос:

Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?

2) Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы цвет вы окрасили фон? Почему?

2. Беседа.

  1. Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?

  2. С помощью каких изобразительных средств рисуется образ зимнего утра?

  3. Как это соотносится с событиями?

  1. Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека?

  1. Какой эпизод является кульминацией?

  2. Что ждет участников кулачного боя?

  3. Повторение понятия об антитезе.

  1. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? (Найти доказательство правоты суждения в тексте)

  1. Кто участвует в поединке?

10)Каково происхождение Кирибеевича и Калашникова

3.Составление кластеров по вариантам:

характеристика Кирибеевича и Калашникова

Вопросы: - однозначна ли характеристика этих персонажей?

  • к кому из них отношение других людей противоречиво?

  • какова ваша оценка характера и поведения Кирибеевича и Калашникова?

4.Попробуем передать это в чтении сцены «Перед боем».

(Чтение по ролям)

Вопросы: - зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

- из каких побуждений идет на бой Калашников?

6.Чтение сцены боя (учитель читает).

7. Беседа.

  1. Проблемный вопрос «Кто является настоящим героем и почему?»

  2. Какие художественные средства помогают сделать вывод, что Калашников-былинный герой, русский богатырь?

  1. Что спасает Калашникова в бою от смертельного удара? Почему он побеждает?

  2. Почему Калашников не открывает истинной причины своего поступка царю?

  3. Считает ли Калашников себя правым, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?

6) Почему он говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви божией вы за душу
мою, душу грешную»?

7) Дать понятия: «христианские заповеди», «нравственность», «нравственный

выбор», «нравственная правда».

8)Как погибает каждый из героев поэмы?

9)Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием его могилы?

  1. Какова народная оценка поступка Калашникова?

  2. Обращение вновь к эпиграфу.

8. Сравнить описание могилы Калашникова со строками из поэмы «Беглец».

И труп, от праведных изгнанный,

Никто к кладбищу не отнес,

И кровь с его глубокой раны

Лизал, рычал, домашний пес;

Ребята малые пугались

Над хладным телом мертвеца,

В преданьях вольности остались

Позор и гибель беглеца.

9. Учитель: Финал поэмы обладает важнейшим свойством подлинной трагедии, которая со времен античности называется катарсисом.

Катарсис - просветление, которое читатель испытывает под влиянием пережитого им чувства сострадания к героям, ощущение торжества некой правды, более высокой, чем житейская.

И возвращаемся к вопросу, записанному в тетради:

Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы вы цвет вы окрасили фон? Почему?

III. Этап обобщения.

Учебные задачи:

- проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

1. Творческая работа: написать сценарий III главы.

IV. Домашнее задание.

1. Написать сочинение.

Методическое обоснование

I этап - выявление восприятия

Организуя этот этап урока, я использую вопросы аналитического характера, направленные на осмысление содержания произведения, восприятие как на репродуктивном уровне, так и на проблемном, которые создают мотивацию к чтению текста произведения и его анализу.

II этап - изучение произведения. (III главы)

На данном этапе обращаю внимание на композицию, стилистические особенности, художественные средства, роль пейзажа, считая, что это позволит привести уч-ся к художественной идее произведения, к авторской позиции. Для этого использую аналитические и творческие задания, что позволяет развивать логическое и образное мышление уч-ся.

Вопросы 2 и 7 подэтапов разделены на смысловые группы, которые ведут к конкретному выводу, от вывода к выводу уч-ся продвигаются к цели, идее произведения.

Также есть вопросы, которые помогают прийти уч-ся к пониманию понятий «нравственность», «христианские заповеди». Помимо вопросов, организующих целостный анализ текста, в содержание урока включено сопоставление со строками из поэмы «Беглец», которое глубже помогает понять идею поэмы и авторский замысел.

III этап - обобщение

На этом этапе я использую творческую работу (написать сценарий III гл.) с целью проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

IVэтап - постановка дом.задания

Дом.задание носит обобщающий характер, завершает изучение произведения творческая работа - сочинение.

© 2010-2022