- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык для СПО на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык для СПО на 2015-2016 учебный год
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондарькова Т.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено
на заседании МК ООД
Протокол № от « » 2015г.
Согласовано
Зам. директора БПОУ «НАИТ»
_________И.А. Краснолобова
« » 2015 г.
Утверждаю
Директор БПОУ «НАИТ»
___________Н.А Ситников
« » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ 01 Русский язык и литература. Русский язык
для профессии 15.01.05 Сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)
2015
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) ) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015 г.
Организация разработчик:
Бюджетное профессионально образовательное учреждение Омской области «Называевский аграрно-индустриальный техникум»
Рабочую программу разработал:
преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бондарькова Т.В. _____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………4 - 7
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………7 - 26
3. Условия реализации программы учебной дисциплины …………… 26 - 29
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ……… 29 - 33
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в Бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Называевский аграрно-индустриальный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: 15.01.05 «Сварщик», 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 19.01.17 «Повар, кондитер» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. Изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
-
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
-
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой);
-
совершенствование умений обучающимися осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить её содержание в необходимом объёме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций происходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
-
личностных:
-
воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
-
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
-
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
-
метапредметных:
-
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
-
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретённых знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
-
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
-
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
-
предметных:
-
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
-
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского фязыка;
-
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
-
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
-
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла: литературой, историей, обществознанием, иностранным языком, включена профессиональная направленность, которая прослеживается в заданиях по изучению профессиональной лексики, терминологии, предлагаемых обучающимся для работы.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;
самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
171
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
57
в том числе:
внеаудиторной самостоятельной работы
57
Итоговая аттестация в форме экзамена 6
2.2 Тематический план
№
п/п
Вид учебной работы
Количество часов
I.
Аудиторные занятия
Содержание обучения
1.
Введение
3
2.
Входной контроль
1
3.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
17
4.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
10
5.
Лексикология и фразеология
14
6.
Морфемика, словообразование, орфография
12
7.
Морфология и орфография
27
8.
Синтаксис и пунктуация
30
Итого
114
II.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка рефератов, сообщений, устных высказываний, докладов, проектов, презентаций
39
III.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
Всего
171 часов
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем, № урока
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
Объём часов
Уровень освоения
-
Введение. Общие сведения о языке.
2 часа
1.1 Язык как система. История развития русского языка.
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество.
Язык и история народа.
1
2
1.2 Место и назначение русского языка в современном мире. Наука о языке.
Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий (специальностей) СПО.
1
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
3 часа
-
Реферат на тему «Русский язык среди других языков мира».
-
Доклад на тему «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка».
-
Монологическое письменное высказывание на тему «Русский язык в межнациональном общении».
2,3
2,3
3
Входной контроль
Диктант.
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка.
1 час.
3
-
Язык и речь. Функциональные стили речи.
17 час.
2.1 Язык и речь.
Виды речевой деятельности. Речевая ситуация. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1
2
2.2 Текст.
Понятие о тексте. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.
1
2
2.3 Практическое занятие
Анализ структуры текста.
1
2
2.4 Функционально- смысловые типы речи.
Повествование. Описание. Рассуждение. Соединение в тексте различных типов речи.
1
2
2.5 Текст и виды его преобразования
Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект.
1
2
2.6 Практическое занятие
Информационная переработка текста.
Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Освоение видов переработки текста.
1
2
2.7 Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи.
Формы существования русского языка. Понятие о функциональных разновидностях речи. Разговорная речь, сфера её использования, признаки, назначение. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
1
2
2.8 Научный стиль.
Назначение научного стиля. Подстили. Жанры. Лексика научного стиля.
1
2
2.9 Публицистический стиль.
Основные признаки публицистического стиля, его назначение. Жанры. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
1
2
2.10 Сочинение в жанре эссе.
Отличительные особенности эссе. Создание текста в жанре эссе.
1
2,3
2.11 Официально-деловой стиль речи.
Отличительные признаки. Сфера использования. Назначение. Основные жанры. Культура официально-делового общения.
1
2
2.12 Практическое занятие
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
1
2
2.13 Язык художественной литературы.
Образность. Широкое использование изобразительно-выразительных средств. Индивидуально-языковой стиль писателя.
1
2
2.14,15 Изложение с творческим заданием.
Воспроизведение художественного текста по памяти. Совершенствование продуктивных (письмо) видов деятельности. Творческое задание к тексту: роль эпизода для раскрытия характера героев.
2
2,3
2.16,17 Практическое занятие
Лингвостилистический анализ текста.
Совершенствование навыков анализа текста, орфографических и пунктуационных навыков. Комплексный анализ текста.
2
2
Самостоятельная работа
8 час.
-
Рефераты на тему: «Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования», «Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи».
-
Доклад «СМИ и культура речи», «Виды делового общения, их языковые особенности».
-
Устное высказывание «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения».
-
Презентация «А.С. Пущкин - создатель современного русского литературного языка».
-
Индивидуальный проект «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы».
2,3
2,3
3
2,3
2,3
-
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
10 час.
3.1 Звуковой состав языка.
Фонетические единицы. Понятия звука и фонемы, открытого и закрытого слога. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
1
2
3.2 Употребление буквы ь.
Разделительные Ъ и Ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.
1
2
3.3 Основные нормы современного литературного произношения и ударения.
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Выразительные средства русской фонетики (благозвучие речи, звукопись, ассонанс, аллитерация). Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Преодоление произносительных недочетов и индивидуальных нарушений орфоэпической нормы. Использование орфоэпического словаря.
1
2
3.4 Практическое занятие. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Закрепление навыков фонетического разбора. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.
1
2
3.5 Правописание безударных гласных.
Определение орфографии. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова. Орфограммы-гласные в корне. Отступления от морфологического принципа - исторические чередования, фонетические мены.
1
2
3.6 Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов.
Основные группы орфограмм-согласных в корнях слов и условия их написания в соответствии с орфографическими нормами.
1
2
3.7 Правописание о-ё после шипящих и ц.
Правописание гласных о-ё после шипящих и ц в корне слова, суффиксе и окончании.
1
2
3.8 Правописание приставок.
Правописание приставок на з-/с-. Правописание и-ы после приставок.
1
2
3.9 Практическая работа. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Наблюдение на практическом занятии на письменном материале.
1
1,2
3.10 Контрольная работа.
Развитие навыков грамотного письма, лингвистического разбора. Работа с тестами.
1
2,3
Самостоятельная работа
5 час.
-
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
-
Изучение акцентологического минимума.
-
Монологическое высказывание на тему «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
2
3
2,3
4. Лексикология и фразеология
14 час.
4.1 Слово в лексической системе языка.
Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Работа со статьями толкового словаря. Расширение знаний об омонимах (омофоны, омографы, омоформы). Контекстуальные синонимы и антонимы.
1
2
4.2 Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. Метафора, метонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза. Оксюморон.
1
2
4.3 Практическая работа. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Подбор тексов, нахождение и определение изучаемого языкового явления.
4.4 Лексика с точки зрения её происхождения.
Лексическая система русского языка. Два пласта слов в словарном составе русского языка в зависимости от происхождения: лексика исконно русская и заимствованная. Заимствованные слова: старославянизмы и слова из других языков. Подразделение исконно-русских слов на три группы: слова общеславянские, восточнославянские и собственно русские.
1
2
4.5 Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.
Нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
4.6 Активный и пассивный словарный запас.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Способы толкования слов, в том числе лингвистических, литературоведческих и других научных терминов. Группировка слов по тематическому признаку. Словарь В.И. Даля.
1
2
4.7 Фольклорная лексика.
Русские пословицы и поговорки.
1
1,2
4.8 Практическое занятие
Связное высказывание на лингвистическую тему.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
1
2,3
4.9 Фразеологизмы, особенности их употребления.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Различение свободных и несвободных словосочетаний. Понятие фразеологизма в его узком и широком значениях. Отличие фразеологизма от слова.
Происхождение фразеологизмов: исконно русские; заимствованные; старославянского происхождения. Их стилистическая окраска, нормативное употребление в соответствии со значением и стилистическими свойствами. Сочетание выполняемых по фразеологии упражнений с тренировкой по орфографии и пунктуации. Фразеологические словари.
1
2
4.10 Словари русского языка.
Знакомство и работа со словарными статьями.
1
2
4.11,12 Практическое занятие. Лексико-фразеологический анализ языковых единиц.
Выведение алгоритма лексического анализа. Анализ и оценивание речевых высказываний. Соблюдений лексических норм. Использование синонимических конструкций. Лексико-фразеологический анализ текста.
1
2
4.13 Лексические нормы
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
1
2
4.14 Контрольная работа
Тестирование
1
3
Самостоятельная работа
7 час.
-
Работа со словарями: толковым, фразеологическим, синонимов, иностранных слов, словарём В. Даля. Определение значения слов путём подбора синонимов, развёрнутого толкования.
-
Составление тезисного простого и подробного планов статей учебника (с.34-37; с.40-41,43, 45-46; с47-49).
-
Сообщение на тему «В.И. Даль как создатель Словаря живого великорусского языка».
-
Связное высказывание «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке».
-
Подбор и составление текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
1,2
2
2,3
2,3
2
5. Морфемика, словообразование, орфография.
12 час.
5.1 Состав слова.
Морфемика как раздел языкознания. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.
1
2
5.2 Практическое занятие
Морфемный разбор слова.
Порядок морфемного разбора слова для понимания внутренней формы слова.
5.3 Способы образования слов.
Морфологические способы словообразования. Аффиксальные и безаффиксальные способы. Неморфологические способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Выразительные словообразовательные средства. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии.
1
2
5.4 Практическое занятие
Словообразовательный и этимологический анализ.
Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.
1
2
5.5,6 Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных.
1
2
5.7 Правописание приставок при-/пре-.
Употребление приставок в разных стилях. Правописание приставок пре-/при-.
1
2
5.8 Правописание сложных слов.
Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов.
1
2
5.9 Практическое занятие
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
5.10,11
5.12 Контрольный диктант.
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. Основные виды разбора.
1
3
Самостоятельная работа
6 час.
-
Реферат на тему «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».
-
Конструирование слов по схемам, расшифровка сложносокращённых слов.
-
Работа с этимологическим словарем по происхождению своего имени, фамилии.
-
Выполнение тестов.
2,3
3
3
3
2 курс
-
Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление.
Изменения в лексике, морфемике, морфологии, фонетике. Реформы языка: 1708г., 1918г., 1956г., 2009г.
1 час
2
7. Морфология и орфография
27 час.
Самостоятельные части речи
17 час.
7.1 Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи.
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание существительных в форме множественного числа.
1
2
7.2 Правописание имен существительных.
Правописание фамилий и населённых пунктов в творительном падеже. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных слов и аббревиатур.
1
1,2
7.3 Имя прилагательное как часть речи. Правописание имён прилагательных
Грамматические признаки прилагательного. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Употребление прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени, в краткой форме. Речевые ошибки при употреблении слов в форме степени сравнения.
Практическая работа. Полный морфологический разбор прилагательных. Правильность употребления имен прилагательных в речи.
1
2
7.4 Правописание имён прилагательных.
Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
1
1,2
7.5 Практическое занятие.
Полный морфологический разбор имени существительного и прилагательного. Правильность употребления имен прилагательных в речи.
1
2
7.6 Имя числительное
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание и употребление числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и т.д. с существительными разного рода. Практическая работа. Морфологический разбор.
1
2
7.7 Местоимение
Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Особенности употребления их в речи.. Практическая работа. Морфологический разбор. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
1
2
7.8 Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Правописание местоимений в соответствии с орфографическими правилами.
1
2
7.9 Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
Основные грамматические категории и формы глаголов. Инфинитив. Переходность-непереходность глаголов. Возвратные глаголы. Наклонение глаголов. Категория времени. Спряжение глаголов. Формообразование глаголов. Особенности употребления глаголов: хотеть, бежать, ехать, жечь, чтить. Морфологический разбор глагола.
1
2
7.10 Правописание глаголов
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов, глаголов повелительного наклонения. Употребление Ь в глаголах. Слитное-раздельное написание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи.
1
2
7.11 Причастие как особая форма глагола.
Причастие как особая глагольная форма. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Образование причастий. Морфологический разбор причастий.
1
2
7.12 Правописание причастий.
Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание НЕ с причастиями. Условия написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
1
2
7.13 Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий. Значение и употреблений деепричастий. Переход деепричастия в наречия и производные предлоги. Правописание НЕ с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастий.
1
2
7.14 Практическое занятие
Причастный и деепричастный обороты.
Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
1
1,2
7.15 Наречие
Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Лексико-грамматические разряды наречий. Морфологический разбор. Употребление в речи и использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
1
2
7.16 Правописание наречий.
Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
1
1,2
7.17 Контрольный диктант
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. Основные виды разбора.
1
3
Самостоятельная работа
9час.
-
Подбор текстов с определёнными орфограммами и пунктограммами.
-
Доклад «Слова категории состояния».
-
Связное высказывание «Правописание числительных и склонение количественных числительных».
-
Сообщение « Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль» (на примере лирики русских поэтов).
-
Составьте лингвистическую задачу по теме «Наречие».
-
Употребление причастий и деепричастий в художественных текстах.
2
2,3
2,3
2,3
2,3
2,3
Служебные части речи
10 час.
7.18 Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Разряды предлогов по значению. Однозначные и многозначные предлоги. Употребление предлогов. Синонимы и антонимы предлогов. Различение предлогов и других частей речи. Морфологический разбор предлога.. Условия слитного, раздельного и дефисного написания предлогов. Синтаксические нормы, связанные с употреблением предлогов
1
2
7.19 Союз как часть речи. Правописание союзов.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы и их виды. Подчинительные союзы и их группы. Союзы и союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. Употребление союзов, синтаксические нормы. Союз как средство связи предложений в тексте.
1
2
7.20. Частица как часть речи. Правописание частиц.
Разряды частиц по значению. Морфологический разбор частицы. Частицы как средство выразительности речи. Употребление их в речи. Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. Омонимия частиц.
Раздельное и дефисное написание частиц. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Практическая работа. Отработка умения правильного написания частиц.
1
1,2
7.21 Междометия и звукоподражательные слова.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
1
1,2
7.22 Практическое занятие
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
1
1,2
7.23 Итоговый тест по теме «Служебные части речи. Междометие».
Проверка знаний. Развитие навыков работы с тестами.
1
3
7.24,25 Сочинение рассуждение.
Практическое занятие. Правописные и стилистические навыки.
1
2,3
7.26 Работа над ошибками
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе и сочинении.
1
1,2
7.27 Резервный урок
1
Самостоятельная работа
7 час.
1. Переход слов их самостоятельных частей речи в служебные. (Подготовка теоретического материала)
2. Выполнение тестовых заданий.
3. Мини сочинение «Мой город в будущем» (тема может меняться).
4. Индивидуальные сообщения: «Вклад М.В. Ломоносова,
(Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова) в изучение русского языка».
2,3
3
2,3
2
8. Синтаксис и пунктуация
30 час.
8.1 Основные единицы синтаксиса.
Принципы русской пунктуации. Типы знаков препинания и их функции. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Строение словосочетания. Нормы построения словосочетаний. Виды связи слов в словосочетании.
Практическая работа. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Особенности употребления. Синонимия словосочетаний.
1
2
8.2 Классификация простых предложений.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, по структуре. Классификация предложений по наличию главных членов. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Грамматическая основа предложения. Сказуемое и его основные типы.
1
2
8.3 Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого и подлежащего.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире. Согласование сказуемого и подлежащего.
1
2
8.4 Особенности употребления второстепенных членов предложения.
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного и существительного в родительном падеже.
1
1,2
8.5 Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Понятие об односоставных и неполных предложениях. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Обобщённо-личные предложения. Использование в разных типах и стилях речи.
1
2
8.6 Назывные предложения.
Предложения с одним главным членом в форме подлежащего. Пунктуация в конце назывных предложений.
1
2
8.7 Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, связанные союзной связью и интонацией перечисления. Виды сочинительных союзов. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и приложения. Обобщающие словами при однородных членах и знаки препинания при них. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Практическая работа. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
1
2
8.8 Предложения с обособленными членами.
Обособление определений.
Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.
Практическая работа. Наблюдение над функционированием правил пунктуации.
1
2
8.9 Обособленные приложения и дополнения.
Понятие об обособлении. Обособленные приложения. Согласованное и несогласованное приложение. Приложения, присоединяемые союзом как. Обособленные дополнения.
1
1,2
8.10 Обособленные обстоятельства.
Основные правила обособления обстоятельств. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.
1
1,2
8.11 Сравнительный оборот и уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие, дополнительные и присоединительные конструкции.
1
2
8.12 Вводные слова, предложения и вставные конструкции.
Определение вводных слов. Группы вводных слов. Роль вводных слов в предложении. Их отличие от членов предложения. Значения вводных слов и предложений. Случаи необособления.
Практическая работа. Обособление вводных конструкций на письме.
1
2
8.13 Знаки препинания при обращении и междометии в составе предложения.
Определение обращения. Форма, чем выражено и место в предложении. Интонация произношения. Особенности употребления в устной и поэтической речи. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
1
2
8.14 Практическое занятие Пунктуационный анализ текста.
Систематизация изученного. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Синтаксический разбор предложения.
1
2,3
8.15 Контрольный диктант по теме «Простое осложнённое предложение».
Тематический контроль знаний, умений и навыков. Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. Основные виды разбора.
8.16 Сложносочинённое предложение.
Сочинительные союзы и их виды. Значения сложносочинённых предложений. Знаки препинания в ССП. Синонимика ССП с различными союзами. Употребление ССП в речи.
1
2
8.17 Сложноподчинённое предложение с одним придаточным.
Отличие ССП и СПП. Способы прикрепления придаточных предложений. Место придаточного предложения по отношению к главному. Виды придаточных предложений. Составление схем и разбор предложений.
Виды подчинения придаточных. Пунктуация между придаточными с однородным подчинением. Пунктуация в случае стыка двух союзов при последовательном подчинении.
1
2
8.18 Практическое занятие. Синонимия сложноподчинённых предложений и предложений с причастными оборотами.
Замена СПП синонимичными им предложениями с причастными и деепричастными оборотами. Выполнение синтаксического разбора СПП.
1
1,2
8.19, 20 Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
Подчинительные союзы и союзные слова. Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
1
1,2
8.21 Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка. Синтаксический разбор сложного предложения.
1
3
8.22 Бессоюзное сложное предложение.
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Средства связи в БСП. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных. Знаки препинания в БСП.
1
2
8.23 Сложные предложения с разными видами связи.
Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь. Практическая работа. Пунктуационный анализ. Составление схем и разбор предложений.
1
2
8.24 Предложения с прямой речью.
Прямая речь перед словами автора. Прямая речь после слов автора. Прямая речь разрывается слова автора. Прямая речь в середине слов автора. Пунктуация при диалоге.
1
2
8.25 Замена прямой речи косвенной.
Определение косвенной речи. Место косвенной речи в предложении. Практическая работа.
1
2
8.26 Цитаты и способы цитирования.
Способы цитирования поэтического текста.
1
2
8.27 Практическое занятие по сложному предложению.
Систематизация изученного. Основные виды пунктограмм. Объяснение на практике изученных пунктуационных норм. Схематическое обозначение. Синтаксический разбор сложного предложения.
1
2,3
8.28,29 Итоговый тест (или многоаспектный анализ текста)
Проверка навыков анализа текста, орфографических и пунктуационных навыков. Комплексный анализ текста.
2
3
8.30 Резервный урок
1
Внеаудиторная самостоятельная работа
-
час.
-
Заполнить своими примерами таблицу «Простое осложнённое предложение».
-
Обобщите правила обособления определений, заполнив таблицу.
-
Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение синтаксиса и выполните их.
-
Рассмотрев одно из произведений живописи, составьте 6 предложений с разными знаками завершения.
-
Реферат на тему «Использование сложных предложений в речи».
-
Индивидуальные сообщения: «Роль словосочетания в построении предложения», «Синонимия простых предложений».
-
Выполнение тестовых заданий.
3
2,3
2
3
2
2
3
Всего
114 час.
-
Темы рефератов, докладов
-
Русский язык среди других языков мира.
-
Языковой портрет современника.
-
Молодёжный сленг и жаргон.
-
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
-
А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка.
-
Русский литературный язык на рубеже ХХ - ХХ1 веков.
-
Язык и культура.
-
Вопросы экологии русского языка.
-
Виды делового общения, их языковые особенности.
-
Языковые особенности научного стиля речи.
-
Особенности художественного стиля.
-
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
-
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
-
СМИ и культура речи.
-
Устная и письменная форма существования русского языка и сферы их применения.
-
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
-
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
-
Русское письмо и его эволюция.
-
Антонимы и их роль в речи.
-
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
-
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
-
В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка.
-
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
-
Учение о частях речи в русской грамматике.
-
Грамматические нормы русского языка.
-
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на примере произведений художественной литературы).
-
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики поэтов).
-
Категория наклонения глагола, её роль в текстообразовании.
-
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
-
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
-
Слова -омонимы в морфологии русского языка.
-
Роль словосочетания в построении предложения.
-
Односоставные предложения в русском языке.
-
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
-
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
-
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
-
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
-
Использование сложных предложений в речи.
-
Способы введения чужой речи в текст.
-
Русская пунктуация и её назначение.
-
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-планирующая документация;
- наглядные и электронные пособия;
- рекомендуемые учебники;
- дидактический и раздаточный материал;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
1
Персональный компьютер
Компьютер 13100041
2
Проектор стационарный EPSON
Мультимедиа-проектор EB - X02
Инв. № 13100099
3
Экран
5
Монитор
6
Ноутбук
Lenovo
7
Мышка
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для студентов
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2006.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2013.
-
Введенская Л.А. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Уч. пособие для СПО. Ростов- на- Дону: Феникс 2005.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.
-
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
-
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. М., 2014.
Для преподавателей
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.3013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ, от 27.05.2014 №135-ФЗ, от 04.06.2014 №148-ФЗ, с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 04.06.2014 №145-ФЗ).
-
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №24480).
-
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
-
Алентикова С.А., Демидова Н.И. Симакова Е.С. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику А.И. Власенкова,
Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». М.: Экзамен, 2009.
-
Бисеров А.Ю. Русский язык: 50 типовых вариантов для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2013.
-
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. Пособие для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
-
Вялкова Г.М. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. М.: Планета, 2012.
-
Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение, 2007.
-
Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: ВАКО, 2014.
-
Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. М.: ВАКО, 2014.
-
Егорова Н.В. Контрольно- измерительные материалы по русскому языку. 10 класс. М.: ВАКО, 2014.
-
Егорова Н.В. Контрольно- измерительные материалы по русскому языку. 11 класс. М.: ВАКО, 2014.
-
Золотарёва В.И., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И. Власенкова (10 класс). М.: ВАКО, 2008.
-
Золотарёва В.И., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И. Власенкова (11 класс). М.: ВАКО, 2008.
-
Нарушевич А.Г. Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. Ростов-на- Дону: Легион, 2014.
-
Нарушевич А.Г., Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
-
Потапова Г.Н. Тренировочные диктанты по русскому языку (10-11 классы). М.: Экзамен, 2006.
-
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М.: ООО ТИД Русское слово, 2004.
-
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
-
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Уч.-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
-
Текучева И.В. Тесты и задания по русскому языку к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. М.: Астрель, 2011.
Словари
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Наука, 1986.
-
Ахманова О.С. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
-
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2008.
-
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Словарь-справочник: слитно или раздельно? М.: Русский язык, 1982.
-
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Советская энциклопедия, 1986.
-
Лёхин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов. М.: Гос.изд-во иностранных и национальных словарей. 1989.
-
Лапатухин М.С., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1989.
-
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. М.: Просвещение, 1988.
-
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.: Просвещение, 1987.
-
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М.: Просвещение, 1991.
-
Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. М.: Русский язык, 1985.
Интернет -ресурсы
-
eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР0.
-
ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
-
russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
-
etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
-
rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
-
uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
-
Ucheba.com (Образовательный портал «Учёба»: «Уроки» (uroki.ru)
-
metodiki.ru (Методики).
-
posobie.ru (Пособия).
-
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
-
prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»).
-
spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
-
slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
-
www/gramota.ru/class/сoach/tbgramota (Учебник грамоты).
-
gramota.ru (Справочная служба).
-
gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы.)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения
Результаты освоения учебных действий
Формы и методы контроля и оценки результатов освоения
личностные
метапредметные
предметные
Введение
Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа, как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
- Извлекать из разных источников (учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, информационных и коммуникационных технологий) и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры.
- Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением информации.
- Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка.
- Анализировать пословицы и поговорки о русском языке.
- Составлять связное высказывание в устной или письменной форме; приводить примеры, доказывающие, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
- Владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развёрнутых планов, выписок, тезисов, конспектов.
Диктант
Наблюдение на практических занятиях.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
- Понимать роль родного языка как основы успешной социализации личности.
- Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного литературного языка.
- Сравнивать и анализировать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
- Способность к продуцированию текстов разных жанров.
- Выразительно читать текст, определять тему, тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов.
- Вычитывать разные виды информации.
- Анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
- Подбирать тексты разных функциональных типов и стилей.
- Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему.
- Подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений.
-Различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций).
- Характеризовать средства и способы связи предложений в тексте.
- Выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста.
- Характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста.
- Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, доклад, сообщение, интервью, репортаж, эссе, расписка, доверенность, заявление, рассказ, беседа, спор).
-Составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста.
- Осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).
Лингвостилистический анализ текста.
Наблюдение на практических занятиях.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
- Осознавать эстетическую ценность, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.
- Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
- Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
- Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
- Производить фонетический разбор.
Опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись).
- Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, иноязычных слов, русских имён и фамилий.
- Оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм.
Контрольная работа.
Наблюдение на практических занятиях.
Тестирование.
Лексика и фразеология
- Формировать мировоззрение, соответствующее современному развитию науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
- Расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях.
- Аргументировать различение лексического и грамматического значения слова.
- Извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, фразеологического словаря) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- Познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение).
- Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
- Опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их.
- Объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи.
- Соблюдать лексические нормы в собственной
речевой практике.
- Выполнять лексико-фразеологический анализ текста.
Контрольная работа
Тестирование
Наблюдение на практических занятиях.
Морфемика, словообразование, орфография
- Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
- Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста.
- Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.
- Объяснение правописания и лексического значения слова.
- Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.
- Проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ.
- Характеризовать словообразовательные цепочки и гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов.
- Опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.
Диктант
Наблюдение на практических занятиях.
Морфология и орфография
- Стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
- Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.
- Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.
- Подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений.
- Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников; использовать эту информациюв процессе письма.
- Определять роль слов разных частей речи в текстообразовании.
- Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ.
- Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае.
-Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.
-Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Контрольный диктант
Наблюдение на практических занятиях.
Итоговый тест
Сочинение
Синтаксис и пунктуация
- Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.
- Способность к речевому самоконтролю , оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
- Комментировать ответы товарищей.
- Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.
- Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае.
- Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов.
- Подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений.
- Определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании, находить их в тексте.
- Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников; использовать эту информациюв процессе письма.
- Пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях.
- Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли,.
- Проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный).
- Анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм.
- Составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения0 по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы.
- Составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия.
-Производить синонимическую замену синтаксических конструкций.
-Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме.
- Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
Пунктуационный анализ текста.
Наблюдение на практических занятиях.
Итоговый тест.
Многоаспектный анализ текста.
39