Употребление местоимений в речи

Урок "Употребление местоимений в речи" проведён в 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цель урока: знакомство с правилами употребления местоимений в речи.Планируемые предметные результаты: познакомить обучающихся с правилами упопребления местоимений ви речи, с правилами этикета: употребление вежливого "Вы"; повторить орфограммы: безударная проверяемая гласная в корне слова, написание частицы не с глаголами, Н и НН в суффиксах имён прилагательных, буквы Ы, И после Ц, написание неопреде...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Употребление местоимений в речи»

Романова Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки"

Цель урока: знакомство с правилами употребления местоимений в речи

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить обучающихся с правилами употребления местоимений в речи, с правилами этикета: употребление вежливого «Вы»; повторить орфограммы: безударная проверяемая гласная в корне слова, написание частицы не с глаголами, Н и НН в суффиксах имён прилагательных, буквы И , Ы после Ц, написание неопределённых местоимений; вспомнить постановку знаков препинания в сложном предложении, выделение запятыми вводных слов; повторить разряды местоимений, морфологический разбор этой части речи.

Метапредметные:

  • развитие речи, логического мышления, умения работать с текстом, словарём, самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, учиться работать в группах, создавать устные монологические высказывания, самостоятельно делать выводы.

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Личностные: воспитание интереса к урокам русского языка, чувства взаимовыручки, коллективизма, вежливого, уважительного отношения к людям.

Оборудование: проектор, компьютер, учебники, тетради, путевые листы, карточки с текстом, памятка «Правила употребления местоимений в речи», плакат-вывеска «Фирма «Местоимение».

Деятельность учителя

Слайд

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Стук в дверь.

- В дверь стучит Саша?

-Нет.

В дверь стучит Вадим?

-Нет.

-В дверь стучит Даша?

-Нет

-Ребята, какой вопрос я должна задать, чтобы не мучить того, кто стоит за дверью, да и себя тоже?

(Кто стучит в дверь?)


Выделяют информацию о том, что речь пойдёт об употреблении местоимений в речи, отвечают на вопросы учителя.

Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга.

Принимают и сохраняют заданную установку.

Целеполагание

-Какое слово помогло нам быстро решить сложившуюся ситуацию?

-К какой части речи относится слово

«кто»?

-Ребята, посмотрите, какое маленькое слово «кто», но какое умное, оно заменяет все имена на свете. Как вы думаете, каковы будут тема и цели нашего сегодняшнего урока?

Употребление местоимений в речи

Слайд 1

Формулируют и записывают тему урока.

Формулируют цели урока

Предлагают разные варианты темы и цели урока, обсуждают и выбирают наиболее верные.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осознание недостаточности имеющихся знаний

Как вы думаете, зачем нужны местоимения?

Давайте представим, что местоимения организовали свою фирму по оказанию людям услуг.

На доске вы видите вывеску этой фирмы. Местоимения оказывают разнообразные услуги людям. Сегодня на уроке вы должны будете определить, какие услуги оказывает фирма «Местоимение»

Из ситуации «кто за дверью?» какой можно сделать вывод? Какие услуги вы можете уже выделить и записать в тетрадь?

Употребление местоимений в речи

Слайд 2

Формулируют и записывают первые две услуги фирмы «Местоимение»

Взаимодействуют друг с другом, выбирая оптимальное название услуг фирмы «Местоимение»

Настраиваются на исследовательскую деятельность.

Коммуникация

Работа в группах

Вы разделились на три группы, каждая группа получила свой путевой лист (приложение 1,2,3). Первое задание все группы выполняют по одному тексту (приложение 4).

Употребление местоимений в речи

Слайд 3

Употребление местоимений в речи

Слайд 4

1группа вставляет пропущенные буквы, выделяет орфограммы;

2 группа ищет предложения, соответствующие данным схемам и отвечает на вопрос, почему слово «очевидно» на письме выделяется запятыми;

3группа определяет разряды местоимений, одно разбирает морфологически

Взаимодействуют с учителем, друг с другом, корректно исправляют неточные ответы, оценивают работу.

Контролируют правильность ответов, дополняют, уточняют высказывания друг друга.



Фронтальная работа

Скажите, о ком идёт речь в тексте? Как вы думаете, кто преследовал писателя?

Почему вам трудно определить, о ком или о чём идёт речь?

Данный отрывок взят из очерка К.Г.Паустовского «Горсть крымской земли». Послушайте продолжение данного текста. Так о чём же шла речь в тексте? Какую ещё услугу может оказать фирма «Местоимение»?

Употребление местоимений в речи

Слайд 5

Высказывают предположения, делают вывод об особенностях использования местоимений в речи. Записывают следующую услугу фирмы «Местоимение»

Слушают ответы товарищей, учатся спорить и доказывать аргументировано свою точку зрения.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Проверка домашнего задания

У вас было домашнее задание: выбрать из предложенных предложений 1 и выполнить к нему иллюстрацию и рассказать об особенностях употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений.


Показывают и комментируют рисунки.

Рассматривают рисунки, вспоминают правила употребления местоимений.

Адекватно воспринимают оценку одноклассников и учителя.



Работа в группах

Употребление местоимений связано с этикетом. Вспомним, что такое этикет? На путевых листах у вас есть второе задание. Для каждой группы дано своё упражнение. Обсудите совместно задание и выполните его.

Сделайте вывод, какую ещё услугу может нам предложить фирма «Местоимение»?

Употребление местоимений в речи

Слайд 6

Употребление местоимений в речи

Слайд 7

Употребление местоимений в речи

Слайд 8

1 группа разыгрывает сценку по упражнению №59, делают вывод о правилах этикета;

2 группа, выполняя упражнение, вспоминает правила употребления вежливого «Вы»;

3 группа исправляет ошибки в предложениях.

Строят высказывания, учатся формулировать выводы.

Сопоставляют свои выводы с правилами, данными в учебнике.

Рефлексия

На ваших путевых листах есть 3 задание - страничка отзывов и предложений в вашем путевом листе.

Напишите, что было интересно на уроке, что понравилось не очень, что у вас получилось, что не получилось.

Поставьте оценку каждому члену вашей группы, заштриховав квадратик напротив фамилии ученика красным, зеленым или желтым цветом (красный - был пассивен, не работал, желтый - работал, но допускал ошибки, зеленый - активно работал, не допускал ошибок).



Обсуждают урок, оценивают работу свою и товарищей.

Обучающиеся в группах совместно заполняют «Страничку отзывов и предложений»

Учатся давать оценку работе друг друга на уроке, проводить самооценку.





© 2010-2022