Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»

Урок  обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика» Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Морфемика»  Задачи урока:Обучающая задача: обобщение и систематизация знаний по теме « Морфемика» Развивающая задача: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания;      знакомство  учащихся со значением своего имени; Воспитательная задача: воспитание интереса к русскому языку. Оборудование:  оценочные листы,    компьютер,    мультимедиапроектор, карточки- задания, ноутбуки
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика»

Цели:

  • Обучающая: обобщение и систематизация знаний по теме

  • « Морфемика»

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; знакомство учащихся со значением своего имени;

  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: оценочные листы, компьютер, мультимедиапроектор, карточки- задания,ноутбуки

Ход урока

1.Организационный момент. (Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться).

Учитель:

На урок звенит звонок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Граник и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

2.Эмоциональный настрой на урок. (Цель: снять волнение, напряженность; придать чувство уверенности в себе и своих силах).

Учитель: Скажите, вы все комфортно себя чувствуете? Замечательно,

А придать чувство уверенности в себе и своих силах вам помогут следующие строки, давайте прочитаем их вслух все вместе:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы всё знаем. У нас всё получится.

Учитель: У вас обязательно всё получится..

Урок у нас сегодня будет необычным. Мы с вами откроем тайну.

А что такое тайна? ( Ответы детей: Это что- то неразгаданное, известное не всем, какой- то секрет).

А какую же тайну мы сейчас будем разгадывать?

Давайте прочитаем вслух четверостишие на экране:

Имена, имена, имена -
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна -
Так и имя - загадка и тайна.

Учитель: Догадались, что это за тайна?(Тайна имени).

Правильно, это тайна вашего имени.

Для того, чтобы разгадать тайну, вы будете работать в группах.

Предлагаю каждой группе выбрать главного. Он будет отвечать за работу в группе- сигнализировать зеленой карточкой, что группа с заданием справилась, а красной карточкой, что вам нужна помощь, или кто-то допустил ошибку. Выполнив все задания в конце урока вы получите волшебные конверты. В них разгадка тайны.

Я-ваш главный помощник, по любому вопросу обращайтесь ко мне.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Внимание на экран. Прочитаем четверостишие вслух.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Как вы думаете, что это за части, из которых можно строить слова? (морфемы)

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Морфемика». Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?(повторять знания по теме и обобщать изученное).

Запишите число, классная работа.Тема урока:«Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»». Запишите в тетради.

Возьмите. Пожалуйста, «Лист оценки» и заполните ту часть таблицы, которая выделена голубым цветом. (Знаю-Умею).Напротив каждого критерия поставьте плюс, если знаете и минус, если не знаете или не умеете. Справились? Учитывая эти критерии, скажите, какие цели мы ставим сегодня на уроке? (цели на экране)

(Знать, что такое морфема,какие бывают морфемы, уметь делать разбор по составу, знать функции морфем).

Итак, отправляемся в путь за разгадкой тайны.

Задание 1: «Цифровой диктант». Проверим, как вы знаете правила.

Вы работаете с бланками ответов.где за каждое задание вы будете ставить себе оценку. В 1 задании, если вы согласны с утверждением, ставите плюс, если нет-минус.

Да ставим (+), нет ставим (-)

Проверяем. Посчитайте, сколько у вас правильных ответов. Критерии перед вами. Выставляем оценку.Давайте проверим,как вы справились с заданием.(поднимают карточки)

Молодцы! С первым испытанием вы справились.

Давайте вспомним порядок разбора (ответы детей).

Порядок разбора.

Шаг1: находим окончание (для этого изменяем слово), находим основу (часть слова без окончания).

Шаг 2: находим корень (подбираем однокоренные слова)

Шаг 3: Выделяем приставки и суффиксы (подбираем слова с такими же морфемами, объясняем если возможно значение)

Выполним разбор слова по составу.

Какое слово я загадала?

Такая же приставка, как в слове заблудился

В нём такой же корень, как в слове перебежчик

В нём такие же суффиксы, как в слове читала

В нём такое же окончание, как в слове конь

Забежал- значение приставки-попутное действие

Задание 2.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сколько в мире имен? Очень много. Скажу вам больше, именами занимается целая наука, которая называется …

А название этой науки мы сейчас с вами должны отгадать, выполнив второе задание.

Задание №2 «Морфемный разбор».

Возьмите листочки с заданием №2. Перед вами 6 слов. Сделайте их морфемный разбор, у каждого слова возьмите ту морфему, которая соответствует номеру в таблице. Если вы правильно справитесь с заданием, то сможете составить название науки, которая занимается именами.

Поменяйтесь листочками проверьте друг друга. Оцените свою работу (выставите оценку в оценочный лист).

2^

3

4

5^

6











Ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена. Само слово «ономастика» произошло от греческого слова - «Онома», что означает - имя. Если из вас кто-то захочет узнать побольше об этой науке, прочитайте книгу Анны Сусловой «О русских именах».Существует еще одна наука, которая называется Антропонимика. Как вы думаете что изучает она? Как мы можем это узнать?(посмотреть в толковом словаре)

Физминутка.

Вы знаете, что самым распространенным русским именем считается имя Иван.

А хотите узнать, какие имена являются самыми распространенными в других странах?

Задание №3: « В гостях у орфографии»

Для этого каждая группа должна выполнить электронный тест.


  1. в ИСПАНИИ

  2. в ИТАЛИИ:

  3. в АНГЛИИ:

  4. во ФРАНЦИИ:

Задание № 4 «Работа с учебником».Упр.332.Слова по составу разбирает каждая группа.

Задание №5. Ребята.а вы знаете,что каждому имени соответствует свой цвет. Посмотрите на экран и запомните свой цвет. А сейчас возьмите листок который соответствуют вашему цвету.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

- Выполнили ли мы задачи, которые ставили перед началом урока?

Вывести на экран задачи

Заполните, пожалуйста, вторую часть таблицы (узнал-научился). Посмотрите на свои оценки по всем заданиям и выставите итоговую оценку себе и своим товарищам по группе.

Итак, первая группа попросим вас озвучить свои оценки.

И вот мы приблизились к разгадке тайны. Как вы думаете, что в этих конвертах?

Но прежде чем я вручу вам эти конверты, предлагаюсоставить «Букет настроения».

Если вам понравился урок, выберите цветок красного цвета.

Если вы считаете, что урок был не очень интересным, прикрепите цветок синего цвета.

В этих конвертахвместе с разгадкой тайны вашего имени, вы найдете домашнее задание.

Спасибо за урок.

© 2010-2022