- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образно – тематический анализ стихотворений А. Фета и В. Набокова с одноименным названием «Бабочка»
Образно – тематический анализ стихотворений А. Фета и В. Набокова с одноименным названием «Бабочка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паклина Е.В. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образно - тематический анализ стихотворений А.Фета и В. Набокова с одноименным названием «Бабочка». Учитель русского языка и литературы Спасской сош Паклина Е.В.
Умение сопоставлять, сравнивать необходимо выпускнику при подготовке к выпускному экзамену по литературе (части С2,С4,С5) и русскому языку при подборе аргументов в сочинении ( часть 3). Это те части экзаменационной работы, которые вызывают у ученика наибольшие затруднения.
Образно - тематический анализ является одним из вариантов сопоставления, наиболее часто используемых в школьной практике. Старшеклассникам для сопоставления предлагаются тексты художественных произведений 19 - 20 веков: А.Фета и В.Набокова. Сопоставление основывается на языковых средствах, к которым обращается автор, создавая зрительный образ бабочки: глагольных формах, средствах выразительности, ритма и размера стихов, сопоставлении состояния лирического героя, звукописи, поэтического синтаксиса. Подобная работа вызывает серьезные трудности у учеников, поэтому наблюдения фиксируются в опорной таблице.
1.Сопоставление глагольных форм.
А.Фет
В.Набоков
«опустилась», «дышу», «сверкнув», «раскину», «улечу»
«распахнулась», «дышат», «светится», «припадая», «обращаясь», «светится», «ликуют», «мерцают»
Результаты наблюдений: в первых четырех строках стихотворения глаголы отсутствуют, в следующих восьми их десять; формы прошедшего, настоящего и будущего времени, сменяя друг друга, стоят почти рядом, тем самым давая почувствовать быстротечность, мгновенность изображаемого. Этому способствует и деепричастие совершенного вида со значением «мелькнуть, появиться на миг».
Глаголы позволяют увидеть великолепие и живую красоту образа. Большинство глаголов и деепричастий несовершенного вида, обозначают незавершенность действия: возникает эффект «присутствия» - бабочка здесь и сейчас чарует своей красотой.
2.Средства выразительности (метафоры, олицетворение, эпитеты)
«воздушным очертаньем», «бархат с его живым миганьем»
«с темным отливом сливы созревшей», «бархат живой», «ряд васильково - лазоревых зерен», «греза березовой северной рощи», «дышат зубчатые нежные крылья», «ликуют они (крылья)», «мерцают божественно (о крыльях)», «голубоокая ночь в раме двух палевых зорь», «при дивном свиданье», «священный убор»
Результаты наблюдений: схвачено мгновение, миг; образ воздушен, легок, неуловим в своей мимолетности.
Смысловая близость метафор Фета и Набокова - «бархат с его живым миганьем», «бархат живой» - позволяет сделать вывод: оба автора восхищаются живой красотой бабочки.
Обилие метафор дает возможность вглядеться в образ, внимательно рассмотреть узор крыльев, их форму и цвет. Автору важно подробное описание объекта, причем делает он это тщательно и с любовью.
Эпитет «священный» подчеркивает божественность, царственность бабочки, ее красота неподвластна времени.
3.Ритм, рифма, размер стиха.
Пятистопный ямб перемежается с двустопным, отчего ритм убыстряется, становится более легким и в то же время сохраняется возвышенное звучание стиха.
Отсутствие рифмы, свободный стих, длинная строка, напоминающая античный гекзаметр, сближают стихотворение с эпосом, и звучит оно размеренно, неторопливо, торжественно.
4.Поэтический синтаксис.
«Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила»
«Куда спешу?»
«Бархатно - черная, с темным отливом сливы созревшей,
Вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково - лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь».
Результаты наблюдений: Поэт использует простые предложения, среди них - нераспространенные и неполные. Легкость синтаксических конструкций соответствует воздушности образа.
Сложный синтаксис. Бессоюзные предложения, осложненные повторами, рядами однородных членов, способствуют созданию величественного образа.
Инверсия: «бархат мой», «на цветок… легкий», «…без цели, без усилья,
Дышать хочу?»
Результат наблюдений: создает ритмико - мелодическую организацию речи (у Набокова в большей степени) и , выделяя слово во фразе, ведет к пониманию смысла образа: у Фета бабочка - символ мимолетного короткого счастья, поэтического вдохновения.
К выше взятому примеру инверсии можно добавить «дышат…крылья», «ликуют они», «юности вечной моей», «крылья узнаю твои»
Бабочка Набокова - символ юности, поры живой, трепетной, веселой, полной любви, и красоты, которая для поэта священна.
5.Звукопись.
[з], [ш], [ч], [с], [х], [ж], [ц], [с], [д],[т]
[х], [ч],[з],[ш], [с], [ж],[с],[щ]
Результаты наблюдений: в обоих стихотворениях часто используются шипящие, свистящие звуки, у Фета и переднеязычные, передающие «дыхание» крыльев бабочки, их трепет, «миганье» и жизнь (звуки) мира вокруг них. У Фета звук [р] встречается всего 7 раз, поэтому мир бабочки кажется гармоничным, спокойным, легким.
6.Состояние лирического героя.
Прямо не выражено, т.к. лирический герой обнаруживает себя через картину мира, воссозданную его глазами в форме воображаемого диалога, в котором центральное место отведено образу бабочки. Восхищение легкой, неуловимой в своей мимолетности бабочкой передано не только эпитетом «мила», но и всем строем стихотворения, его языковой, синтаксической и ритмической организацией.
лирический герой свое внутреннее эмоциональное состояние передает через восклицания и повторы: «О, как ликуют они, как мерцают божественно!»
«Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!» - восторгается он вечной, немеркнущей красотой, воплощенной в образе бабочки.
7.Тема стихотворений.
Стихотворения можно отнести как к пейзажной, так и философской лирике: остановив свой взгляд на бабочке, творении природы, авторы размышляют о моментах человеческой жизни, о счастье, красоте и искусстве.
8.Традиции и своеобразие в создании образа в стихотворении «Бабочка».
Вслед за В.Жуковским, А.Пушкиным, Е. Баратынским, Ф.Тютчевым А.Фет олицетворяет природу, изображая человека в неразрывном единстве с ней. В.Набоков, поэт XX века, следует этой традиции. Для А.Фета важен миг, в котором проявляются красота и гармония, поэту нужно уловить это мгновение и запечатлеть его в поэтическом слове. В.Набокова восхищает красота в ее вечном, священном мерцании.
Список литературы
1.Н.В.Исаченкова «Роль сравнительного анализа литературных произведений в условиях модернизации школьного образования», ж. «Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, №19, 2006г.
3.Н.В.Исаченкова. Влияние сравнительного анализа художественного произведения на творческую деятельность читателя - школьника, 2007
4.В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. «Слово. Образ. Смысл». Филологический анализ литературного произведения. 10 -11 классы. Элективные курсы. М.: «Дрофа», 2006г.
5.Л.В.Дербенцева. «Сопоставительный анализ художественных произведений 19 - 20 веков». Программа элективного курса для учащихся 10 - 11 классов. Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 - 11 классов средней школы.: Н.Н., 2009г.