Урок по риторике на тему Главный секрет Демосфена. Твой голос

      Урок риторики по программе курса «Школьная риторика», автор концепции Т.А.Ладыженская. Данный урок по теме «Главный секрет Демосфена. Твой голос» представляет собой учебное занятие по совершенствованию знаний учащихся о роли голоса в общении, о таких средствах выразительности, как сила или слабость звучания, основная тональность общения, звуковысотный рисунок, логическое ударение, а также формирует представление об основных свойствах голоса.         Урок введения нового материала продолжа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Главный секрет Демосфена. Твой голос - 2 часа (урок спаренный)

Цели и задачи:

  1. Дать понятие «виды дыхания»;

  2. Вспомнить и повторить несловесные средства общения;

  3. Показать зависимость выбора тех или иных средств от содержания и основной мысли высказывания;

  4. Помочь учащимся осознать роль голоса в озвучивании и восприятии речи;

  5. Учить пользоваться голосом; научить управлять им в зависимости от речевой ситуации.

  6. Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание

Этапы урока

Содержание

Содержание

Орг. момент, нацеливание, мотивация

Повторение



Работа по теме «Твой голос»







Работа по теме «Подышим? Подышим!»







Тренировочные упражнения.



Тема «Скороговорки и докучные сказки, кричалки»



Итоги урока

Д /задание

- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы с вами много говорили об общении, о том, что люди общаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга помогают и другие средства.

- Давайте вспомним, какие это средства.

- А как вы думаете, что ещё является важным во время общения? Вспомните, чему учит РИТОРИКА?

- «Риторика учит говорить и писать успешно, удачно, искусно, то есть эффективно».

- Значит, очень важен голос?

Действительно, от того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит во многом зависит и наше общение друг с другом.

И тема нашего урока сегодня «Твой голос».

- Проведём «речевую разминку», чтобы разбудить наш организм, настроить речевой аппарат на активную работу в течение урока.

  1. Подышим, подышим.

«Вдох - выдох»

«Посчитаем Егорок»

  1. Разомнём язычок.

«Колечко»

«Хоботок


  1. «Не запутайтесь в звуках»

Голова - к голове;

Мех уже - мех хуже;

Пыль летит - полетит.

  1. «Не сломайте язычок»

Сачок зацепился за сучок.

Где щи, там и нас ищи.

- Итак, все готовы услышать свой голос, оценить его качества и учиться управлять им?

Из истории науки о красноречии известно, какое значение придавали звучанию (произнесению) речи выдающиеся риторы древности. Существовали целые своды правил, как работать над голосом.

- Упр.45.

Вывод: голос человека даёт о нём множество сведений. Это и эмоциональное состояние, и отношение к собеседнику, к тому, о чём говорит, о привычках говорящего и многое другое. Прислушиваясь к звучанию голоса, мы учимся лучше понимать собеседника, а значит, и общаться. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной.

- Запишите, какой бывает голос человека.

- Упр. 47. Опишите свой голос, начните так «Мой голос …»

- Упр. 49.

Вывод: звучание голоса зависит от:

  1. Дыхания

  2. Дикции

  3. Плавности речи

  4. Жестов, позы, мимики

-Упр.51.

Итак, на что нужно обращать внимание во время общения?

Мы уже знаем, что звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.

- Что делал Демосфен, чтобы добиться своей мечты - стать оратором?

-Существует несколько видов дыхания:

  1. Поверхностное, ключичное

  2. Грудное

  3. Смешанное (диафрагматичное), речевое

Поверхностное, ключичное дыхание - главный враг ритора: воздух плохо поступает в органы дыхания, быстро заканчивается, а значит, не обеспечивает хорошего звучания голоса.

Смешанное (диафрагматичное), речевое дыхание начинается с глубокого вдоха через нос и контролирования типа дыхания. Представьте, как воздух проходит через органы дыхания: расправляет лёгкие, бронхи, переполняет грудную клетку и давит на диафрагму, словно струя воды в шланге.

Помните, что секрет хорошего речевого дыхания - в правильном вдохе и умелом выдохе, который называют порционным. Такой выдох не сразу расходует весь воздух, а распределяет его по небольшим отрезкам речи, то есть порциям.

- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.

- Упр.54 - 58.

- А сейчас мы с вами поработаем над произношением, темпом, интонацией голоса, потренируемся в порционном выдохе с помощью таких речевых жанров, как скороговорки и докучные сказки и кричалки. Кто - нибудь знает, что это такое?

Скороговорки и докучные сказки - известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки на Руси ещё называли тараторками.

Докучные сказки - особые произведения УНТ: они использовались в том случае, когда слушатель докучает просьбами, советами, отнимает у собеседника время по пустякам, т.е. надоедает.

Кричалки - весёлые громкие песенки, стихи.

- Упр.59 - 61.

Подведём итоги. Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал…, понял..», «Оказывается….»

Домашнее задание.

  1. Стр. 38 - 51

  2. Т/ задание подобрать скороговорки, докучные сказки, кричалки (оформить на ½ Альб.листа)

Таблица на доске

Мимика Жест Выражение лица Ддвижение Мим Телодвижение



Выполняем Речевую разминку № 1.

1-дыхательные упр. вырабатывают и закрепляют навыки правильного речевого дыхания.

2- артикуляционные упражнения помогают разогреть мышцы губ, языка, щёк. Повышают подвижность при говорении.

3 - помогают слышать недочёты своей и чужой речи. Развивают отчётливое произношение слов, звуков.

4- дикционные упражнения. Развивают правильное проговаривание, понимание смысла.



Работа в тетради




Работа в парах







Помогаем избавиться от нечленораздельной речи, артикуляционных дефектов. Учим управлять силой звучания голоса


При наличии резерва во времени


© 2010-2022