- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение опыта по теме Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дудова А.И. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Формирование ключевых компетенций с использованием ИКТ на уроках русского языка».
Известно , что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио - и видеоинформации повышает запоминаемость до 10%-50% . Экономия времени , необходимого для изучения конкретного материала , в среднем составляет 30% , а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Ключевая компетентность может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний , умений , навыков , способов деятельности ).Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения , которые помогут им в выполнении постоянных и будущих ролей ( «ученик , абитуриент , студент , субъект общения , гражданин , потребитель , работник-специалист и др.») Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно - коммуникационную технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Информационные технологии обучения - это все технологии , использующие специальные технические информационные средства : персональный компьютер, аудио , видео техники, интернет. Если раньше единственным источником информации был школьный учебник , то сегодня интернет предоставляет информационное поле для поиска источников , которые далеко выходят за ограниченный объём школьного учебника . Практика проведённая с применением ИКТ показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса , созданию положительной мотивации учащегося к выполнению умственных и практических действий , развитию мелкой моторики руки , сенсорного восприятия всех анализаторов , развития внимания и памяти , стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.
В Гос. Стандарте по русскому языку и литературе определенны основные задачи школьного курса русского языка : формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
В своей практике я применяю различные электронные мультимедийного пособия.
Во-первых : это электронные уроки и тесты, тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрационные, таблицы , схемы, тесты.
Использую электронные уроки и на литературе. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений иллюстраций они содержат ещё и фрагменты кинофильмов , аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности.
Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентаций.
Под электронной презентации мы понимаем логически связанную последовательностью слайдов , объеденную одной тематикой и общими принципами оформления , используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений . Классная доска заменяется заранее созданной презентацией . Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц , опорных конспектов.
На уроке литературы презентации оказывает неоценимую помощь при изучении биографии писателей, поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, иллюстраций к произведениям. А урок обобщённый к какому-либо произведению
может превратиться в увлекательную игру. (Внеклассное мероприятие «Юный филолог».)
В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Пособие знакомит с пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе.
На уроках литературы с помощью фонотеки , содержащихся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов , звучание музыкальных инструментов.
Наиболее актуальной в последнее время становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы так и во внеурочное время.Проектная деятельность формирует у обучающихся учебно-познавательные компетенции и компетенции личного самосовершенствования.
-
Формирует умения организовывать свою деятельность : определять её цели и задачи , выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
-
Способствует овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения