Литературно-музыкальная композиция Ради жизни на земле

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НИЖНИЙ ИСКУБАШ» КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Музыкально-литературная композиция

«Ради жизни на земле»

(посвященная Герою Советского Союза Сабиру Ахтямову и Нуху Идрисову, повторившему подвиг Александра Матросова)




















Печатается по решению Ученого совета Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны









Автор - составитель: Асриева Тагира Асретдиновна, учитель русского языка

и литературы 1 квалификационной категории МОУ

СОШ села Нижний Искубаш Кукморского

муниципального района РТ

Рецензент: И.М.Муллахметов, директор МОУ

СОШ села Нижний Искубаш Кукморского

муниципального района РТ, учитель 1

квалификационной категории

Научный руководитель: З.А.Ягудина, кандидат педагогических наук, доцент

Института непрерывного педагогического

образования г. Набережные Челны





Воспитание молодого поколения на примере жизни и подвига героев - земляков дает положительные результаты. Это доказано на опыте работы МОУ СОШ села Нижний Искубаш Кукморского муниципального района РТ. Здесь ведется преемственная работа по военно-патриотическому воспитанию, по подготовке юношей к службе в рядах Российской Армии, для этого используются материалы о подвиге героев-земляков.



Пояснительная записка

Воспитание молодого поколения на примере жизни и подвига героев-земляков дает положительные результаты. Это доказано на опыте работы Нижнеискубашской средней школы Кукморского района. Здесь родились Герой Советского Союза Сабир Ахтямов, Герой Социалистического труда Ахметша Зиганшин, Нух Идрисов, Ахметгали Мухаммадиев, повторившие подвиг Александра Матросова, Ахат Атнашев, который был соратником Мусы Джалиля.

Сабир Ахтямов в мирное время был кузнецом. А на фронте- бронебойщиком. Он участвовал во многих кровопролитных боях. В начале 1945 года в боях на земле Восточной Пруссии отважный боец уничтожил 3 вражеских танка, 2 бронетранспортера, 2 автомашины. В марте этого же года за подвиги на фронте ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В настоящее время он живет в городе Казани, держит тесную связь со школой и односельчанами. Часто приезжает в родное село, встречается с родными, односельчанами, с учащимися. Эта связь дает возможность молодому поколению узнать, как советский народ самоотверженно сражался против фашизма.

Также в центре внимания жизненный и боевой путь Нуха Идрисова, повторившего подвиг Александра Матросов. Этот герой родился в деревне Битлянгур .Односельчане о его подвиге долгое время ничего не знали. Знали только, что он погиб в 1944 году в боях за Карелию. Родные, односельчане, учащиеся школы с целью изучения боевого пути Нуха Идрисова, начали поисковую работу, стали переписываться с друзьями, с командиром Нуха Идрисова. Поиск дал свои результаты. В 1967 году бывший начальник стрелковой дивизии, где служил Нух Идрисов, полковник в запасе В.И. Крапивин написал учащимся письмо, где сообщалось, что 27 июня 1944 года командир взвода стрелкового полка Нух Идрисов своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота и открыл путь нашим солдатам. Своим подвигом он обессмертил свое имя. Так дошла до земляков достоверная правда о подвиге в ожесточенных боях еще одного из сыновей советского народа. После этого сообщения красные следопыты школы усилили поисковую работу.

Здесь ведется преемственная работа по военно-патриотическому воспитанию, по подготовке юношей к службе, для этого используется материал о подвиге героев-земляков. Хороший опыт по проведению уроков мужества накоплен в школе. Разработка одного из уроков дается в данном сборнике.








Тема: «Ради жизни на земле» литературно-музыкальная композиция


Цели: познакомить с жизненным и боевым путём Героя Советского Союза

Сабира Ахтямова и Нуха Идрисова, повторившего подвиг Матросова;

патриотическое воспитание на примере героев-земляков.


Мероприятие проводится в зале-музее героев-земляков

1 ученик. 22 июня 1941 года.

(На экране школьный кинофильм о героях -земляках).

Звучит в записи песня А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача "Священная война"

Этот день принес миллионам людей огромное горе, невосполнимые утраты. Война ворвалась в каждый дом. Начиная с этого дня, по извилистым сельским дорогам потянулись к железнодорожным станциям сотни телег с мобилизованными и добровольцами.

Сабир же проводил на фронт своего отца, дома остались мать да семеро детей .Самому старшему - Сабиру- пятнадцать, самый младший родился перед войной в 1940-м.

Перед отъездом отец обратился к сыну:

-В этом году ты должен был поехать учиться в Казань. Я уверен, в дальнейшем ты сможешь продолжить учебу. Не переживай. Сегодня же я передаю тебе свой молот. Трудись честно. Скоро мы вернемся разгромив оголтелых фашистов.

Два года регулярно приходили письма от отца, а потом пришла похоронка. Сабир, спустя десять дней после получения страшного конверта, был призван в ряды Красной Армии . Это произошло в ноябре 1943 года.

2 ученик.

Ах, война, что ты сделала подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом- солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад!

(Б.Окуджава "До свидания, мальчики".)

3 ученик.

В июне 1944 года Сабир Ахтямов уже воевал на 3-ем Белорусском фронте.

И было им 18,20,25... Для каждого поколения рано или поздно приходит тот час, когда оно берет на себя равную со старшими меру ответственности.Обычно это происходит постепенно. Во время войны -в один день. Шагни вперед и защити! Родину, детей, стариков, мать, родной дом. Вчера ты был беспечным юношей-сегодня ты воин. За тобой- победа или смерть.

(Песня «Мальчики»- музыка А.Островского, слова Л..Ошанина.)

4 ученик.

С каждым днем росло воинское мастерство Сабира. Командир части несколько раз объявлял ему благодарность за проявленное в боях мужество.

В ночь на 22 октября 1944 года 2-й мотострелковый батальон подошел к сильно укрепленному опорному пункту врага местечку Неммерсдорф на Инстербургском направлении. С рассветом начался его штурм.

В один из моментов боя бронебойщик гвардии рядовой Сабир Ахтямов заметил, что продвижение батальона сильно сдерживает самоходное орудие. Спрятавшись за толстой кирпичный стеной полуразвалившегося дома, "фердинанд" вел прицельный огонь по порядкам атакующих. Рискуя жизнью, Сабир подполз к самоходке на расстояние 150-200 метров и несколькими выстрелами в борт заставил ее замолчать. Батальон стремительно продвинулся вперед и овладел укрепленным узлом сопротивления врага.

Противник, однако, не смирился с потерей. Подтянув резервы, он пошел в яростную атаку против занявшего оборону батальона. Заметив, что вражеские танки с пехотой обходят батальон справа, Ахтямов быстро сменил позицию. Вот танки в трехстах, двухстах метрах. Пора! Метким выстрелом Сабир поджег головной танк.

В том бою Сабиру удалось подбить и сжечь два самоходных орудия и один средний танк.

5 ученик.

В затишье одни спали, другие писали письма в родные края, третьи тихонько напевали. Сабир же, положив возле себя противотанковое ружье, погрузился в воспоминания.

5 ученик.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:- Повезло.

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(К. Симонов "Жди меня" 1941-й г.)

(Инсценирование старшеклассниками песни «В лесу прифронтовом». На переднем плане 2 пары кружатся в вальсе.)

6 ученик.

На следующий день бой за местечко разгорелся с новой силой. К участку обороны, которую прикрывал Ахтямов, на большой скорости приближались два танка и самоходное орудие противника. Сабир с близкого расстояния поджег один танк. На втором засекли окоп Сабира и понеслись прямо на него. Бронебойщик успел сменить огневую позицию и, выбрав удобный момент, ударил вражеской машине в борт.

Двигавшаяся с танками самоходка повернула назад. Выскочив из окопа и перебежав на левый фланг батальона, с открытого места подбил направлявшуюся туда самоходку врага.

Своим мужеством и героизмом Ахтямов явился примером для всех бойцов, оказав большую помощь батальону при штурме и удерживании Немерсдорфа.

Командир 2-го мотострелкового батальона гвардии майор Лопушенко в наградном листе писал:

"За проявленное мужество и героизм в боях за свободу и независимость нашей Советской Родины товарищ Ахтямов достоин высшей правительственной награды-присвоения звания Героя Советского Союза»

7 ученик.

Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет,

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,

Двинулся танковый строй,

С песней пехотные роты

Вышли за Родину в бой.

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым- дорога вперед.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

(А.А Сурков "Песня смелых")

7 ученик.

Война ворвалась в каждый наш дом, и мы свято храним в семейных альбомах фотографии родных и близких, не вернувшихся с войны. Их письма, пожелтевшие треугольники-наше духовное богатство. У жены и дочери бережно хранятся письма Нуха Идрисова..

8 ученик.

Жди, милая, вернусь к тебе я,

Когда черёмухи в цвету.

Вернусь с победой и, немея,

В окошко громко постучу.

И на лугах зелёных будем,

И к родникам мы поспешим.

Я расскажу, как бой был

труден,

Как храбро дрался твой

джигит.

Когда мы в тыл врага ходили,

Скрываясь в темени лесов,

Твоя любовь меня бодрила

И сберегла от стрел врагов.

Была со мной всегда ты

в сердце,

Куда б меня не занесло.

Ходили мы в атаку вместе

И отдыхали под сосной.

Жди, милая, вернусь к тебе я,

Когда черёмухи в цвету.

Вернусь с победой и ,немея,

В окошко громко постучу.

( «Ты жди ,милая» Нух Идрисов)

(Инсценирование старшеклассниками песни «Бьется в тесной печурке огонь…». Ребята одеты в военную форму. Один сидит с гитарой, другой пишет письмо, несколько человек разглядывают фотографии, кто-то чистит оружие и т. д.)

9 ученик.

Нух Идрисович Идрисов- командир взвода 1070 стрелкового полка 313-й стрелковой дивизии .Беспощадно громя фашистских захватчиков , лейтенант Идрисов проходит свой боевой путь достойно, проявляет себя мужественным и умелым воином , способным командиром.

10 ученик.

Получил я письмо долгожданное

Карельским утром золотым.

На душе -вулкан, моя желанная,

Как я хочу к тебе ,джаным.

Письмо читаю… полна до края

Любовью каждая строка.

Лазурью небо открывая,

Плывут быстро облака.

Тревога! Пушки грохнут хором…

Недолго уж атаку ждать .

Пробьемся в гору через горы,

Сюда пришли мы побеждать.

(«Сюда пришли мы побеждать»

Нух Идрисов.)

11 ученик.

В боях за высоту 216,0 на земле Карелии 27 июня 1944 года Нух Идрисов совершил по примеру Александра Матросова подвиг исключительного самопожертвования во имя Родины -закрыл своей грудью амбразуру фашистского дзота. Бойцы мгновенно поднялись и захватили вражеские укрепления.

12 ученик.

Разве погибнуть ты нам завещала ,

Родина?

Жизнь

обещала,

любовь обещала,

Родина.

Разве для смерти

рождаются дети

Родина?

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…»-

Родина.

Славы

никто у тебя не выпрашивал ,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я

или

Родина.

12 ученик.

Вот что пишет ветеран Карельского Фронта Василий Иванович Крапивин в книге «313-ая Петрозаводская».

«В итоге четырёхчасового боя, отбивая контратаки фашистов и преодолев пять линий траншей, полк овладел высотой 216,0.

Было разгромлено более двух батальонов противника.

Героический подвиг совершил в этом бою лейтенант Идрисов Нух Идрисович. Достигнув ската высоты, рота окопалась у лесного завала, преградившего путь. Продвигаться дальше не было возможности. Стоило кому-нибудь шевелиться, как враг тут же открывал бешеный огонь. Лейтенант Идрисов решил первым преодолеть завал, пройти сквозь стену огня, своим личным примером воодушевить бойцов и добиться победы.

Идрисов пополз вперёд, продвигаясь зигзагами, обходя подозрительные места, где могли быть мины и фугасы. Достигнув конца завала и выждав, когда подтянутся бойцы, Идрисов встал во весь рост и крикнул:

-В атаку, за мной, ура!

Взвод рванулся вперёд. Его поддержали соседи. Но фашисты усилили огонь. Ожили ранее молчавшие огневые точки. Враг почти в упор открыл пулемётный огонь из дзота. Медлить было нельзя. Лейтенант Идрисов, находившийся ближе всех к дзоту, понимал, что этот пулемёт представлял главную опасность. Его огонь может сорвать атаку роты и нанести большие потери в людях. И лейтенант бросился к дзоту , своим телом закрыл амбразуру этого огнедышащего кратера.

13ученик.

Ценой своей жизни 26-летний командир взвода Нух Идрисов, подобно горьковскому Данко, спас жизни десятков, сотен людей, открыл путь боевым товарищам.

14 ученик.

Его зарыли в шар земной,

А он был лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

(С.Орлов)

14ученик.

Четыре года войны. Их надо было пройти, не запятнав себя и не утратив несмотря ни на что гуманизм, доброту, справедливость, любовь, веру, надежду. Нет, наши земляки не просто «пронесли» их через войну, они их отстояли подвигом своим, самой жизнью своей.

15 ученик.

Знаю:

песня

тяжёлых могил не откроет!

Но от имени

сердца,

от имени

жизни

повторяю:

Вечная

Слава

Героям!

И бессмертные гимны,

прощальные гимны

над бессонной планетой

плывут величаво…

Пусть

не все герои,-

те

кто погибли,-

павшим

Вечная слава!

Вечная слава!

Вспомним всех поименно,

горем

вспомним

своим…

Это нужно-

не мёртвым!

Это надо-живым!

Вспомним

гордо и прямо

погибших в борьбе…

(Р. Рождественский « Реквием»)

(Каждый участник называет фамилию, имя и отчество родственника, который погиб во время Великой Отечественной войны).

1 ученик. Идрисов Нух Идрисович погиб 27 июля 1944 года

2 ученик.

3 ученик.

(Минутой молчания почтим память о погибших героях)

16 ученик.

Помните!

Через века,

через года,-

помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте достойны!

Вечно

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,-

помните!

Какой ценой

завоёвано счастье,-

пожалуйста,

помните!

(Р. Рождественский

« Реквием»)

(Звучит «День Победы». Музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова. Учащиеся выходят из зала).






Литература


1. Крапивин В.И. «313-ая Петрозаводская» Перозаводск

«Карелия», 1974

2. Станислав Дащинский «Победу решает минута отваги». Перозаводск

«Карелия», 1988

3. Таратута Ж.В. Война. Народ. Победа. М. Издательствополитической литературы. 1984

4. Р.Рождественский «Реквием»

5. Стихотворения Нуха Идрисова и советских поэтов


































© 2010-2022