Конспект урока по литературе в 6 –ом классе. Тема урока: Куприн

Анализ рассказа «Тапёр» Тапёр – музыкант (пианист, баянист), играющий за деньги на танцевальных вечерах. - Итак, давным - давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей. Эти вечера в начале проводились один раз в год – в Рождество, а затем стали организовываться и в именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, просто общаться, получая массу впечатлений.  На один из таких вечеров, кот...   - “Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей. Дом Рудневых круглый год с утра до поздней ночи кишел народом”. Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало.   - Это её первый бал, а музыкантов всё нет. -  Вместо музыкантов Дуняша привела мальчика, бледного, худощавого, в подержанноммундирчике. Лицо у мальчика было некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами.о таком лице говорят - одухотворенное. - Как же встретили тапёра в доме Рудневых? - Почему с таким недоверием отнеслись к мальчику?         – Что в портрете мальчика позволяло Лидии думать о нём, как о “загнанном, подвластном, приниженном”?       – Какой детали его лица автор уделяет особое внимание?   – Что можно сказать о мал...   Инсценирование отрывка учащимися.   Лида не скрывает своего презрения, пытается унизить мальчика, откровенно смеется над ним, потому что она отличалась «бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному, приниженному». В этом она похожа на свою мать, Ирину Алексеевну, отличительные черты которой высокомерие, гордыня, презрение к людям. Учащиеся зачитывают описание мальчика.“Бледный”, “худощавый”, “подержанный мундирчик”, “не решаясь подойти ближе”, “голос сиплый от робости” – это г... - Единственным человеком, кто был рад любому музыканту, была Тиночка. Появление Юры стало для нее чудом Рождества. Она схватила мальчика за руки и подвела к великолепному роялю. – Зачем мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь?   – Что он играет? Какое наречие использует писатель, говоря о том, как мальчик положил руки на клавиши? – Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых и послушаем отрывок из “Венгерской  рапсодии” Ф. Листа. Звучит “Венгерская рапсодия” Ф.Листа.   -  Боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство. “Венгерскую рапсодию” Ф.Листа. “Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии”. (Быстрый огненный танец) -– Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию?           – Как вы думаете, почему именно это произведение играет мальчик?             – Какие слова говорит Руднев, услышав игру мальчика? Как их понимать?   – Как вы думаете, почему Лиды уже не было в комнате, когда мальчик кончил играть? Зачем он её искал глазами? Ученик зачитывает отрывок из рассказа.(“Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”.) - Это произведение отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграт... Большой знаток музыки А.Куприн знает, чем потрясти детей. Он вводит в дом еще одного гостя.  Почему появление нового гостя заставило тапёра повернуть голову к входной двери? -Что в его облике особенно впечатляло? (всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, тяжело смотревшие глаза.)         - Кто же он? (открываем портрет композитора)       - Знал ли его Юрий Азагаров? ( Нет) - А дети в зале? (Многие знали). - Появление этого человека взволновало присутствующих, и оно передалось мальчику. “Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов”. Сообщение ученицы о Рубинштейне. Антон Гр... Почувствовав взгляд композитора, Юра был смущён, испуган, изумлён. Но вот раздался повелительный голос Рубинштейна: « Сыграйте, пожалуйста, ещё раз рапсодию Листа». -Как играл мальчик в этот раз? Прочитайте этот отрывок выразительно, стараясь передать чувства пианиста.   -Какова реакция композитора на игру маленького тапёра?             Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником   Постепенно проясняется его хмурое лицо, смягчается строгое выражение губ. - Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? Какие «священные» слова  музыкант говорил мальчику?                   - Какие черты характера помогли Юре стать одним из самых известных людей в России? Произошло ещё одно чудо Рождества - мальчик встретил директора Петербургской консерватории. Видимо, он сделал Юру одним из своих учеников, помог на трудном пути к славе. Юра стал известен всей России как один из талантливейших композиторов. А священные слова были о том, что нужно трудиться, чтобы добиться совершенства в игре на музыкальном инструменте. - Скромность, талант, трудолюбие, чувство собственного достоинства, воля.   Слово учителя. Из истории фразеологизма «Зарыть талант в землю» - Послушайте историю о происхождении слова ТАЛАНТ. В древности у греков «талантом» именовалась мера веса, притом немалая. Один талант аттический равнялся приблизительно двадцати шести килограммам серебра. Впоследствии талант стал денежной единицей, так же как, скажем, в Англии фунт стерлингов. Главное богатство человека, его прирожденные способности, уже очень давно стали называть также «талантом». - Известно выражение зарыть тал...   - Таким образом, какое слово будет вторым ключевым в теме нашего урока: это  то  же самое, что усилие, необходимое для достижения результата.  ТРУД.     - О  чём  главным образом  хотел  сказать  автор рассказа?       Работа над афоризмами -Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Н.М.Карамзин,  русский писатель, историк Большой талант требует большого трудолюбия. П.И.Чайковский,  русский композитор Талант есть способность обрести собственную судьбу. Т.Манн,  немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1929 г. Талант с... - О неожиданном повороте судьбы, о том, что надо радовать своим даром других,         об отзывчивости и высокомерии, добре и милосердии      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ рассказа «Тапёр» Тапёр - музыкант (пианист, баянист), играющий за деньги на танцевальных вечерах.

- Итак, давным - давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей. Эти вечера в начале проводились один раз в год - в Рождество, а затем стали организовываться и в именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, просто общаться, получая массу впечатлений. На один из таких вечеров, который проводится в семье Рудневых, мы отправимся вместе с вами.

- Что мы узнали о доме Рудневых?

- Почему младшая из сестер, Тина, больше всего волнуется накануне праздника?

- "Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей. Дом Рудневых круглый год с утра до поздней ночи кишел народом". Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало.

- Это её первый бал, а музыкантов всё нет.

- Вместо музыкантов Дуняша привела мальчика, бледного, худощавого, в подержанном мундирчике. Лицо у мальчика было некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами. о таком лице говорят - одухотворенное.

- Как же встретили тапёра в доме Рудневых?

- Почему с таким недоверием отнеслись к мальчику?



- Что в портрете мальчика позволяло Лидии думать о нём, как о "загнанном, подвластном, приниженном"?

- Какой детали его лица автор уделяет особое внимание?

- Что можно сказать о мальчике, судя по его глазам?


Инсценирование отрывка учащимися.

Лида не скрывает своего презрения, пытается унизить мальчика, откровенно смеется над ним, потому что она отличалась «бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному, приниженному». В этом она похожа на свою мать, Ирину Алексеевну, отличительные черты которой высокомерие, гордыня, презрение к людям.

Учащиеся зачитывают описание мальчика."Бледный", "худощавый", "подержанный мундирчик", "не решаясь подойти ближе", "голос сиплый от робости" - это говорит о застенчивости, бедности, боязливости мальчика.

- Глазам. "Большие серые глаза - слишком большие - смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно".

-Глубокий, умный, решительный, волевой, много испытавший, с богатым внутренним миром.

- Единственным человеком, кто был рад любому музыканту, была Тиночка. Появление Юры стало для нее чудом Рождества. Она схватила мальчика за руки и подвела к великолепному роялю.

- Зачем мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь?

- Что он играет? Какое наречие использует писатель, говоря о том, как мальчик положил руки на клавиши?

- Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых и послушаем отрывок из "Венгерской рапсодии" Ф. Листа.

Звучит "Венгерская рапсодия" Ф.Листа.

- Боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство.

"Венгерскую рапсодию" Ф.Листа. "Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии".

(Быстрый огненный танец)

-- Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию?



- Как вы думаете, почему именно это произведение играет мальчик?



- Какие слова говорит Руднев, услышав игру мальчика? Как их понимать?

- Как вы думаете, почему Лиды уже не было в комнате, когда мальчик кончил играть? Зачем он её искал глазами?

Ученик зачитывает отрывок из рассказа.("Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими".)

- Это произведение отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграть его. Лист писал: "Необходимым элементом музыки является виртуозность… От её дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения… Виртуоз должен быть в той же мере поэтом, как живописец и ваятель, которые тоже как бы передают по-своему природу, как бы поют её с листа по нотам творца".

"Руднев сразу понял, насколько мальчик талантлив. Он говорит: "Скажите пожалуйста, какой мастер! Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы".

- Юра одержал моральную победу над ней, и Лида это поняла.

Большой знаток музыки А.Куприн знает, чем потрясти детей. Он вводит в дом еще одного гостя. Почему появление нового гостя заставило тапёра повернуть голову к входной двери?

-Что в его облике особенно впечатляло? (всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, тяжело смотревшие глаза.)



- Кто же он? (открываем портрет композитора)

- Знал ли его Юрий Азагаров? ( Нет)

- А дети в зале? (Многие знали).

- Появление этого человека взволновало присутствующих, и оно передалось мальчику.

"Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов".

Сообщение ученицы о Рубинштейне.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) - русский пианист, композитор, дирижер, известный всему миру, директор Петербург-гской консерватории.)


Почувствовав взгляд композитора, Юра был смущён, испуган, изумлён. Но вот раздался повелительный голос Рубинштейна: « Сыграйте, пожалуйста, ещё раз рапсодию Листа».

-Как играл мальчик в этот раз? Прочитайте этот отрывок выразительно, стараясь передать чувства пианиста.

-Какова реакция композитора на игру маленького тапёра?




Выразительное чтение отрывка подготовленным учеником

Постепенно проясняется его хмурое лицо, смягчается строгое выражение губ.

- Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? Какие «священные» слова музыкант говорил мальчику?





- Какие черты характера помогли Юре стать одним из самых известных людей в России?

Произошло ещё одно чудо Рождества - мальчик встретил директора Петербургской консерватории. Видимо, он сделал Юру одним из своих учеников, помог на трудном пути к славе. Юра стал известен всей России как один из талантливейших композиторов. А священные слова были о том, что нужно трудиться, чтобы добиться совершенства в игре на музыкальном инструменте.

- Скромность, талант, трудолюбие, чувство собственного достоинства, воля.


Слово учителя. Из истории фразеологизма «Зарыть талант в землю»

- Послушайте историю о происхождении слова ТАЛАНТ.

В древности у греков «талантом» именовалась мера веса, притом немалая. Один талант аттический равнялся приблизительно двадцати шести килограммам серебра. Впоследствии талант стал денежной единицей, так же как, скажем, в Англии фунт стерлингов. Главное богатство человека, его прирожденные способности, уже очень давно стали называть также «талантом».

- Известно выражение зарыть талант в землю, т.е. дать ему заглохнуть, не заботясь о его развитии.

Послушайте притчу. Некий человек, уезжая в далекие страны, призвал своих рабов и раздал им деньги. Одному он доверил пять талантов, другому - два, третьему - один. По возвращении он справился, как они поступили с этим богатством. Выяснилось, что два первых вложили свои «таланты» в разные дела и получили на них прибыль, третий же из осторожности зарыл деньги в землю и сохранил их свято, но без всякой пользы. Хозяин похвалил двух первых, а третьего осудил.

С тех пор эта притча применяется к каждому человеку, который не развивает свои природные способности, не дает им возможности раскрыться.


- Таким образом, какое слово будет вторым ключевым в теме нашего урока: это то же самое, что усилие, необходимое для достижения результата. ТРУД.



- О чём главным образом хотел сказать автор рассказа?

Работа над афоризмами

-Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна?

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.

Н.М.Карамзин,

русский писатель, историк

Большой талант требует большого трудолюбия.

П.И.Чайковский,

русский композитор

Талант есть способность обрести собственную судьбу.

Т.Манн,

немецкий писатель,

лауреат Нобелевской премии 1929 г.

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.

М.Е.Салтыков - Щедрин,

русский писатель

- О неожиданном повороте судьбы, о том, что надо радовать своим даром других, об отзывчивости и высокомерии, добре и милосердии




© 2010-2022