Исследовательская работа «Их познакомила война»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Районная краеведческая конференция обучающихся,

Посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

номинация «Мои родственники в годы Великой Отечественной»

Министерство образования Саратовской области

Отдел образования администрации Балтайского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с.Большие Озёрки.



«Их познакомила война».


Автор:

Галкина Анастасия Алексеевна,

учащаяся 8 класса

МБОУ СОШ с.Большие Озёрки

Домашний адрес:

412632,Саратовская область,

Балтайский район, с.Б-Озёрки,

ул.Лесная, д.4, кв.1

Руководитель:

Гуськова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ с.Б-Озёрки

Адрес ОУ:

412632,Саратовская область,

Балтайский район, с.Б-Озёрки,

ул.Пионерская, д.8

Тел.: 88459223169


Большие Озёрки-2015г.


Содержание.

Введение……………………………………………………………………. 2-4

Глава 1. Склёмин Сергей Васильевич……………………………………..5-6

Глава 2. Склёмина Лидия Ивановна……………………………………….6-8

Глава 3. Жизнь после войны………………………………………………..8-9

Заключение ……………………………………………………………….....9-10

Список литературы…………………………………………………………..11

Интернет-источники…………………………………………………………11

Приложение 1. Прабабушка и прадедушка в годы ВОв.…………………..12

Приложение 2. Жизненный путь в послевоенные годы.………………….13

Приложение 3. В кругу семьи………………………………..………………14

Приложение 4. Последняя совместная фотография………………………...15









Введение.

Каждому человеку важно знать кто он, кем были его предки, потому что от каждой российской семьи зависит судьба России. Работа по теме «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны» помогла мне более глубоко изучить историю моих предков в годы Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. Великая Отечественная война оставила след в каждой семье. Многие не вернулись с фронта, другие потеряли свои семьи в результате вражеских бомбардировок. Война - это горе! Чем измерить потери человеческих жизней? И те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем…
Человеческая память… Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Но как человек может помнить о большем, об истории целой страны, не зная малого, историю своей семьи, рода. Уходит человек. Уходит целое поколение. Остаётся память… Задумавшись над этим, я решила узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину.

Я изучила историю своей семьи и составила презентацию, чтобы в будущем рассказать своим детям и внукам о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, о подвиге моих прадедушки и прабабушки Склёминых Сергее Васильевиче и Лидии Ивановне, об их вкладе в Великую Победу.

Цель: исследовать жизнь родственников, живших в годы Великой Отечественной войны; собрать и обобщить воспоминания моих прабабушки и прадедушки; составить презентацию как результат поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

изучить жизненный путь моих прадедушки и прабабушки в военные годы и после войны;

показать, как отразилась война на судьбах моих родственников.

Актуальность темы: В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты, которые имеют особое значение. В современной России память о Великой Отечественной войне стала основой национальной идентичности. Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби, грохот салютов и звон колоколов, улыбки и щемящие чувство общего праздника. 9 мая - это тот редкий день, когда мы ощущаем себя не населением, а единым народом.

У каждого человека есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, трудились в тылу, ковали нашу общую победу. А кто-то прошел через горнило войны, попав под оккупацию или в фашистские лагеря, чье детство оказалось опаленным войной.

В каждой семье еще свежи воспоминания о тех далеких годах. В семейных архивах бережно хранятся реликвии: письма с фронта, фотографии, похоронки, личные вещи и, конечно, награды. Но новое поколение молодых почти ничего не знают о том, как жила их семья в годы войны, как воевали и трудились их деды. Современным детям было бы интересно, чтобы ветераны, члены их семей, рассказали о каких-то деталях, подчас очень суровых и подчас даже бытовых, которые бы характеризовали военное время. В этом смысле это был бы для детей бесценный источник информации. Пройдет несколько лет, и не останется в живых свидетелей той страшной трагедии в масштабах всей страны и каждой семьи отдельной взятой. Работа над проектом «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны» поможет

  • подробнее узнать о судьбе родственников в годы Великой Отечественной войны;

  • лучше узнать историю Великой Отечественной войны от непосредственных участников тех событий.

Обоснование выбора темы: Моя работа - попытка доказать уникальность этих людей, надолго запомнить имена моих родственников, доказать, что их вклад в победу в ВОВ огромен.

Практическая значимость: полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме творческой работы и выступить с ней на научно - практической конференции. Использовать материалы работы и презентацию при проведении внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Великой Победы на Предметной неделе гуманитарного цикла, сохранить собранную информацию для будущего поколения нашей семьи.

Описание методов сбора и обработки материала.

Была проведена работа по сбору, накоплению и обработке материала. Мною посещены: школьный музей, школьная библиотека, сельская библиотека. Были предоставлены материалы родственниками из домашнего архива. Проведён поиск и аналитическая обработка собранного материала. Сделаны выводы. Создана презентация «Мои родственники в годы ВОВ»


Глава 1.Сергей Васильевич Склёмин. Мой прадедушка (Приложение 1) родился 16 сентября 1922 года в селе Пилюгино. В 1941 году окончил три курса Темирязевского сельскохозяйственного техникума и был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Куйбышевское военное училище связи и был направлен в действующую армию в состав второго смешанного авиационного корпуса в 268- ю отдельную роту в должности начальника узла связи в звании младшего лейтенанта, в составе которой прошёл от стен Сталинграда до Праги. Участвовал в боях под Сталинградом, на Кавказе, Курской Дуге, Украине. Его рассказы о Сталинградской битве мы всей семьёй слушали с особым трепетом. В 1942 году произошло Сталинградское сражение - одно из самых больших сражений Великой Отечественной войны. Прадедушка рассказывал, что Гитлер очень хотел одержать победу именно в Сталинграде, городе, названном именем Сталина. Немецкие солдаты, танки, самолеты все рвались в бой, чтобы победить СССР и завоевать эту землю. Это были тяжелейшие бои. Нашим воинам был дан приказ всеми силами удерживать город, любой ценой. С каждым днем бои становились все тяжелее и тяжелее. Все дома становились маленькими крепостями. Бои шли за каждый этаж, подвал, дом, улицу. Хорошо подготовленная, вооруженная гитлеровская армия любой ценой стремилась попасть в Сталинград. Наши солдаты и офицеры проявляли невиданное мужество и отвагу. Бои продолжались более двух месяцев. Один бой сменял другой, один день сменял другой день, и этому не было конца и края. Героизм, вера в победу, стремление защитить свою Родину от захватчиков помогали нашим солдатам одерживать победу в бою. Немецкие солдаты трижды предпринимали серьезные атаки - в сентябре, октябре и ноябре 1942 года и к ноябрю заняли почти весь город, но только они поторопились рассказать всему миру о победе в Сталинградской битве.

В сентябре наши войска начали наступательную операцию «Уран», которую спланировал маршал Жуков. Это был план разбить союзников немецких войск, которые были мало вооружены и не воевали с такой отвагой, как наши солдаты. По плану наши войска должны были окружить войска противников силами трех фронтов: Донского, Юго-Западного и Сталинградского. Самое главное было сохранить все в тайне, чтобы противник не догадался о передвижениях наших войск. В ноябре мы начали наступление и окружили «замкнули в кольцо» 22 немецкие дивизии в 330 тысяч солдат. Гитлер долго оборонялся, но сломить наших солдат не смог. Остатки немецкой армии под Сталинградом сдались в плен. Эта битва стала переломной, она вселила уверенность в победе в каждого нашего солдата. За ее время наша армия разгромила пять армий врага: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецкие войска потеряли убитыми, ранеными, плененными полтора миллиона солдат и офицеров и большое количество боевой техники и оружия.

Сергей Васильевич - участник освобождения Венгрии, Польши, Чехословакии. Войну закончил в Германии. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа, «За Победу над Германией».

Глава2. Лидия Ивановна Склёмина. Родилась прабабушка (Приложение 2) 21 ноября 1923 года в поселке Фабричном Сердобского района Пензенской области. Детство было трудным. Мама умерла, когда Лиде было 7 лет, она и младший брат Леонид остались на попечении отца. Он женился вновь, но отношения с мачехой у Лиды не сложились. Ей не раз приходилось терпеть тумаки и побои.

Голодовку в 1933 году помогли пережить тетки - сестры матери, они забрали девочку на воспитание.

С самого детства Лида мечтала о профессии учителя, и в 1939 году она поступила в педагогическое училище города Сердобска. Родственников в городе не было, денег на съемное жилье тоже. Но девушке посчастливилось устроиться уборщицей в педучилище, ведь за работу ей предложили коморку, в которой она жила до самого окончания обучения.

Когда началась война, семнадцатилетняя Лида принесла в военкомат заявление о добровольной отправке на фронт. Но военком, глядя на худенькую девчушку, ответил «Мала, подрасти еще!». Со своим заявлением она ходила в военкомат не раз, и только в марте 1942 года её просьбу удовлетворили. Счастью её не было предела! Ведь теперь она сможет отдать долг своей стране, своей Родине. Лиду отправили на краткосрочные курсы связистов в город Ульяновск, и уже в октябре она в составе 268 отдельной роты обслуживала авиационный корпус под Сталинградом - в самом пекле войны.

Приходилось делать все - рыть траншеи, тянуть связь, маскировать объекты, ползти с переносной радиостанцией на передний край обороны, чтобы управлять воздушным боем. Вспоминая об этих страшных днях через много лет, прабабушка говорила: «Не верю тем, кто говорит, что на войне не страшно. Когда первый раз ползла под пули, кричала так, что не слышала грохота боя!».

Прабабушка рассказывала о том, что свое первое дежурство помнит, будто это было вчера. Это было ее боевое крещение. В радиорубке, которая располагалась в нескольких километрах от ближайшего поселения, находились она и еще две более опытных радистки, которые знакомили Лиду с оборудованием. Вдруг, по рации прозвучал сигнал «Воздух!» Девушки выбежали, а Лида, оторопев от испуга, словно к полу приросла. В тот же миг прозвучал взрыв, потом другой, третий… Стены рубки тряслись и вздрагивали от каждого взрыва. Казалось, это конец. В тот момент девушка жалела лишь о том, что еще совсем ничего не успела сделать на фронте. Вдруг, по рации она услышала мужской голос, который приказывал ей лечь на пол и прикрыть голову руками. Мужчина говорил: «Береги руки и уши, это твой рабочий инструмент!» Лида лежала на полу радиорубки, одной рукой прикрыв голову, а другой - прижимая к себе рацию. Бомбежка длилась около часа, и все это время мужчина по рации подбадривал девушку, рассказывая ей что-то, расспрашивая о ее жизни. Связь не прерывалась ни на минуту. Бомбежка закончилась, прабабушка вышла из радиорубки, не веря в то, что осталась жива. Хотелось увидеть того мужчину, который не оставил ее в такой страшный момент одну. А кто это был, она не знала - имени не спросила. И только на следующий день ей рассказали о том, что это сам командир дивизии в звании генерала, узнав о том, что практикантка осталась в радиорубке, пожалел ее и не оставил в такой сложный момент.

13 июля 1943 года решением командования авиационный корпус был преобразован в 10 истребительный авиационный и направлен на ведение боевых действий на Курской дуге. После разгрома врага под Курском прабабушка участвовала в обороне Кавказа, освобождении Украины, Польши, Чехословакии, Венгрии.

Дороги… Нескончаемые, трудные и горестные дороги войны. Впечатления о них несгладимы в памяти. Но на этих дорогах Лидия Ивановна встретила свою любовь - Склёмина Сергея Васильевича, молодого лейтенанта, который тоже сражался в том же авиационном полку.

Глава 3.Жизнь после войны.

Войну Лидия Ивановна и Сергей Васильевич закончили в Германии, в городе Глейвиц. С огромной радостью встретили весть о Победе, и радостно было вдвойне от сознания того, что сделали всё, приближая эту долгожданную Победу. Затем они вернулись в родные края. Прабабушка как и мечтала, стала учителем (Приложение 2). Прадедушка тоже работал в школе, но недолго. Затем трудился в родном хозяйстве. Нелегко приходилось в послевоенное время, очень много не хватало, люди испытывали нужду, но все верили в то, что жизнь наладится. Учительская работа осложнялась тем, что было много осиротевших детей, и от учителя требовали чуткость, милосердие. И Лидия Ивановна отдавала всё своё тепло, нежность своим ученикам. Было тяжело, дом, семья, дети, работа, но прабабушка везде успевала. И хозяйкой была отличной, и с работой справлялась, и даже находила время в художественной самодеятельности участвовать(Приложение 2). Ни одно мероприятие не обходилось без её участия. Проработала учителем она 40 лет. В дружной семье Склёминых родились и выросли девять детей. (Приложение 3). Каждый ребёнок был желанным, любимым, согретым родительским теплом. Все они выросли настоящими, порядочными людьми. К сожалению, пришлось пережить безутешное горе: они похоронили двух своих сыновей.

Прабабушка и прадедушка прожили большую, трудную жизнь. Прожили они её не напрасно, внесли свой вклад в развитие страны, вырастили хороших детей, внуков, правнуков. С далёких фронтовых лет сохранили любовь и верность друг к другу (Приложение 4).

Умер Сергей Васильевич 22 апреля 2008 года. Лидия Ивановна пережила своего супруга чуть более, чем на месяц.

Заключение.

В нашей семейной библиотеке есть замечательная книга, в которой существует запись: «Радиосвязь являлась главным средством, обеспечивающим управление летными частями соединения на земле и в воздухе. В этом очень важном деле большую роль сыграли воины-связисты подразделений, возглавляемых капитанами Сугак и Струтинским. Особенно отличились в дни боев на черновицком и Станиславском направлениях командиры взводов А. Илющихин, С. В. Склемин. Летчики 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии помнят имена связистов командиров взводов И. И. Зайцева, И. В. Козакова, Крейнеса, В. Шувалова, начальников радиостанций Б. Глебоздина, А. П. Горобова, радистов В. Бруевич, А. А. Криворучко, А. А. Корюкину, А. Плотникову, Н. П Яковлеву, Н. В. Трушенкову, А. Тропину, Л. А. Цыбулову, телеграфистов-телетайпистов А. А. Борисова, А. Романова и благодарны им за четкое боевое обеспечение». 1

1___________________

Бойков Павел Михайлович. На главных направлениях.2-е издание. 2000г.-98с.

Я бесконечно могу перечитывать эти строки и всегда с гордостью. Собирая материал данной работы мною был проведён опрос среди бывших учеников прабабушки. Они с большой любовью и теплотой вспоминали её. Проселков Владимир (участник боевых действий в Афганистане): «Лидия Ивановна учила нас патриотизму, любви к своей родине. Ее подвиг был для нас примером»

Суркова (Прошина) Галина (социальный работник): «Девчонки нашего класса старались во всем ей подражать - походке, манере разговора. Она для нас была примером во всем».

Усанкина (Баннова ) Галина (социальный работник): «На ее уроки мы всегда шли с удовольствием, к каждому из нас у нее был свой подход».

Ионов Александр (водитель): «В класс она всегда входила с улыбкой, казалось, что в ее жизни не было никаких проблем, она и нас умела зарядить оптимизмом. Она знала когда похвалить, когда пожурить».

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить… Когда я трудилась над этой исследовательской работой, много интересного и страшного узнала о той далекой войне. Я счастлива тем, что мои родные внесли большой вклад в ту великую победу и для меня мои прадедушка и прабабушка - самые настоящие герои. Меня переполняет чувство гордости и большого уважения к людям, которые жили в то время, которых становится сейчас все меньше и меньше. Пройдут века, но никогда не померкнет в памяти живущих и грядущих поколений величие подвига нашего народа и его воинов в минувшей войне. Звенят колокола. Колокола памяти. Эти колокола в душе каждого из нас, пока жива память...

Литература:

1. Алексеев Михаил. Мой Сталинград. - М.: Фонд им.И.Д.Сытина,1995.-476с.

2. Бойков Павел Михайлович. На главных направлениях. 2-е издание. 2000г.-98с.

3. Книга памяти: Т.3-Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга».1994.-656с.

Интернет-ресурсы

ngebooks.com›book…Na_glavnykh_napravlenijakh.html

stihi.ru›Сталинградской битве
















Приложение 1. Прадедушка и прабабушка в годы ВОв.

Исследовательская работа «Их познакомила война».

Склёмин Сергей Васильевич. Фото 1945г.

Исследовательская работа «Их познакомила война».

Склёмина Лидия Ивановна. Фото 1944г.


Приложение 2. Жизненный путь в послевоенные годы.


Исследовательская работа «Их познакомила война».Исследовательская работа «Их познакомила война».

Фото 1963 года. Хор СДК. Фото 1974 года.


Исследовательская работа «Их познакомила война».



Учащиеся 3 класса Большеозерской средней школы. Фото 1973 года.



Приложение 3. В кругу семьи.



Исследовательская работа «Их познакомила война».

Фото 1959 года.








Исследовательская работа «Их познакомила война».

Фото 1996 года.

Приложение 4. Последняя совместная фотография.

Исследовательская работа «Их познакомила война».

Фото 2003 года.





© 2010-2022