Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






«Информационные технологии в преподавании предметов

гуманитарного цикла»

Конспект урока-мастерской

«Неизвестный цветок».



Никонирова Наталья Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ 598 Приморского района

г. Санкт-Петербурга




Санкт-Петербург

2015

Цели:

Воспитательная. Создание ценностно-смысловых ориентаций: доброта, сочувствие, сострадание, трудолюбие, дружба, воля к жизни, сила духа.

Образовательная. Передать сложный замысел автора детям, упрощая, но не искажая идею произведения.

Развивающая. Развивать речь, мышление, умения обобщать и делать выводы; развивать навыки анализа произведения малой формы.

Тип урока: урок-мастерская

УМК:

1.Полухина В.П., Коровина В.Я. и др. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений.В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

2.Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

Оборудование:

Компьютер, магнитофон, бумага для работы учащихся, разноцветные фломастеры, ручки.



Ход мастерской.


  1. Организация пространства.

Деление на 4 группы (учащиеся выбирают цветок понравившегося цвета)


  1. Правило доверия.

  • Мы получим лучший результат, если каждый откроется этому социуму, т.е. нашему коллективу.

  • НО: чем больше каждый из нас открыт, тем больше нечаянного негатива мы можем получить в свою сторону. Поэтому меру открытости каждый определяет сам.

  • Страховка: мы даем обещание, что мы не рассказываем за пределами мастерской о проживании этой мастерской другими участниками.


  1. Индивидуальная работа.

Задание группам: каждый пишет ассоциации со словом «Цветок». (1 минута).

  1. Групповая социализация.

Участники внутри группы делятся своими ассоциациями и выбирают три самые яркие. Выписывают фломастером на лист бумаги.

  1. Межгрупповая социализация.

Каждая группа вывешивает свои результаты на доске.

  1. Социоконструкция.

Группам предложено несколько текстов о цветах. Все тексты необходимо прочитать, определить, какой из текстов «лишний». Обосновать, по какому признаку произошло выделение текста из ряда других (тип речи, стиль речи). Лишние тексты убираются со столов.

Из выбранного текста выделить от одного до трех ключевых предложений, подчеркнуть.


  1. Межгрупповая социализация.

Группы читают всем те ключевые предложения, которые вы выделили.


  1. Реорганизация пространства.

Группы меняются местами, сдвигаясь по часовой стрелке. Весь материал остается на столах.

Группы оказались на новых местах. Учитель выдает каждой группе конвертик, который вскрывать нельзя. На каждом конверте написано слово «ИСТИНА».

Вопрос учителя ко всем группам: что такое истина? Сколько значений у этого слова? Посовещавшись в группе, сформулируйте значения слова «истина». Запишите.

  1. Социализация. Прочитайте значения слова «истина», сформулированные вами.

  2. Работа в группе. А теперь вскрываем конверт.

В конверте учащиеся находят лексическое значение слова «истина» (словарную статью) и несколько фраз на отдельных бумажных полосках.

Группы сверяют свои определения со словарной статьёй, называют, что они не вспомнили, не дописали или ещё не знали.

Вопрос учителя: Что за фразы вы нашли в конверте вместе со словарной статьёй? (истины)

Прочитайте внимательно все истины и выберите одну, которая наиболее близка содержанию текста, с которым работали ваши предшественники.

  1. Межгрупповая социализация.

Вывешиваем в один столбик тексты, а рядом истины.

  1. Слово учителя:

- ребята, из тех текстов, с которыми вы работали, мы составили рассказ.

Это сказка-быль Андрея Платонова «Неизвестный цветок».

Он о цветах, но не только.

Послушайте историю создания этого рассказа. (см. Приложение)

- Послушаем весь рассказ. (см. Приложение)

- Спасибо вам, ребята, что вы внимательно слушали. Сейчас я попрошу вас на 30 секунд погрузиться в идеальную тишину, прислушаться к своим эмоциям, ощущениям и подумать, есть ли ещё какая-то истина, не присутствующая пока на доске, или идея, не озвученная ранее? Запишите каждый свою.

13. Социализация. Выходят те, кто смог сформулировать истину или идею, и вывешивают на доску.

- А теперь все могут пройти к доске почитать (если достаточное количество вариантов) . Или читает учитель (если 2-3).

- Я хотела бы присоединиться к вам и представить свою идею. Вы позволите?

Смерти нет, если есть память и дети.

  1. Рефлексия.

Каждый высказывается (или записывает на листочек ).

- я чувствую…

- я понял…

15. Итог.

- Благодарю вас, ребята, за урок. Я уверена, что каждый из нас стал сегодня немножко лучше.

Домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения: прочитать какое-нибудь произведение Андрея Платонова и рассказать о нем.











Приложение.

Истины (распечатать 4 экз.)

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Для преодоления зла люди должны объединиться.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

ЧУрок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.тобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.

Словарная статья (распечатать 4 экз. )

Истина. 1. То, что существует объективно (Стремление к истине).

2. То же, что правда. (его слова близки к истине)

3. Утверждение, проверенное практикой,опытом (Старые истины).

4. Непререкаемое утверждение (святая истина).

О Платонове.

Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.

Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий - он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его - это журналистика и публицистика.

В последние годы своей жизни, будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.
Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы - как жить, для чего жить, как сделать окружающий мир лучше, а ответы на них каждый читатель должен находить сам.

«Неизвестный цветок».

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

- Отчего ты такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

- А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

- А как тебя зовут? - спросила Даша.

- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

- Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Тексты о цветах.

***Цветок является важным органом цветковых (покрытосеменных) растений. Часто он красивый и хорошо заметный. Цветки растений весьма разнообразны, они разного размера, цвета, имеют разные запахи или без запаха, собранные вместе или одиночные.

Объединяет все цветки растения выполняемая ими функция - половое размножение растений, в результате которого образуются семена и плоды. Поэтому цветок называют генеративным органом растения.

Цветки большинства растений размещаются на цветоножках, похожих на тонкие стебельки.


******************************************************************

***Цвето́к (множ. цветки́, лат. flos, -oris, др.-греч. ἄνθος, -ου) - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения. От шишкиголосеменных растений цветок отличается тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика, а не на семязачаток непосредственно, а при последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи.

Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра, достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.



***Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим (подорожник, вербена, клевер). На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать. Верхняя расширенная часть цветоножки называется цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму - плоскую (пион),выпуклую (земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия). У некоторых растений в результате срастания цветоложа, нижних частей покрова и андроцея образуется особая структура -гипантий. Форма гипантия может быть разнообразной и иногда участвовать в образовании плода (цинарродий - плод шиповника, яблоко). Гипантий характерен для представителей семейств розовых,крыжовниковых, камнеломковых, бобовых.

Части цветка делят на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник).



***Одна из характерных черт строения цветка - его симметрия. По особенностям симметрии цветки делятся на актиноморфные, или правильные, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, каждая из которых делит его на две равные части (зонтичные, капустные), - и зигоморфные, или неправильные, через которые можно провести только одну вертикальную плоскость симметрии (бобовые, злаковые).

Если через цветок нельзя провести ни одной плоскости симметрии, его называют несимметричным, или асимметричным (валериана лекарственная, канновые).

По аналогии с актиноморфностью, зигоморфностью и асимметричностью цветка в целом говорят и об актиноморфности, зигоморфности и асимметричности венчика.

***Самый большой цветок в мире - Раффлезия Арнольда, растение-паразит из семейства Раффлезиевых. Данный вид растет только на двух островах - Калимантан и Суматра, хотя другие встречаются в некоторых районах Юго-Восточной Азии, но в тоже время находятся под угрозой полного исчезновения. Особенность Раффлезии Арнольда является то, что она цветет одиночными цветками, которые являются самыми крупными на земле: их вес достигает 8 килограммов, а диаметр - до 1 метра!

Свое название цветок получил в честь британского доктора и натуралиста Джозефа Арнольда, который в 19 веке находился на Суматре в экспедиции сэра Раффлза Стэмфорда. Но само растение было обнаружено не Джозефом, а местным проводником, которые работал в лесах юго-западной части острова вместе с доктором.

******************************************************************

***Самым маленьким цветком в мире является Вольфия. Самое удивительное, что оно не имеет листьев и корней и растет на поверхности водоемов со стоячей водой. Тело вольфии состоит из сросшихся листовых образований. В нижней утолщенной части листецов расположен кармашек, в котором закладываются почки, дающие начало новым растениям, а на верхней части расположена цветковая ямка. Цветет она настолько редко, что многие ботаники тратят полжизни пытаясь найти цветок Вольфии, что и немудрено, так как его размер меньше булавочной головки. Опыляется цветок с помощью насекомых и ветра. После цветения формируются маленькие овальные семена 0,3-0,5 мм. в диаметре. Вольфию очень ценят любители аквариумов. Помимо декоративной функции, она служит лакомством для многих обитателей аквариумов.

***Самым ядовитым цветком в мире является вёх ядовитый (лат. Cicuta virosa) - ядовитое растение семейства зонтичных, водяной болиголов, распространённый в Европе.

Другие названия: цикута, кошачья петрушка, вяха, омег, омежник, водяная бешеница, мутник, собачий дягиль, гориголова, свиная вошь.

Ядовито всё растение, но особенно корневище. Цикута коварна своим приятным морковным запахом и корневищем, по вкусу напоминающим брюкву или редьку. 100-200 г корневища достаточно, чтобы убить корову, а 50-100 г убивают овцу. Из семян и корневища готовится цикутное масло или цикутол. В смоле корня содержится цикутоксин, самая ядовитая часть цикута, уже через несколько минут после приёма внутрь вызывающее тошноту, рвоту и колики в нижней части живота, головокружение, шаткая походка, пена изо рта. Расширены зрачки, эпилептовидные припадки и судороги могут закончиться параличом и смертью.

***Самый высокий цветок в мире - Аморфофаллус Титаниум (Amorphophallus Titanium; в переводе - «гигантский бесформенный фаллос»), также известный как Titan Arum, «трупный цветок», «змеиная пальма» или «лилия вуду».
Его родина - муссонные леса о. Суматра (Индонезия). Аморфофаллус - растение-соня; много времени он проводит в виде огромного клубня, до полуметра в диаметре и до 50 килограммов весом (рекордный клубень весил 91 кг!). Весной из него появляется пятнистый стебель-черенок, на конце которого развивается один-единственный красивый сложнорассеченный лист. Вырастая, лист становится похожим по размеру и по виду на небольшое дерево со множеством листочков. За это его и называют змеиной пальмой.

***Самый дурно пахнущий цветок в мире - Amorphophallus titanium. Его аромат сравнивают с запахом гнилого мяса и тухлых яиц, но это не мешает толпам зевак собираться вокруг него в ботаническом саду Вашингтона.
«Это захватывающее зрелище: цвет, форма и сильный аромат» , - сказал Джон Кресс, директор музея естественной истории Smithsonian, которому принадлежит растение.
Сильный аромат растения является ключом к его выживанию. «Зловонный запах привлекает жуков и других насекомых, которые его опыляют» , - сказал Кресс. Цветение продолжается около восьми часов.
Наблюдать цветение Amorphophallus titanium - редкая возможность. Он цветет раз в пять лет.

Текст 1. (раздаются в конвертах по одному на группу вместе с текстами о цветах и заповедями).

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли.

Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.


Текст 2.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры.

Текст 3.

Даша пошла в пустырь и увидела около камня маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.





Текст 4.

Даша пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Цветы для разделения на группы. Распечатать необходимое количество, исходя из количества детей, распределяющихся на 4 группы.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

Урок-мастерская по литературе Неизвестный цветок 5 кл.

23


© 2010-2022