Концепция учителя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Ильменская средняя общеобразовательная школа» Поворинского муниципального района Воронежской области

Шеиной Татьяны Александровны,

участницы конкурса «Учитель года - 2016».

Профессионализм, самосовершенствование, любовь к делу и детям - основа успеха педагогической деятельности.

Педагогическая концепция каждого учителя - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Концепция складывается и изменяется на протяжении всей педагогической деятельности и саморазвития педагога. Тема моей авторской концепции: «Личностно-ориентированный подход в обучении».

Мой педагогический стаж 29 лет в должности учителя русского языка и литературы. На протяжении всей своей педагогической деятельности я работаю в малочисленной сельской школе.

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор.

Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

В преподавании своего предмета я стараюсь придерживаться теории личностного, развивающего обучения, соединяю проблемы языка, литературы и культуры. И она направлена на повышение качества процесса обучения, на развитие личности учащегося.

В своей работе придерживаюсь того мнения, что знания - это не просто сумма аккуратно вложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, это стремление к познанию и саморазвитию. Стимулирую активную деятельность учащихся в процессе познания.

В процессе обучения обязателен регулярный контроль. Провожу опрос по карточкам, тестам, одновременно идет фронтальная работа. В результате практически на каждом уроке ребята получают оценки.

Считаю, что личностный подход - одно из обязательных условий успеха в обучении, так как он направлен на удовлетворение потребностей и интересов ребенка.

На уроках литературы, я направляю внимание детей на глубокие нравственно- эстетические проблемы, чтобы они их увидели, пропустили через свой разум и сердце, нашли их решения и сделали адекватные выводы. Дискутируя по тому или иному вопросу, учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, учу сочувствовать и сопереживать героям, перенося эти уроки на личную жизнь.
На уроках русского языка я специально подбираю языковой материал, на основе которого нужно творчески мыслить. Это и тексты контрольных диктантов, изложений, тексты для изучения новых тем, для анализа, предложения для разбора, слова для составления предложений, для любого вида разборов и т.д.

Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся и интерес к языку и слову, я использую различные типы уроков. Урок-зачет, урок-семинар, урок- гостиная, урок - ролевая игра, урок - деловая игра, лингвистические конкурсы, которые формируют трудолюбие, ответственность, самостоятельность, развивают творчески, воспитывают уважение друг к другу, тактичность, дисциплинированность, сотрудничество. При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос

Использую такие технические средства обучения как прослушивание музыкальных произведений, просмотр учебных видеофильмов, которые воспитывают в детях потребность к прекрасному, расширяют эмоциональную сферу. Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.

В своей деятельности я использую различные технологии: это и коллективный способ обучения, и дифференцированное обучение, проблемное обучение, обучение с помощью опорных конспектов, информационные технологии, личностно-ориентированное обучение, игровые и здоровьесберегающие.

Большое внимание уделяю самостоятельной деятельности учащихся. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальные сообщения, любые виды домашних заданий, сочинения, учебные проекты воспитывают трудолюбие, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Для повышения качества обучения учитываю индивидуальные особенности учащихся. Интерес к предмету успешно вырабатывается дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

Как учитель русского языка и литературы, я вижу свою задачу в том, чтобы помогать ученику учиться быть Человеком, который вступая во взрослую жизнь, будет гуманным, милосердным ко всем окружающим. Я учу детей жить без насилия, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни, как к высшей ценности.

Ребенок должен научиться жить. Не только познавать действительность, но и преобразовывать её в лучшую сторону. Школа для ребенка - это частица жизни. Поэтому я приучаю своих учеников решать любые проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

Целью своей педагогической деятельности считаю - развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Обучение стараюсь строить так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках - это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках различные приемы, поддерживаю внимание детей на высоком уровне, стараюсь снизить утомляемость, повышаю мотивацию обучения и интерес детей к школе, создаю обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитываю в детях чувство собственного достоинства, даю им возможность ощущения творческой свободы. Новые технологии меняют учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.

Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость.

В своей работе я руководствуюсь словами Конфуция: «Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю», т. е. на уроках создаю такие педагогические ситуации и условия, которые дают возможность принять самостоятельное решение для нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.

Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Урок - часть жизни ученика, реальный результат которого оценить очень сложно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в учебной деятельности?

Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

- единая логическая деятельность учителя и учащихся;

- сочетание теоретической и практической деятельности на уроке;

- увеличение времени на выполнение самостоятельной работы;

- умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.
Современная жизнь требует от выпускника владения определённым набором действий, позволяющих на основе полученных знаний уметь правильно сформулировать задачу, составить план, разработать проект и претворить его в жизнь. Ученик должен уметь учиться и познавать мир, сотрудничать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации.

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, вера в себя и в своих умных и любознательных учеников.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.


© 2010-2022