Урок в 5 классе по теме Прямая речь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по теме «Прямая речь».

Составила урок Соколова Светлана Ивановна, учитель МОУ «СОШ №17» г. Воскресенска Московской области.

Цели урока: введение понятий о прямой речи и словах автора, развитие умения определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их, понимать схемы предложений с прямой речью, уметь работать с ними.

Использованные технологии: коммуникативная, развитие критического мышления через чтение и письмо, проблемная.

Ход урока.

1.Словарный диктант. Соедините слова из двух групп.

широкая

тишь

появиться

горизонт

проливать

просека

исчезать

грядки

далеко

трясина

удивительная

долина

объединиться

чаща

узкая

борьба

Запись: широкая долина, появиться из-за горизонта, проливать грядки, исчезать в трясине, далеко от чащи, удивительная тишь, объединиться в борьбе, узкая просека. -Объясните написания орфограмм в словарном диктанте. - С помощью чего соединяют словосочетания? (окончаний и предлогов).

2. Работа по схеме: прочитайте схемы, сочините предложения по ним с записанными словами. (Даны схемы предложения с однородными членами и сложного предложения).

3.Объяснение новой темы. Соберите её название из букв: мряпая черь (прямая речь).

-Составьте развернутый ответ на вопросы по статье учебника: - на какое предложение похожа прямая речь? - из каких частей она состоит, назовите их? - как найти слова автора? (приведите примеры «говорящих слов»). - какая пунктуация в предложениях с прямой речью?

4. Работа по схемам, проговаривание правила о пунктуации для разных предложений с прямой речью. «П. р », - а. «П. р?» - а. Ав: «П.р.». «П. р!» - а.

5. Лексическая работа, подбор синонимов.

Бармалей, Буратино, Змей Горыныч, мышонок. Проворчал, пискнул, спросил, прорычал.

Составьте предложения с прямой речью по прямой и обратной схемам, замените слово «сказал» синонимом:

Мальчик испуганно сказал, ты почему опоздал, сердито сказал отец, там большая собака.

Ответ: Мальчик испуганно сказал: «Там большая собака». (прошептал). «Ты почему опоздал?» - сердито сказал отец. (спросил).

6. Работа с текстом. ( отрывок из журнала «Русский язык в школе» №4 стр.10, 2013 г.)

У нашего народа была традиция - желать добра и благополучия знакомым.

Владимир Иванович Даль привел в своем сборнике пословиц и поговорок приветствия, которые были приняты на Руси.

-Восстановите текст по смыслу, запишите его, поставьте пунктуацию. Используйте разные схемы предложений с прямой речью.

С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными

сидящих за столом приветствовали

по сто пудов на день, по тысяче на неделе

молотильщикам зерна желали

хлеб да соль, чай да сахар

здоровались с девушкой, которая черпала воду

свеженько тебе

говорили заканчивающим жатву

Запись: «С двумя полями сжатыми, с тремя засеянными,» - говорили заканчивающим жатву. Молотильщикам зерна желали: «По сто пудов на день, по тысяче на неделе». «Свеженько тебе,» - здоровались с девушкой, которая черпала воду. Сидящих за столом приветствовали: «Хлеб да соль! Чай да сахар!»

-Закончите новым абзацем, написав 1-2 предложения как вывод. ( Это были добрые пожелания знакомым людям. Надо вернуть такую традицию в наши дни.)

-Устные ответы по пунктуации в предложениях с прямой речью.

7.Рефлексия.

-как работали на уроке,

-какое задание понравилось и получилось,

-что узнал нового на уроке?

8. Домашняя работа. Из сказок А.С.Пушкина выпишите предложения с прямой речью. Задание по желанию: запишите свои добрые пожелания знакомым.

Использованная литература:

1.М.Т.Баранов и др. «Русский язык. 6 класс»,М.: Просвещение,2012.

2. Журнала «Русский язык в школе» №4, 2013 г. стр.10.

© 2010-2022