Исследовательская работа Скрывшие свое имя: из истории литературных псевдонимов

Исследовательская работа "Скрывшие свое имя: из истории литературных псевдонимов" состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении определена цель и выдвинуты задачи исследовательской работы; прописаны методы и выдвинута гипотеза. В первой главе описаны различные подходы к определению понятия "псевдоним", представлена информация о причинах возникновения псевдонимов, изложены способы образования псевдонимов. Вторая глава посвящена исследованию псевдонимов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«СКРЫВШИЕ СВОЁ ИМЯ:

ИЗ ИСТОРИИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПСЕВДОНИМОВ»


АВТОР РАБОТЫ: Костина Анастасия Андреевна,

студента 1 курса ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "Саранский медицинский колледж"



САРАНСК 2014


Содержание

Введение

1. Теоретический аспект исследования псевдонимов

1.1. Различные подходы к определению понятия псевдоним

4

1.2. Причины возникновения псевдонимов

1.3. Способы образования псевдонимов

2. Литературные псевдонимы

2.1. Псевдонимы русских писателей и поэтов

2.2. Псевдонимы мордовских писателей и поэтов

1

Заключение

1

Список использованных источников

1





Введение

Имена собственные занимают особое место в составе лексики любого языка. Специфика имен собственных давно привлекает внимание исследователей, а их своеобразие привело к тому, что имена собственные стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике (от греч. onomastike - искусство давать имена). Термин оним (онома, собственное имя) - это «слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого объекта среди других объектов: его индивидуализации и идентификации» [5].

Человек имеет имя, фамилию, может иметь прозвище, псевдоним. Этот разряд онимов называют антропонимы (от греч. anthropos - человек и onyma - имя). Раздел ономастики, в котором изучаются имена собственные людей, называется антропонимикой.

Особым разрядом имен собственных псевдонимы. Псевдонимика, или псевдономастика - один из разделов ономастики, наука об искусственно созданных именованиях (псевдонимах) [4].

Основную массу псевдонимов составляют вымышленные имена писателей, артистов, политических деятелей.

Целью исследования является исследование значительного пласта литературных псевдонимов, использовавшихся русскими и мордовскими писателями и поэтами.

Задачи исследования:

1) рассмотреть различные подходы к определению понятия псевдоним;

2) изучить истоки и причины возникновения псевдонимов;

3) определить способы образования псевдонимов;

4) выявить наиболее популярные литературные псевдонимы русских и мордовских писателей и поэтов.

В ходе исследования применялись следующие методы:

1) биографический метод;

2) метод лингвистического анализа;

3) статистический метод;

4) метод обработки полученных результатов.

Гипотеза: предполагаем, что под литературными псевдонимами скрывали свои имена многие русские и мордовские писатели и поэты.

Следующие главы работы мы посвятим тому, чтобы найти подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезе.







1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСЕВДОНИМОВ

1.1. Различные подходы к определению понятия псевдоним

В этом разделе рассмотрим наиболее распространенные определения понятия псевдоним. Они взяты из разных энциклопедий и словарей.

В «Большой советской энциклопедии» нами выявлено следующее определение: «Псевдоним (от псевдо... и греч. оnyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя. К псевдониму прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры, подчеркнуть особенность личности автора или его творчества, представить его не таким, каков он на самом деле (литературная маска). Причинами появления псевдонимов бывали также неблагозвучие фамилии, сословные предрассудки, боязнь провала на литературном поприще, наличие однофамильцев. Литературный псевдоним может считаться одним из видов литературных мистификаций» [1].

В «Толковом словаре русского языка» (под ред. проф. Д. Ушакова): «Псевдоним [греч. pseudоnymos - носящий ложное имя] (книжн.) - вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях[9].

В «Музыкальном словаре»: «Псевдоним, вымышленная фамилия (nom de guerre, nom de plume), под которою писатели или композиторы (скрывая собственную фамилию) издают свои произведения» [6].

В «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»: «Псевдоним - писатель под чужим именем, подыменщик» [8].

В «Юридическом словаре»: «Псевдоним - вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. У некоторых авторов кроме основного псевдонима было много других (например, у Ленина - свыше 150). Бывают и коллективные псевдонимы (Козьма Прутков, Кукрыниксы). Представляет собой личное неимущественное право автора. Раскрытие псевдонима без согласия автора, а после его смерти - без согласия лиц, осуществляющих охрану неприкосновенности его произведений, нарушает авторское право» [10].

В «Российском гуманитарном энциклопедическом словаре»: «Псевдоним - вымышленное имя, которое автор произведения (или исполнитель) использует вместо своего настоящего имени. Два основных мотива - стремление автора сохранить анонимность и желание привлечь внимание публики более пригодным для этого именем. В первом случае автор стремится скрыть свою причастность к произв., во втором, напротив, добиться максимальной огласки. Иногда столь противоположные мотивы сочетаются. Возможность использования псевдонима и сохранения его в тайне после публикации предусмотрена авторским правом. Использование псевдонима может создать и определенные проблемы при необходимости подтвердить (доказать) авторство или атрибутировать произведение» [7].

Вот как объясняется понятие в Википедии: «Псевдоним - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников и монахов, особенно в Православной церкви, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято. С распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуально: практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть ником» [13].



1.2. Причины возникновения псевдонимов

Причины, принуждавшие людей сохранять инкогнито, очень разнообразны. Некоторые вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований. Люди, часто появляющиеся на публике (актеры, режиссеры, певцы, политики др.) могут отказаться от своей фамилии из-за ее неблагозвучия. Писатели, поэты прятались под псевдонимами, чтобы исключить критику в адрес автонима. Встречаются, также, авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ. Некоторые известные люди придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев. А для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект. Иногда, принимая псевдоним, человек ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, главную черту своего характера или направления своего творчества.

Кто первым придумал псевдонимы достоверно не известно. Но есть распространенное мнение на эту тему. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Ребенку давали два имени: одно, которым его называли все, и второе, настоящее, которое знали только жрецы (священнослужители), родители и сам человек. Таким образом, все имена, которые находились в пользовании, были на самом деле псевдонимами.

1.3. Способы образования псевдонимов

Интересным представляется рассмотрение способов образования псевдонимов. Большинство из них по форме напоминают фамилии, поэтому можно предположить, что и построены они традиционными способами, какими образовывались русские фамилии: основа + суффиксы -ов, -ин, -ской. Это самая распространённая модель образования русских фамилий. Однако псевдоним - это элемент индивидуального творчества, одно из многочисленных творений автора, поэтому часто они приобретают совершенно неожиданные, причудливые формы.

Самый простой способ образования псевдонимов - разнообразные сокращения или перестановка букв. Как правило, такие подписи очень похожи на зашифрованный текст, поэтому они получили общее название криптонимы. Разного рода сокращения букв организуют такие виды псевдонимов, как инициалы, ателонимы, апоконимы, а с помощью перестановки букв создаются псевдонимы-анаграммы.

Один из самых распространённых криптонимов-инициалов - буква А. В «Словаре псевдонимов», составленным И. Ф. Масановым и до сих пор остающимся наиболее полным и точным справочным изданием, криптонимов А. насчитывается более 130. Так подписывался, публикуясь в журнале «Сатирикон» в 1908-1912 гг., писатель Аркадий Аверченко. Критик Юлий Айхенвальд тоже подписывал свои статьи в газете «Русская мысль» инициалом А.Такой псевдоним был и у А. И. Герцена, когда он сотрудничал с журналами «Московские ведомости» в 1843 г. и «Москвитянин» в 1844 г.

Криптоним Я. в словаре И. Ф. Масанова встречается около 60 раз. Букву Я. Чаще всего делали своим псевдонимом владельцы фамилии Языков. Среди них и поэт Николай Михайлович Языков.

Не всегда буква-псевдоним совпадала с инициалами автонима (настоящего имени и фамилии). Буквой А. подписывал свои публикации в журнале «Весы» в 1905 г. Борис Николаевич Бугаев, известный как поэт-символист Андрей Белый. Буква А. в данном случае значила «Альфа». Чуть позже, в 1908 г., печатаясь в тех же «Весах», псевдонимом А. подписывался другой поэт-символист Валерий Брюсов. А. С. Пушкин пользовался буквой Я. в качестве псевдонима в журнале «Северные цветы» за 1828 г.

Помимо псевдонимов-инициалов встречаются ателонимы- криптонимы, полученные в результате пропуска части букв имени и фамилии. Так, известный в своё время украинский драматург Григорий Федорович Квитка-Основьяненко, который за 9 лет до появления «Ревизора» Гоголя написал комедию-водевиль «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» о похождениях мнимого ревизора, подписывался псевдонимом-ателонимом .

Ателонимы имели самые разные варианты. Чаще всего они состояли не из одной буквы, а из нескольких. В именах и фамилиях пропускались гласные. Жуковский в «Вестнике Европы» подписывался В. Жквск. Пушкин пользовался псевдонимом из согласных фамилии, написанной наоборот: Александр Н.к.ш.п.

Иногда ателоним представлял собой букву или несколько букв, взятых из середины настоящего имени или фамилии. Интересный ателоним придумал Гоголь. Его «Глава из исторического романа» подписана ОООО. До четырёх букв О писатель сократил свои имя и фамилию НикОлай ГОгОль-ЯнОвский.

Существуют псевдонимы, которые были образованы путём усечения части фамилии или имени - апоконимы. Одним из хорошо известных псевдонимов Добролюбова был псевдоним Лайбов, образованный усечением первых частей имени и фамилии. К такому способу образования псевдонима прибегнул писатель Рогалин, превратившись Б. Галина. У автора «Алых парусов» А. Грина настоящая фамилия была Гриневский. Интересный апоконим у поэта Константина Михайловича Фофанова. Он подписывался Комифо или Ко-ми-фо, образовав псевдоним из первых букв имени, отчества и фамилии.

Криптоним, полученный при перестановке букв, называется анаграмма. Среди многочисленных псевдонимов В. Брюсова был псевдоним Аврелий, представляющий собой анаграмму имени Валерий. Псевдоним Колосов у таких авторов, как историк XIX в. Н. С. Соколов, составитель ребусов В. Н. Соколов, журналист И. И. Соколовский, образован также с помощью анаграммы.

2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПСЕВДОНИМЫ

2.1. Псевдонимы русских писателей и поэтов

Как уже указывалось, псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их автоним (настоящее имя человека, скрывающегося под псевдонимом).

В этом разделе рассмотрим псевдонимы русских писателей и поэтов.

Ахматова Анна (1889-1966). В тетрадях Анны Ахматовой есть записи: «Все считают меня украинкой. Во-первых, оттого, что фамилия моего отца Горенко, во-вторых, оттого, что я родилась в Одессе и кончила Фундуклеевскую гимназию, в-третьих, и главным образом, потому, что Н. С. Гумилев написал: «Из города Киева, // из логова Змиева, // Я взял не жену, а колдунью…» Вскоре после свадьбы 1910 г. Николай Степанович и Анна Андреевна поселились в Царском Селе в доме матери Гумилева. В Петербурге Н. Гумилев познакомил молодую жену с известными поэтами. Она читала стихи в их кругу, начала печататься под псевдонимом Анна Ахматова, который впоследствии стал ее фамилией. В кратких автобиографических записках Анна Ахматова пишет: «Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Так Анна Горенко, которую считали украинкой, стала русским поэтом с татарской фамилией.

Есенин Сергей (1895-1925). Первые свои стихотворные опыты подписывал Метеор. А для первой публикации (стихотворение «Береза» в журнале «Мирок», 1914) он избрал другой псевдоним Аристон, хотя его всячески от этого отговаривали. В дальнейшем псевдонимами не пользовался.

Крылов Иван (1769-1844). Первое свое произведение - эпиграмму в журнале «Лекарство от скуки и забот» (1786) - будущий великий баснописец подписал И.Кр. А первые басни он печатал вообще без подписи, затем ставил под ними букву К. или Нави Волырк. Полной фамилией он стал подписываться только в 37-летнем возрасте.

Лермонтов Михаил (1814-1841). Первая публикация Лермонтова - стихотворение «Весна» - относится к 1830 году. Под стихотворением стояла буква L. Впервые полное имя автора появляется пять лет спустя - в «Библиотеке для чтения» был напечатан «Хаджи Абрек». Но произошло это без ведома автора: поэму отнес в редакцию один из его товарищей по юнкерскому училищу.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837). Александр Сергеевич тоже частенько пользовался псевдонимами, особенно на заре своей творческой биографии. В 1814 году свое стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в московском журнале «Вестник Европы» подписал псевдонимом Александр Н к ш п.

Еще несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым. Это Арз. под эпиграммой в «Северных цветах на 1830 г.» и Ст.ар. под одной статьей в «Московском телеграфе» (1825) - Арзамасец и Старый арзамасец соответственно (в 1815-1818 Пушкин был членом литературного кружка «Арзамас»). А также Св…ч.к под стихотворением «К мечтателю» в «Сыне Отечества» (1818) и Крс под стихотворениями «Калмычке» и «Ответ» в «Литературной газете» (1830). Первый расшифровывается как Сверчок (прозвище Пушкина-лицеиста), второе - сокращенный палиноним. Стихотворение «Череп» в «Северных цветах на 1828 год» поэт подписал Я.. Известен еще один шутливый псевдоним Пушкина, которым он подписал две статьи в «Телескопе»: Феофилакт Косичкин.

Некрасов Николай (1821-1877/78). Первая книжка стихов Некрасова «Мечты и звуки» (1840), подписанная инициалами НН. была встречена весьма холодно, в частности, Жуковским и Белинским. Некрасов поступил подобно Гоголю: собрал по книжным лавкам все непроданные экземпляры и сжег их. Некрасов активно прибегал к псевдонимам и во время работы в «Литературной газете»: большую часть своих статей он подписывал Наум Перепельский. Также использовал такие шуточные псевдонимы как Петербургский житель Ф. А. Белопяткин (в сатирической поэме «Говорун»), Феклист Боб, Иван Бородавкин, Чурмень (вероятно, от «чур меня!»), Литературной биржи маклер Назар Вымочкин.

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) тоже начинал как поэт - стихотворением «Лира», подписав его инициалами С-в. Было ему тогда 15 лет. Были у писателя и другие псевдонимы - М. Непанов (первая повесть «Противоречия») и М. С. (повесть «Запутанное дело»).

Тургенев Иван Сергеевич (1820-1892). Под первыми напечатанными стихотворениями Тургенева («Современник», 1838) стояло …въ. Затем он стал подписываться Т.Л., т.е. Тургенев-Лутовинов (его мать - урожденная Лутовинова). Под этими инициалами вышла его первая книжка - поэма «Параша» (1843).

Чуковский Корней (1882-1969). Псевдоним поэта очень близок его настоящему имени (собственно, от него и образован): Корнейчуков Николай Васильевич. Анна Ахматова в свое время рассказывала, как этот псевдоним появился: якобы в пылу полемики кто-то употребил словосочетание «корнейчуковский подход».

Максим Горький (1868-1936) первый рассказ напечатал в 1892 под псевдонимом Горький, который характеризовал тяжелую жизнь писателя, этот псевдоним и использовал в дальнейшем. В самом начале своей литературной деятельности также писал фельетоны в «Самарской газете» под псевдонимом Иегудиил Хламида. Сам М. Горький подчеркивал, что правильное произношение его фамилии - ПешкОв, хотя почти все прозносят ее как ПЕшков.

Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов (1860-1904). Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

В указателе псевдонимов Чехова встречаются: А. П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z. Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Он не только употреблял этот псевдоним в журналах и газетах, но и поставил его на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884; «Пестрые рассказы», 1886). Исследователи литературного наследия писателя полагают, что псевдоним Антоша Чехонте (варианты: Антоша Ч***, А-н Ч-те, Анче, А.Чехонте, Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Ч. Хонте и т.д.) возник, когда Чехов учился в таганрогской гимназии, где законоучитель гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

Шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал полковник Кочкарев (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).

Происхождение псевдонима Брат моего брата исследователи связывают с тем, что с 1883 года Чехов стал печататься в тех же юмористических журналах, в которых до него выступал его старший брат Александр. Чтобы не создавать путаницы Чехов на титульном листе своей книги «В сумерках» (1887) написал фамилию с уточненными инициалами: Ан. П. Чехов. А потом стал подписываться Брат моего брата.

Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта. И только псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им Чехов пользовался более десяти лет. Под этим псевдонимом (и его вариантами: Ч. без С., Ч.Б.С., С.Б.Ч.) вышло 119 рассказов и юморесок и 5 статей и фельетонов. Необычный чеховский псевдоним, считают ученые, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки.

Таким образом, причин появления и приёмов образования псевдонимов писателей и поэтов существует много, их изучение, «расшифровка» представляет особый интерес.

2.2. Псевдонимы мордовских писателей и поэтов

Особую значимость представляет исследование псевдонимов у писателей и поэтов Мордовии. Обратившись к он-лайн источнику «Библиотека мордовской литературы», мы выявили, что незначительное число литераторов Республики имели псевдонимы.

Ардеев Василий Иванович (1907-1971) подписывал свои произведения псевдонимом Виард Василий Иванович, который представлял собой начальные буквы имени и отчества и усеченный вариант настоящей фамилии писателя. Именно под псевдоним, а не под автонимом В. И. Ардеев издал сборники рассказов и повестей: «Кяжи сява» («Сердитый козел», 1956), «Кешань приключениянза» («Приключения Кеши», 1958), «Скрипач Оха» (1959), «Колять каникуланза» («Колины каникулы», 1960), «Хрустальнай седь» («Хрустальный мост», 1960), «Вирень вайгяльхть», («Лесные голоса», 1961), «Кафта пильгса сохатай», («Двуногий сохатый», 1962) и другие.

Использовал псевдоним и другой мордовский писатель и поэт - Поздяев Петр Уварович (1910-1968). Его произведения «Кочказь стихть» («Избранные стихи», 1947), «Чачома мастор» («Родная земля», 1954), «Морот ды стихть» («Стихи и песни», 1963), «Мой край родной» (1965), две детские книжки - «Душман овто» («Медведь-злодей», 1956), «Петя-пионер» (1968), пьеса «Цянавне» («Ласточка», 1958) подписаны псевдонимом П. У. Гайни.

Горбунов Василий Владимирович (1914-1983) творил под псевдонимом Пурьгине. Пурьгине-паз, в мордовской (эрзя) мифологии бог грома.

Под псевдонимом Дорогойченко Алексей Яковлевич издавал свои произведения (роман «Большая Каменка» (1927)., повесть «Праздник» (1934) и др.) Дорогойченков Алексей Яковлевич (1894-1947).

Кемайкина Раиса Степановна (1950 - ...) работает под псевдонимом Маризь Кемаль. В 2007 году издана ее книга «Ашо нармунть» («Белые птицы»). В этот поэтический сборник вошли стихи, сказания и поэмы, написанные Маризь Кемаль за четверть века.

Кривошеев Илья Петрович (1898-1967) печатался под псевдонимом Илька Морыця. Этим псевдонимом подписаны книга стихов «Коммунань толт» («Огни коммуны»), поэтический сборник «Валскень зорява» («На утренней заре») (1933); сборники стихов «Монь ким» («Мой путь», 1946), «Тундонь сад» («Весенний сад»,1952), «Монь Родинам» («Моя Родина», 1954), «Избранное» (на русском языке, 1955), «Стихть ды поэмат» (1958), «Славан эрямонть» («Славлю жизнь», 1963), «Кеман эрямос» («Верю в жизнь», 1967), «Морамонь ким» («Мой песенный путь», 1968).

Куторкин Андрей Дмитриевич (1906-1991) подписывал свои произведения псевдонимом А. Ёндол. В эрзянской мифологии Ёндол - Бог молнии. Первые шаги в литературе А. Куторкин начал с прозаических произведений, которые вышли в свет под псевдонимом А. Ёндол. На страницах Ардатовской уездной «Трудовой газеты» в 1924 году был опубликован его очерк «Деревенское». В этом же году в газете «Якстере теште» («Красная звезда») напечатан рассказ «Чопудасо» («В темноте»).

Под псевдонимом Мокшони публиковался Кочетков Алексей Ильич (1898-1972). В 1931 году под этим псевдонимом выходит первый сборник рассказов «Од эряфсь» («Новая жизнь»), а в 1933 году - сборник очерков и рассказов «Виде киге» («По верному пути»). Писал произведения, посвященные детям: «Виде киге», «Тюляй», «Аромсть» («Очистились»), «Фанок», «Митрей», волшебные сказки «Ломанть карец» («Лапоть человека»), «Илюж» («Илья-богатырь»), «Кие инь виись» («Кто самый сильный»).

Осипов Афанасий Матвеевич (1909-1989) известен читателям под псевдонимом Артур Матвеевич Моро. С использованием этого псевдонима печатаются стихи «Пиже тумо ало» («Под зеленым дубом», 1927), «Пекшень дудкине» («Липовая дудочка», 1927), «Сёрма деданень» («Письмо дедушке», 1927) и др., издается первый мордовский сборник «Васень сяткт» («Первые искры», М., 1929). Этот псевдоним стоит и на книгах «Пурьгинень зэрть» («Раскаты грома», 1931), «Келейстэ кинть» («Шире дорогу», 1932), «Чись раки» («Солнце смеется», 1932), «Эрямонь ким» («Путь моей жизни», 1934), «Моран эрямонть» («Пою жизнь», 1945), «Ветка дуба векового» (1968), «Поздняя любовь» (1973), «Весеннее эхо» (1980), «Мой месяц май» (1989) романе «Степан Эрьзя» (1997).

Малышев Дмитрий Иванович (1897-1956) использовал два псевдонима: Морской Дмитрий Иванович и Морянь Митя. Произведения Д. Морского печатались в журналах «Челнок», «Пролетарий связи», «Земля Советская», в газетах «Известия», «Красная звезда» и др. Большой читательский резонанс вызвала опубликованная в 1929 году в журнале «Земля Советская» его поэма «Дочь дровосека».

Иркаев Николай Лазаревич (1906-1978) знаком читательской аудитории под псевдонимом Никул Эркай. В разное время под этим псевдонимом появились повести «Березовая вода» (М., 1963), «Новая родня» (М., 1966), «Митяевы мечтания» (М., 1975), «Шураган» (М., 1980).

Радаев Василий Иванович (1901-1989) издавался под псевдонимом Радин-Аловский. Писатель родился в селе Алове ныне Никольского района Пензенской области и, вероятно, использовал название села в своем псевдониме, которым подписан первый сборник «Од пингень вий» («Сила нового времени», 1933) и другие произведения писателя.

Рогожин Алексей Владимирович (1909-1944) в качестве псевдонима использовал первые буквы фамилии, имени и отчества - Рав. Этим псевдонимом он подписывал некоторые свои стихотворные произведения.

В заключение необходимо отметить, что многие писатели и поэты Мордовии пользовались псевдонимами. В некоторых случаях литераторы знакомы читателям именно по псевдониму, а не по реальному имени.





Заключение

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя.

В этих случаях он создает себе вымышленное имя. Такое имя называют псевдонимом. В переводе с греческого языка псевдо означает ложь, онима значит имя.

В ходе исследования мы выявили, что большое число писателей и поэтов пользовались псевдонимами. Г. Плеханов, размышляя о судьбе литератора в России, заметил: «Каждый русский писатель состоит из тела, души и псевдонима» [12]. Трудно не согласиться с этим утверждением. Часто за громкими именами известных нам поэтов и писателей скрываются менее известные, но не менее интересные, а порою очень красивые имена и фамилии. Причины для взятия псевдонима могут быть разными: стремление заменить слишком длинное имя более коротким; возможность взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции; желание скрыть происхождение или национальность; стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в той же сфере и носящим то же или похожее имя.

Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были указаны выше, существует ещё множество, не поддающееся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников. Что в псевдономастике, науке о псевдонимах, более точно, так это определение способов образования псевдонимов и их смыслового значения.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: bse.sci-lib.com/article093913.html - Заглавие с экрана.

2. Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя из истории анонимов и псевдонимов). - М.: Наука, 1980. - 315 с.

3. Леонович О. А. В мире английских имен. - М.: Астрель, 2002. - 160 с.

4. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. - М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1956-1960.

5. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1978. - 200 с.

6. Риман Г. Музыкальный словарь. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

7. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

8. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / Режим доступа: slovari.yandex.ru/~книги/ТолковыйсловарьДаля/ - Заглавие с экрана.

9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М. : Терра, 1996.

10. Юридический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2009.

11. lib.e-mordovia.ru/Library/

12. litosphere.aspu.ru/sections/

13. ru.wikipedia.org/wiki/

21


© 2010-2022