ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Цель проекта: создание школьного  театра как клубного пространства неформального социо-культурного общения детей и взрослых посредством восприятия самобытного художественного явления.     Содержание проекта: Идея проекта:творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия. Художественное твор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Туора-Кюельская СОШ имени П.П.Кочнева»

МР «Таттинский улус»

Республики Саха (Якутия)















ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ















2009

Цель проекта: создание школьного театра как клубного пространства неформального социо-культурного общения детей и взрослых посредством восприятия самобытного художественного явления.

Содержание проекта:

Идея проекта: творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия. Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.

В наше время, крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становится тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство - сопереживание -учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на детей с девиантным поведением и школьников из социально неблагополучных семей, предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.

"Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы".

Детский театр - это совершенно иной мир. Если суть взрослого театра - это искусство, то детского - это развитие (или образование). Поэтому принципы построения и цели взрослого и детского театров - различны. Если цель взрослого театра - это качественная постановка, то детского - это качественный процесс подготовки постановки. Если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском - участник спектакля. В качестве методик для работы с детским театральным коллективом были выбраны следующие:

 формирование социальной практико-ориентированной среды на базе детской организации «ТИК-ТАК»,

 проектный подход,

 делегирование полномочий в рамках коллектива,

 методика Коллективного Творческого Дела,

 методика «Драма. Импровизация. Дилемма»,

 тренинги по методике арт-терапии,

 сказкотерапия.

Формирование социальной практико-ориентированной среды на базе детской организации «ТИК-ТАК» включает в себя участие актеров и других участников спектакля не только в деятельности театральной студии, но и в других делах организации, каждое из которых, в том числе и готовящийся спектакль, имеет четкого социального адресата. Таким образом, нивелируются такие принципы, как деятельность ради деятельности, деятельность ради обучения. Наличие социального адресата вкупе с анализом его потребностей формирует гражданское сознание, тем самым развивая социальные навыки ребят.

Проектный подход к деятельности основывается на планировании, реализации и анализе каждого дела как организации, так и каждого индивида. Проектный подход реализуется, как в качестве подготовки к участию в спектакле, так и при непосредственной подготовке к спектаклю. Спектакль является одним из дел театрального направления деятельности организации, поэтому навыки, полученные ребятами в рамках реализованных ими проектов до спектакля, способствуют их лучшей подготовке к реализации спектакля.

Делегирование полномочий при подготовке непосредственно спектакля реализуется через разбиение технологического цикла подготовки на независимые друг от друга на определенном этапе подготовки блоки. К примеру: разработка светового решения спектакля, которая осуществляется командой учащихся - «светотехников», написание стихов и песен к спектаклю, постановка танцев. Каждая группа или индивид, которые взяли на себя определенный блок несут ответственность перед всем коллективом за своевременность и качество реализации своего блока.

Те блоки, которые могут или обязаны быть реализованы командно готовятся по методике КТД, то есть коллективно планируются, реализуются и обсуждаются. К примеру, конкретный танец ставит один конкретный хореограф, однако решение о том, каким образом строится этот танец, его стилистика и сюжет, есть плод коллективного планирования; корректировка промежуточных результатов также осуществляется коллегиально.

Для подготовки ребят к работе на сцене в числе прочих тренингов используется методика «Драма. Импровизация. Дилемма» (ДИД). Причем сюжеты драмы касаются как непосредственно участников спектакля, так и непосредственно сюжетов пьесы. Такой подход позволяет не только познакомиться и «вжиться» в роли спектакля, но и осуществить психологическую помощь ребятам по их личным проблемам. В рамках ДИД-а, в том числе, происходит и подготовка ребят к работе с предполагаемыми обстоятельствами, так как сама методика основана на представлении многовариантного развития обстоятельств, поэтому «если бы» Станиславского на этих тренингах звучит практически постоянно. ДИД, на наш взгляд, - одна из самых эффективных методик «проживания» виртуальной действительности, так необходимой актеру, чтобы не отыгрывать, а проживать свою роль.

Набор тренингов арт-терапии, на наш взгляд, может проходить в живой и занимательной форме, с одной стороны, а с другой - развивать комплекс необходимых для актеров театральных навыков, таких как развитие внимания, чувства партнера, развитие пластики и воображения. С точки зрения возрастной психологии, тренинги арт-терапии очень подходят для работы с подростками, так как основной мотив участия в тренингах основывается на детской игре, а не на осознании их необходимости для постановки спектакля, что способствует раскрепощению ребят, снятию зажимов.

Так как для постановки с ребятами была выбрана сказка, то эффект методик сказкотерапии - это скорее следствие работы, а не ее запланированный результат. Постановка сказки в ненавязчивой форме знакомит ребят с иными, не встречающимися в их реальной жизни видами отношений между людьми. Однако эти сказочные взаимоотношения без труда проецируются и на реальность, тем самым создавая такую привычную для мира ребенка среду, как игра. Одна из центральных сюжетных линий готовящейся сказки - это линия любви. Через эту линию ребята готовятся к культурным взаимоотношениям полов, проходят через первые межполовые конфликты в игровой форме.

Основные этапы:

Подготовительный этап: овладение приемами режиссерско-педагогического сценирования, изучение психоэмоциональных особенностей детей; мониторинг уровня развития творческих способностей детей; работа с родителями, классными руководителями.

Январь - март 2009

Организационный этап: активное использование разнообразных средств театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы; драматизация учебного материала как одно из самых действенных способов применения принципа наглядности.

Апрель - сентябрь2009

Этапы реализации -2009-2010 учебный год

Этап формирования научно- методической базы: разработка программ по технике действий, по сценической речи, по сценическому движению, по мировой художественной культуре. Создание сборника творческих заданий для детских театральных занятий.

Май - сентябрь 2009

Конструктивный этап: организация занятий по технике действий, по сценической речи, по сценическому движению. Создание сценариев спектаклей, литературно- музыкальных композиций. Постановка спектаклей.

Октябрь- январь 2010

Диагностический этап: участие в творческих конкурсах, организация театрального фестиваля.Участие в работе семинаров и конференций по проблемам театральной педагогики. Публикация статей.

Февраль-апрель 2010

Этап разработки следующего шага. Рефлексия.

Май 2010

Обоснование значимости проекта:

Село Туора- Кюель Таттинского улуса является родиной талантливых олонхосутов, заложивших основы якутской литературы. Среди них можно назвать имена И.Н.Винокурова- Табахорова, Е.М. Егорова- Миинэ уола Дьегуессэ, П.Ф. Макарова- Бабыат Макаарап, И.Т. Борисова - Ырыа Ылдьаа. Поэтому генетическими особенностями детей является творческое мышление, образное видение мира, артистизм, склонность к литературному творчеству. Сельская местность, находясь в отдалении от культурных центров, не может в полной мере удовлетворить художественные , эстетические потребности детей. В школе работают различные творческие студии- вокальные, хореографические, студия декоративно- прикладного творчества и т.д. Есть и драматический кружок. Но форма кружковой деятельности безнадежно устарела. Она отвечает возрастающим культурно- эстетическим запросам детей. Кроме того, форма кружка не позволяет сложиться детскому коллективу как таковому. В рамках кружка возможны только постановки литературно- художественных композиций, инсценировок, отрывков из художественных произведений, привитие умений и навыков художественного чтения.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.

В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:

1. Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников.

2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей.

Говоря о системе дополнительного образования, необходимо отметить, что кроме научности столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса. И в этом смысле школьный театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социокультурного общения детей и взрослых посредством восприятия самобытного художественного явления.

Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так усилиями известного психолога Е. Б. Шулешко, педагога-новатора Л. К. Филякиной, и театральных педагогов А.П. Ершовой и В. М. Букатова возникло новое, или "хорошо забытое старое", что получило название "социо-игровая педагогика".

Ведущая роль педагога давно определена и вошла в практику как один из основных дидактических принципов. Но, каждое историческое время предполагает свой уровень демократии процесса лада между людьми и нового осмысления роли лидера и, в частности, педагога. Каждая суверенная личность в необходимое для общего дела время ответственно и сознательно находит свое место в общем процессе делания - вероятно так можно определить новый уровень лада, к которому стремится педагогика сотрудничества и, в частности, театральная педагогика. Это не зачеркивает принципа другого уровня лада "делай как Я", но предполагает более широкую сферу проявлений самостоятельности ученика и, прежде всего его права на ошибку.

В нашем случае мы находимся на этапе, когда основные социальные нормы уже присутствуют у ребят и достаточно хорошо развиты такие потребности, как потребность в коммуникации, в деятельности, в самореализации и в творчестве за счет деятельности в детской организации. Таким образом, в качестве основных задач социализации на данном этапе выступают следующие:

  • привитие навыка культурного делового общения,

  • освоение механизмов реализации коллективных проектов,

  • распределение и выполнение тех задач, к которым нет мотивации, но без которых невозможно достижение результата.

Коллективность на технологическом уровне дает возможность повышать эффективность деятельности, вводя ребенка в состояние успешности и защищенности путем интеграции мыслей и действий различных людей. Театральный коллектив - это открытое образование.

Открытое образование предоставляет учащимся выбор:

а) содержания образования;

б) желаемого конечного образа и

в) пути достижения результата.

Театральная деятельность и освоение театральных профессий в данном случае являются не целью, а средством - инструментом развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. Школьный театр комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.

  2. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

  3. Коллективность на технологическом уровне дает возможность повышать эффективность деятельности, вводя ребенка в состояние успешности и защищенности путем интеграции мыслей и действий различных людей.

Творческий задел, имеющийся у руководителя и участников проекта

«Школа художественного чтения» (обучение приемам и навыкам художественного чтения подростков - мальчиков); «Метод философствования на уроках русского языка» (развитие риторических способностей); «Театральная студия как сфера самостоятельной творческо - мыслительной деятельности учащихся»; «Школьные мюзиклы как создание мотивационной школьной среды».

Спектакль « Кошкин дом» (по произведению С.Я. Маршака);

Спектакль « Русалочка» (по сказке Г.Х. Андерсена);

Инсценировка «День рождения Ворчуна» (по мотивам сказки братьев Гримм

«Белоснежка и семь гномов»);

Спектакль « Барышня - крестьянка» (по повести А.С. Пушкина);

Мюзиклы:

«По следам Бременских музыкантов» (по мотивам сказки братьев Гримм);

«Прекрасная страна- любовь…» (по мотивам произведений Лопе де Вега, У. Шекспира, А. Дюма);

«Лоокуут уонна Ньургуьун» (по мотивам произведения Т. Сметанина);

Литературно - художественная композиция «Батыя Манчаары» (по мотивам стихотворений И. Гоголева);

Литературно- художественная композиция « Таатта- родина олонхо».



© 2010-2022