Урок по русской литературе на тему Образы Собакевича и Плюшкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

(9 класс)


Тема: Образы Собакевича и Плюшкина.

Цель: рассмотреть и изучить образы Собакевича и Плюшкина, сравнить их;

Определить тематику, роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души».

Задачи:

  1. выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов;

  2. обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

  3. раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;

  4. приобщить учащихся к исследовательской работе.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Работа в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап. (2 минуты)

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

2. Объявление темы и целей урока.

Задачей нашей сегодня является анализ очередных глав произведения, в которых мы познакомимся с образами Собакевича и Плюшкина. Это продолжение галереи портретов помещиков, которых Гоголь назвал «Мёртвыми душами», а также обсудить лирические отступления, которые присутствуют в тексте, определить их тематику и роль.

3.Работа в группах с помощью диаграммы Венна с использованием таблиц, которые учащиеся выполняли в качестве домашнего задания.

(каждая группа находит сходства и различия между Собакевичем и Плюшкиным, оформляет их в диаграмме Венна; после заполнения каждая группа представляет свой вариант)

Анализ литературного образа. Собакевич.

«Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, либо она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами…». Итак, обратимся к нашим таблицам. Собакевич Михаил Семенович.

а) описание внешности (портрет). ("...похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...". "...много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "Живет!".)

б) характер помещика. (Груб, неуклюж, неотёсан, неспособен к выражению душевных переживаний. Жёсткий, никогда не упустит своей выгоды. «Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.)

в) особенности манеры поведения и речи. (Конечно, и у Собакевича, при всей грубости его натуры, есть какие-то представления о приличии и долге гостеприимства, и поэтому он, отзывавшийся о ком-либо «с хорошей стороны», преисполненный уважения к Чичикову, определяет его в разговоре с женой: «преприятный человек», и приглашает его к себе в усадьбу. Характерно для злобного взгляда Собакевича на окружающих
обилие в его лексиконе ругательных слов: хапуга, разбойник, свинья, мошенник. Медвежья грубость Собакевича сказывается и в том, что он совсем не стесняется в своих выражениях ни при госте, ни во время обеда. Языку Собакевича присущи выражения настоящего кулака, торгаша: «Эк, куда хватили… ведь я продаю не лапти»; «Стыдно вам и говорить такую сумму. Вы торгуйтесь, говорите настоящую цену»; «Да чего вы скупитесь? Право, не дорого». Необходимо заметить, как резко изменилась речь Собакевича, когда он вошёл во вкус совершаемой операции. Лаконичный, молчаливый, Собакевич входит «в самую силу речи», т. е. пускается в такое красноречие, что Чичиков не успевает вставить ни одного слова.)

г) отношения с окружающими. (Председатель у Собакевича - «такой дурак, какого свет не производил»; губернатор - «первый разбойник в мире… и лицо разбойничье»; «дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу - зарежет». Полицеймейстер - «мошенник, продаст, обманет, ещё и пообедает с вами». Обобщая своё суждение о чиновниках, он говорит: «Это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Одного порядочного человека выделяет Собакевич - прокурора, но и его награждает эпитетом «свинья». Собакевич даёт уничтожающую критику и Плюшкину: «Мошенник, такой скряга, какого вообразить трудно».)

д) описание усадьбы. («Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».)

е) итог сделки. (Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым - мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужиков - хоть живых, хоть мертвых. И, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как хороший хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит таланты и достоинства каждого. Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленно-красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленников, но невозможно забыть, что они для него - товар.

Чичиков: «Хотя, впрочем, это конечно такой предмет…, что о цене даже странно…». Но Собакевич тем же тоном отрезает: «По сту рублей за штуку». Первую скрипку в сделке ведёт Собакевич, и Чичикову удаётся вставить лишь отдельные осторожные реплики с целью несколько осадить, образумить увлёкшегося, прижимистого торгаша.)

Анализ литературного образа. Плюшкин.

Галерею «мертвых душ» завершает в поэме Плюшкин.

а) описание внешности (портрет). (Как известно, Чичиков при первой встрече не сразу понимает, кто перед ним стоит - мужчина или женщина: "Ой, баба! ... Конечно, баба!..." Внешний вид Плюшкина напоминает ключницу или ключника, но никак не богатого помещика: "... Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница..." Только сиплый голос Плюшкина отличает его от женщины: "... только один голос показался ему несколько сиплым для женщины..." Внешность Плюшкина поражает Чичикова: "... Ему случалось видеть немало всякого рода людей [...] но такого он еще не видывал...". «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши» Примечателен наряд Плюшкина - засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье.)

б) характер помещика. (Основные черты Плюшкина - скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность.)

в) особенности манеры поведения и речи. (Для речи Плюшкина характерны размышления вслух, ругательные восклицания. В разговоре со своими слугами-крепостными Плюшкин постоянно употребляет бранную лексику, такие выражения, как дурачина, мошенница, разбойница, и т.п. В его речи отражается настороженно-враждебное отношение к людям. Однако по отношению к предметам, вещам Плюшкин употребляет уменьшительно-ласкательные слова: денежки, бумажку, ликерчик, рюмочку, т.д.". Даже речь Плюшкина как бы подтверждает мысль о том, что он вещи любит гораздо больше, чем людей».)

г) отношения с окружающими. (В сцене также показаны грубость и подозрительность Плюшкина. Он ругает слуг. Например, к Прошке обращается: «Дурачина!» А Мавру барин называет «разбойницей». Обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И за эту малость он грозит Мавре Страшным судом. Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обвинить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит - да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!» Плюшкин всех подозревает в воровстве: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить».)

д) описание усадьбы. (Ветхость на всех строениях: бревно на избах было старым и потемневшим, в крышах были дырки, окна были без стекол или заткнуты тряпкой. Господский дом выглядел как непомерно длинный замок, местами в этаж, местами в два. Стены были с трещинами, «и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен». Из всех окон открыты были только два, остальные же были заставлены ставнями или даже забиты досками. Позади дома тянулся старый, обширный сад, который переходил в поле и был «заросший и заглохлый», но он был единственным, что оживляло эту деревню. Создается впечатление, что жизнь покинула эту деревню. Казалось, «в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель». На столе стоял сломанный стул, рядом с ним - часы с остановившимся маятником, оплетены паутиной; тут же находился шкаф со старинным серебром. На бюро, «выложенном мозаикою, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем», лежало целое множество вещей: куча исписанных бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом, какая-то старинная книга в кожаном переплете, высохший лимон, размером с орех, отломанная ручка кресел, рюмка «с какой-то жидкостью и тремя мухами». Никак нельзя было сказать, что в этой комнате обитало живое существо, если бы не «старый поношенный колпак, лежавший на столе»)

е) итог сделки. (В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…»
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в состоянии. Из сцены купли-продажи «мертвых душ» можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни; и для малых, и для старых «были одни только сапоги, которые должны были находиться в сенях». Плюшкин долго торгуется с Чичиковым. При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть». )

6.Вывод по работе с героями:

Мы рассмотрели образы всех помещиков произведения. Суждение Пушкина о главном свойстве художественной манеры Гоголя: «…еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни… чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Строя «портретные» главы, автор тщательно подбирает детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. Применяя прием гиперболы, писатель выделяет главные черты своих героев. Характеристика образа-персонажа строится по плану: описание обстановки, внешний вид усадьбы, дома. Далее - авторская характеристика хозяина. По тому как обрисована внешность героя, можно легко отгадать основные черты характера. От описания Гоголь переходит к изображению действий.

Центральный момент в характеристике героя - это отношение к Чичикову и его предложению. Своеобразие каждому персонажу придает его речь.

Почему же характеры, созданные Гоголем так давно, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым? (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? (мелочного, скупого человека); Ноздрёвым (дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

7. Работа в группах по лирическим отступлениям.

А теперь поговорим о таком важном элементе поэмы «Мертвые души» как лирические отступления.

В группах учащиеся разбирают одно из лирических отступлений по плану:

- тема лирического отступления;

-основная мысль лирического отступления;

- роль лирического отступления в произведении;

Обсуждение работы каждой группы.

8. Домашнее задание

Подготовить доклад. («Чичиков - новый герой эпохи»), план


© 2010-2022