Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С. Е Горбачёвой)

Данная исследовательская работа "Как рождаются стихи" (На примере творчества будённовской поэтессы С. Е.Горбачёвой) содержит и теоритические сведения о стихотворной речи, и  биографические данные Горбачёвой С.Е,и стихотворения, и породии поэтессы. Учащиеся выдвинули гипотезу: если понять, как рождаются стихи, возможно ли, что все станут поэтами? Для этого были изучены литературные источники с целью отбора теоритического материала по данной теме; изучено творчество будённовской поэтессы С.Е. Горб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

II - городская открытая научная конференция школьников




Секция: литературоведение

Название работы «Как рождаются стихи?»




Автор работы:

Погосова Анна, Бутова Алина

(7 класс)

Место выполнения работы: г.Буденновск, МОУСОШ №3 Руководитель: Мадатова Наталья Павловна, учитель русского языка


Буденновск, 2015

Оглавление


Введение 3

1. Как рождаются стихи? На примере творчества буденновской поэтессы

С.Е.Горбачевой 5

2. Практическая часть 17

Заключение 18

Литература 19





















Введение


Тема нашего проекта: «Как рождаются стихи?» Раскрыть её мы попытались на примере творчества буденновской поэтессы Горбачёвой Светланы Евгеньевны.

Гипотеза работы: «Если понять, как рождаются стихи, возможно ли, что все станут поэтами?»

Задачи проекта:

  1. Сформировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать.

  2. Развивать способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

  3. Воспитывать у юных граждан чувства уважения и любви к своему Отечеству, к своей «малой Родине».

  4. Провести исследование с целью проверки гипотезы.

В ходе работы над проектом мы использовали следующие методы исследования:

1. Изучение литературных источников с целью отбора теоретического материала по данной теме;

2. Сбор материалов о творчестве буденновской поэтессы Горбачёвой Светланы Евгеньевны;

3. Анализ полученных результатов по творческому заданию «Сочини стихотворение» среди учащихся 9 классов.

Наш интерес к буденновским поэтам и поэзии Ставрополья возник неслучайно. Мы родились в этих местах, выросли, и нас интересует всё, что связано с родным городом, краем. У них интереснейшая история, необыкновенная природа, своеобразная культура. Мы считаем, что люди должны знать как можно больше о своей «малой Родине», думать о ёё будущем и свою любовь к ней подкреплять конкретными делами. Мы не знаем, как сложится наша дальнейшая жизнь, будет ли она связана с Кавказом, но мы гордимся, что родились здесь, чувствуем связь с родной землёй.

Красивейшая кавказская природа не раз воодушевляла деятелей искусств на создание величайших произведений. Художники, писатели, поэты, музыканты черпали здесь вдохновение. На Кавказских Минеральных водах были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф. Шаляпин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Н.А. Ярошенко и многие другие.

Но, к сожалению, в библиотеках, на наш взгляд, недостаточно книг о жизни местных поэтов, да и литературы, рассказывающей об их творчестве с анализом произведений тоже очень мало. Поэтому мы решили создать этот проект, чтобы понять, как рождаются стихи и показать это рождение на примере творчества буденновской поэтессы Горбачёвой С.Е.
















Как рождаются стихи?

На примере творчества буденовской поэтессы С.Е.Горбачевой


Наверное, вам приходилось слышать такую фразу, относящуюся обычно к каким- либо слабым, беспомощным, неуклюжим строкам: «Ну какие же это стихи? Ни складу ни ладу».

Стихи - это не простая речь, а речь, определённым образом организованная.

Что же обеспечивает эту особую организованность, особый «склад и лад» стихотворной речи?

В стихотворении «Прозаик и поэт» А.С. Пушкин говорит:

О чём, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль, какую хочешь:

Её с конца я завострю,

Летучей мыслью оперю…

Может показаться, что главным отличительным признаком стиха Пушкин считал рифму. Многие уверены, что так и есть, что умение сочинять стихи целиком и полностью сводится к умению ловко и полностью подбирать рифмы. Но это, конечно, не так. Во-первых, бывают стихи, в которых вообще нет рифмы (так называемый белый стих). Во-вторых, есть ещё и другой, гораздо более важный признак стихотворной речи: размер. Если вы прочтёте вслух какое-нибудь стихотворение Пушкина или Лермонтова, вы заметите, что ударные и неударные слоги чередуются в совершенно определённом порядке. Вот этот порядок чередования ударных и неударных слогов и называется размером.

Но есть стихи, не укладывающиеся в определённый размер и, тем не менее, по-своему очень хорошо организованные ритмически. Способов ритмической организации стиха существует очень много. Именно в рифме и состоит главная разница между поэзией и прозой.

Почему люди создали такой странный способ выражения мыслей и чувств, как стихи? Ведь в жизни стихами вряд ли кто друг с другом разговаривает.

Ответ на это совсем прост. Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, не прозаических, а наиболее высоких, сильных, ярких человеческих чувств. В стихах выражается особое, необычайное душевное волнение.

Как рождаются стихи? Как уловить между строк настроение автора, его мысли, мечты? Что побуждает писать стихи? На все эти вопросы можно найти ответ самостоятельно, внимательно читая произведения. Но знакомство «вживую» с автором даёт нам полную картину. Поэтому эти вопросы мы задали буденновской поэтессе Светлане Горбачёвой. «Я думаю, что стихи, как и всё остальное, рождаются в слиянии голоса языка и голоса любви, - говорит она, - когда душа, что называется, поёт, когда на улице хорошая погода, неважно, какое время года. И начинают складываться строчки. Просто мысли, которые возникают, принимают «поэтическую форму». На душе радостно, легко. Прихожу домой - записываю. И лихорадочно дописываю то, что уже есть где-то там, внутри, но ещё не успело сложиться. И так до тех пор, пока не выплесну всё, что накопилось. Так у меня рождаются стихи».Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Рождение стиха

Как описать рождение стиха?

Рецептов нет. И этому не учат.

Откуда появляется строка?

Как сделать слово сильным и созвучным?

Таинственны процессы созиданья,

Их не пощупать, не узреть никак.

Из слов - кирпичиков я строю зданье,

А выйдет что? Дворец или барак?

Так как же быть? Коль хочется писать,

Рука сама выводит буквы в строки.

Мысль так бежит, порою не догнать,

Вливаясь в душу бешеным потоком.

Инфекция, не властная врачам,

Покоя, не дающая рассудку.

Стучатся мысли тайно по ночам

И требуют писать «про незабудку»…

Светлана Евгеньевна Горбачёва родилась в городе Будённовске 15 мая 1964 года. В 1981 году окончила среднюю школу №3 города Будённовска, затем поступила в Московский сельскохозяйственный институт, который окончила с красный диплом по специальности мастер-пчеловод. Любовь к природе и животным определила её профессиональный выбор. Но, познакомившись вплотную с удивительным миром пчёл, она освоила специальность апифитотерапевта. И сейчас работает директором аптеки «Тенториум», неся людям здоровье и радость жизни.

Первое стихотворение Светлана написала, когда ей было пять лет. К тому времени она могла уже и читать и писать. Это были незатейливые строки о любимой собаке Стрелке.

У меня собака Стрелка.

Я люблю её всерьёз.

У неё большие уши

И пушистый длинный хвост.

Всерьёз С.Е.Горбачёва стала заниматься литературным творчеством только с 1981 года, тогда Светлана Евгеньевна посещала занятия в буденновском литературном объединении «Лана», которым руководила С.И. Бирюкова. Известные на Прикумье к тому времени поэтессы Н.В.Хмелёва и С.И.Бирюкова стали её наставниками в нелёгком поэтическом труде.

Тематика стихотворений С.Е.Горбачёвой разнообразна. Это и лирические, и политические, и сатирические стихотворения, пародии, рассказы. Они просты, открыты для людских сердец. И главное, эта простота искренняя, в которой постоянно ощущаешь душу поэтессы с её болью и радостью, с её восторженностью и негодованием. Она достойно славит свою «малую Родину» и гневно осуждает всё то, что мешает нам жить и созидать.

Светлана Горбачёва не жалеет как себя, так и своего читателя. Правду о себе не разукрашивает и не припудривает, как и все мы, сомневается в своих силах, знаниях, способностях, но не стесняется нарочитого примитизма своих стихов. Она даже бравирует этим, и вполне возможно, что такое отношение к своему таланту поможет ей открыть в себе и окружающих людях нечто такое, что раздвинет горизонты и позволит обрести уверенность в себе и укрепить силу духа.

Мои стихи от лирики далёки,Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Уж больно тяжелы, как бегемот.

Корявые уродливые строки,

Читатель их не примет, не поймёт.

Я не могу писать красиво, тонко,

Сплетая кружева пушистых слов.

Пусть остаётся Тютчев для потомков,

Моё всё в печку - знать удел таков.

Ведь выше, чем ты есть, уже не прыгнуть,

Учись хоть век, так неучем помрёшь.

К посредственности я боюсь привыкнуть…

Бездарные стишки, как в сердце нож.

Я рада, что родился раньше Пушкин,

И я теперь могу его читать.

Мои стихи не прячут под подушку;

Никчёмности стоит на них печать.

Поэтому пишу я для себя,

Сама себя ругаю, критикую…

Пора заканчивать: встаёт уже заря,

Простите, что я чушь пишу такую.

Сама говорит о себе автор так: «Я не писатель, я развлекатель. Писатели пишут серьёзные, умные книги, а я хочу вас немного отвлечь от повседневных забот и проблем, пытаюсь развеселить». Здесь можно не согласиться с поэтессой. В своих стихах она затрагивает серьёзные проблемы, волнующие человека во все времена.

В её творчестве немало стихотворений, посвящённых духовности, познанию простой истины. Светлана Горбачёва признаётся, что она не всегда законопослушная христианка, но, тем не менее, свою душу старается содержать в чистоте и пытается привить любовь ко всему Возвышенному и Прекрасному не только своим детям, но и читателям.

Я в храм вошла, кругом горели свечи,Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Смирение неся мне и покой.

Я думала о Добром и о Вечном,

Но тут глаза узрели вид такой:

Передо мной возникли два подростка.

Одеты ярко, модно, очень броско.

Девчушка в храм явилась без платка,

В потёртых джинсах, не прикрыв пупка.

И левою рукой она крестилась,

А правой за мальчишку уцепилась.

Торчит в кармане пачка сигарет.

А им, от силы, по пятнадцать лет…

Я их не осуждаю. Что вы! Нет!

Мы за своих детей несём ответ.

И чада наши неучи растут,

Хоть мы их и отдали в институт.

Науки с ними все мы покорили,

А вот креститься и не научили.

Ведь это я собою занята -

Напёрла бусы, не надев креста,

И сына с дочкой редко в храм вожу.

Хотя за их здоровьем я слежу,

А истину простую позабыла:

Есть Бог в душе, - и в теле будет сила.

Ведь дети отзеркаливают нас.

Начну с себя.

Сегодня. Здесь. Сейчас.

«Однажды, в телепередаче «Клуб путешественников»,- делится впечатлениями поэтесса, - Ю.Сенкевич рассказывал, что он получил в дар от тибетских монахов картину. Это был морской пейзаж. По берегу вились цепочкой следы. А дальше…шёл одиночный след, куда делся второй путник, неизвестно!

Вместе с картиной Ю. Сенкевич получил наставление от монахов: «Смотри на картину, и тебе откроется Истина».

Морской пейзаж показался на экране телевизора. Как только я увидела его, у меня уже было готово своё познание.


Странный сон


Человеку снится странный сон,

Что он рядом с Господом, у моря.

И следы в песке заметил он,

Те, что остались от прибоя.Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

И спросил он Господа тогда:

«Объясни мне только вещь одну,

Вот идём мы вместе - два следа,

А вот там - один. Я не пойму.

Как же так? Спаситель, ты ответь,

Неужели там я шёл один?

Трудный путь пришлось мне одолеть,

Смертью и болезнями гоним.

Как же ты меня оставить мог?

Не пойму я, как живой остался.

Я молился, чтобы ты помог

И с трудом сквозь дебри пробирался».

И тогда ему ответил Бог:

«Неразумное моё дитя!

В тяжкую минуту, сквозь опасность,

Это я нёс на руках тебя.

Одиночный след этот не твой,

В трудную минуту я с тобой».

Человек создан по образу и подобию Божьему, но по Господнему же проведению помещён в тело животного на время короткой земной жизни. И тот счастлив, кому удаётся достичь равновесия: не стыдиться «животного» в себе и гордиться Божьим происхождением. Светлане это удаётся: её серьёзные и «несерьёзные» произведения - причудливая смесь высокого интеллекта, добрейшей души, талантливой натуры. И в то же время в её стихах ощущается неподдельная любовь к людям, к их достоинствам и недостаткам, к человеческой мудрости, подчас граничащей с откровенной глупостью. Очень резко автор отзывается о равнодушии, жестокости и людской чёрствости. Об этом стихотворение «Лебедь».



ЛебедьИсследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

На озере, что за селом у нас,

Мальчишки камнем лебедя подбили.

Раздроблено крыло и выбит глаз,

И он кричит, бедняга, что есть силы.

Каким-то чудом к нам во двор влетел,

Овчарка, видя раненую птицу,

Завыла жутко. Есть ли злу предел?

И где у той жестокости границы?

Два месяца лечили мы его,

Скрывая от чужих людей в сарае.

Лишился лебедь глаза одного,

Простил мальчишкам страшный грех? Не знаю…

Пора расстаться. Ты окреп, дружок,

Да и зима уже не за горами.

Желаем, чтоб попутный ветерок

Ты рассекал могучими крылами.

Прошло да дня, как мы расстались с ним,

Выглядывали всё, а вдруг вернётся…

И вот на ужин нас зовёт Вадим,

Сидим мы за столом, а он смеётся:

- Я гусака здорового поймал,

Да только он какой-то одноглазый.

Представь себе, я даже не стрелял,

Чуть поманил, и он мне в руки сразу.

Не выдержав, кричу я:

- Подавись!

Своим борщом, лапшой и пловом тоже,

Ты ешь того, кому спасли мы жизнь.

Ведь это не гусак, а лебедь! Боже!

Собака выла, жалуясь луне,

Скорбя о гордом, белокрылом друге.

И вой её в кромешной тишине

Морозил кровь у всех живых в округе.

Но не только бездушное отношение к животным тревожит поэтессу, она с болью в сердце пишет о людском равнодушии к ветеранам, которые прошли горнило страшной войны.

Минуло уже более полувека со дня окончания Великой Отечественной войны. На Прикумье всё меньше остаётся участников былых сражений. Мы, нынешнее поколение, должны с чувством глубокого уважения относиться к героям, давшим нам возможность жить под мирным небом, любоваться восходом солнца, радоваться жизни. Но, к сожалению, должного почета и уважения наши ветераны не видят. Откуда в людях чёрствость и невнимание? Этой проблеме С.Горбачёва посвящает стихотворение.

Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Прошло уже полвека с той войны,

Всё меньше остаётся ветеранов.

Защитников Отечества, страны.

Жизнь к старым шрамам добавляет раны.

К осколкам мины, что сидят в груди

Добавились инфаркты и артриты.

Сраженья, смерть остались позади,

Но в памяти у них не позабыты.

Обида душит, слёзы, слёзы на глазах,

Откуда в людях чёрствость и забвенье?

О стариках забота на словах,

А где почёт, поклон и уваженье?

На рынке покупают ордена,

Взамен медали рублик предлагают.

Как будто балом правит сатана,

Какие времена нас ожидают?..

Действительно, какие времена нас ожидают, если мы не освободимся от бездушия, чёрствости и равнодушия ко всем пожилым людям. Светлана Евгеньевна счастлива тем, что жив самый дорогой и любимый для неё человек. Это её мама Кирносова Мария Михайловна. «Только благодаря маминому упорству, любви и твёрдости характера, из меня получилось ЭТО!» - так говорит сама Светлана. Любовь к жизни мама привила дочери с детских лет, потому что сама выросла в детском доме, испытав голод и холод. И всю жизнь мама - её главная путеводная звезда. Брошенное семя дало плоды. Вот как с любовью и нежностью Светлана пишет о самом близком человеке.



Маме

Мне кажется, такого человека

Я в жизни повстречала в первый раз.

Я б отдала своих ещё полвека,

Чтоб окунуться в море этих глаз.

Судьба такой подарок мне вручила,

Такого Человека привела…

Мне кажется, что Божья Мать Мария,

Тебя сама на небе родила!

У самой Светланы Горбачёвой двое детей: дочь Мария и сын Михаил. Они до сих пор помнят стихи из детства, которые мама сочиняла « на ходу» по их просьбе.

КактусИсследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Кактус, толстый и колючий,

Я в горшочек посадил.

А чтоб не был он колючий,

Я его чуть-чуть побрил.

Говорил мышонок кошке:

«Поиграй со мной немножко!»

Кошка хитро улыбнулась,

Потянулась, облизнулась

И мышонка - цап когтями:

«Не играю я с мышами!»

Плачет маленький щенок,

Он замёрз и весь промок.

В кофту заверну его,

Будет сухо и тепло.

Светлану Горбачёву знают как любящую дочь, как верного и надежного друга, как заботливую маму. Семья, дети являются для Светланы источником любви, радости, заботы и тревоги. Такие проникновенные строки может написать только любящая мать.

Сыну

Промчались восемнадцать лет.

Как ветром сдуло.

И я теперь в почётном карауле

У ящика почтового стою:

Из армии от сына писем жду.

Встречаю почтальона у калитки,

Она в ответ: « Ни писем, ни открытки».

Вот тут мне надо бы уже разволноваться,

Бежать домой, за валидол хвататься.

Прислушалась… В душе тревоги нет.

Сама на свой вопрос нашла ответ.

Я с детских лет всегда учила сына,Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Что между нами есть такая сила,

Которой нас Господь с ним наделил,

Лучом таинственным он нас соединил.

За сотни километров мать узнает,

Как спал сынок, что ел, о чём мечтает.

Как кросс бежал и пятки в кровь натёр.

Мои пылали тоже, как костёр.

От холода тряслась в квартире тёплой

И мысленно кричала: «Недотёпа!

На пуговицы все ты застегнись,

О Господи! Смотри не простудись!»

Что ж, писем нет. Но были два звонка.

Сыночек мой звонил издалека.

И голос жизнерадостно звучал:

- Привет, мамуль! Я по тебе скучал!

Со мною всё в порядке, всем доволен,

Служу в Армейской я спортивной школе.

Недавно вспоминал, как ты учила,

Что между нами есть такая сила…

Что в общем, можно писем не писать,

Ты всё равно всё будешь знать.

Солдатики! Прошу вас, дорогие!

Пишите мамам письма, хоть такие:

«Привет. Пока. Целую. Жив - здоров».

Для мамы и не надо больше слов.

Но у Светланы Евгеньевны есть не только «серьёзные» стихи. Пародии - один из любимых жанров поэзии Светланы Горбачёвой. Часто нам встречаются стихи «в обмороке», над которыми и работает автор. Она сама называет их «Стихи в глубоком комотозе».

Как трудно писать для детей:

Ребёнок читатель - пристрастный,

Барометр правды твоей,

Ценитель и критик опасный.

Наталья Карпова

Трёхлетний Вовка стих мой прочитал,

И выдал мне рецензию мгновенно:

- Я тут размер стиха Ваш посчитал,

И ничего не понял совершенно.

Вы из хорея прыгаете в дактиль,

А с рифмами вообще у вас завал.

Не стих, а динозавр, птеродактиль,

Давненько я такого не читал!

Окно выходит в белые деревья.

Профессор долго смотрит на деревья.

Он очень долго смотрит на деревья…

Евгений Евтушенко

Смотрю я на одно стихотворенье,

Понять пытаюсь суть сего творенья.

На восемь строк - всего четыре слова,

Талантливо? Иль всё же бестолково?!?

Плодотворный труд даёт свои результаты: два сборника Светланы Горбачёвой «Непричесанные строки» и «Хитрое счастье» уже вышли в свет, на подходе третий сборник. Поэтесса неординарный человек, она относится к своему творчеству критически, называя свою поэзию «непричёсанными строками». В предисловии к своему первому сборнику она написала:

Серьёзности и без меня хватает,

Читателя не буду утомлять.

Пусть с этой книгой ум ваш отдыхает,

Моя задача с юмором писать.

И буду рада, если засмеётесь,

Я делаю лишь первые шаги.

Спасибо вам за то, что улыбнётесь,

Читатель! Поддержи и помоги!!!

Светлана Горбачёва принимает активное участие в бардовских фестивалях, занимая призовые места в номинации «Поэзия». На всемирном Грушинском фестивале работала в творческой поэтической мастерской, 25 января принимала активное участие в фестивале, посвящённом творчеству Владимира Высоцкого.

На литературных встречах со своими читателями автор не только может владеть вниманием публики, но и со щедростью делится эндорфинами - гормонами радости и веселья. Иногда она даёт советы, как например, в басне «Пчела и мотылёк», но в игровой, шутливой форме, без назидательных нравоучений.Исследовательская работа Как рождаются стихи. (На примере творчества будённовской поэтессы С.Е Горбачёвой).

Пчела, летая меж цветов,

От праведных устав трудов,

Решила бабочкою стать,

Чтоб не работать, а порхать.

Надела крылья с позолотой,

Привет, досуг! Прощай, работа!

Рой мотыльков уже кружится,

И каждый с предложением жениться.

Недолго думая, пчела выходит замуж.

- Коль ты мне муж, так и работай сам уж!

Но мотылёк работать не приучен

И жизнь семейная летит с высокой кручи.

Обиды, ссоры, драки и размолвки

Их привели к печальной - то концовке.

Пчела, разгневавшись, вонзила жало в мужа:

«Такого лодыря не потерплю, не нужен!»

Наш мотылёк в предсмертной бьётся пляске,

Но это не намёк и только сказка.

Хотя урок здесь надобно извлечь:

С поддельным золотом вы избегайте встреч!

Что же представляет собой поэтический мир С.Е.Горбачёвой? Это мир безграничных разнообразных чувств, это разнообразие художественно-изобразительных средств, это и лирическая взволнованность, простота формы, задушевность. Мы полюбили стихи С.Е.Горбачёвой за её искренние, простые строки, в которых нам близко всё: и любовь к родному краю, и гордость за его жителей, и беспокойство за будущее Ставрополья.


Практическая часть

В рамках проекта был проведён эксперимент. Его участниками стали учащиеся 9-го класса. На одном из уроков им было предложено написать четверостишие о розе или зиме. Ребята с удовольствием взялись за эту работу. Казалось, что очень легко в стихотворной форме написать четыре строчки. Но с данным заданием справились далеко не все. Проанализировав полученный материал, мы получили следующие результаты: 95% ребят с заданием не справились вообще или очень плохо. И только 5% учащихся показали удовлетворительные результаты. Вот некоторые из лучших работ учащихся:

И вот пришла на улицу зима, Снег на улице лежит

И белым снегом всё украсила она. Зимнею порою.

Все дети начали в снежки играть Так прекрасно в эти дни

И за подарками к ёлке подбегать. В городах и сёлах.

Зима - прекрасная пора! Розовая роза смотрела на меня.

Как много снега во дворах. Розовая роза стояла у окна.

Ребята дружною толпою Инеем сияли розы лепестки.

Играют весело зимою. Как прекрасна роза в зимние

деньки.

Затем в целях проверки гипотезы учащихся познакомили с материалами проекта, где они узнали всё о рождении стихотворений в творчестве С.Е. Горбачёвой. На заключительном этапе эксперимента ребята снова попробовали себя в роли поэтов. Однако результат остался прежним, следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, не подтвердилась.







Заключение

Анализ собранного материала позволяет сделать вывод, что рождение стихотворений - это дар Божий, таинство, которое сходит с небес, и дано оно не каждому, живущему на земле. Рождение стихов - это вдохновение, это такие минуты, когда «душа, будто отделяется от тела».

Изучая и анализируя творчество будённовской поэтессы Светланы Евгеньевны Горбачёвой, мы лишний раз убедились, что без особого дара, без определённых знаний, без умения чувствовать мир, окружающую тебя природу, без особого мироощущения человек не сможет выразить свои мысли стихами. И чем больше мы будем читать произведения местных поэтов, тем лучше поймём, на какой земле мы живём, чем она дышит и чего ждёт от нас. И постараемся сделать так, чтобы на нашей будённовской земле вечно царствовали мир, добро и любовь.





Литература

1. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Под ред. В.И.Рыбакова, - М.: 2000.

2. Горбачева С.Е. Сборник стихов «Непричесанные строки».

3. Горбачева С.Е. Хитрая счастье.

4. Личный архив Горбачевой С.Е.







© 2010-2022