Викторина по творчеству и биографии М. Ю. Лермонтова

Данная викторина предназначена для учащихся 8-9 классов и посвящена 200- летнему юбилею М. Ю, Лермонтова. Целями проведения викторины являются: обобщение некоторых сведений из биографии и творческого наследия Лермонтова, совершенствование монологической речи учащихся, развитие школьного содружества, закрепление знаний о стихотворных размерах, выявление творчески мыслящих старшеклассников. Викторина проводится в 2 этапа. В разработке содержатся ответы на вопросы викторины, список литературы. Мате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

200 -летию со дня рождения поэта посвящается.


Викторина по творчеству и биографии М. Ю. Лермонтова

Автор разработки: Клеменчук С. В., учитель русского языка и литературы.

Цели мероприятия: обобщить некоторые сведения из биографии и творческого наследия русского поэта, развить интерес к чтению произведений М. Лермонтова, совершенствовать монологическую речь учащихся, развить школьное содружество, закрепить знания о стихотворных размерах.

Викторина проводится в 2 этапа: командная игра по типу брэйн-ринга (правила сохраняются), в которой принимают участие школьники 8-9 классов; конкурсные задания на определение стихотворного размера.

Слово учителя: Дорогие друзья, в этом году мы отмечаем прекрасную дату: со дня рождения русского поэта М. Ю. Лермонтова прошло 200 лет. Его творчество и сегодня волнует читателей, а его трагическая судьба заставляет задуматься о противоречиях нашей жизни. «Через всю жизнь мы проносим в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Звучат стихи М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Тучи» в исполнении учеников 8 класса.

Сегодня мы с вами проводим викторину на знание биографии и творчества Лермонтова. Желаю вам получить наслаждение и поучение. Итак, мы начинаем, команды прошу занять свои места за игровыми столами.

Вопросы викторины:

1. Прослушайте фрагмент из стихотворения, написанного поэтом в 1831 г.

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!

Чему посвящено это стихотворение поэта, о какой семейной драме оно нам говорит?

Ответ: разлуке Лермонтова с отцом после семейной ссоры бабушки со своим зятем. Воспитанием внука после смерти его матери занималась бабушка.

2. Эта повесть Валентина Катаева, написанная в 1936 г., рассказывает о взрослении маленького мальчика и о его столкновениях с реальной жизнью, где не всё так просто. Повесть о дружбе, смелости, борьбе за справедливость. В качестве названия повести взята 1 строка известного всем вам стихотворения Лермонтова, строка эта в свою очередь совпадает со стихом 19 строфы повести Бестужева-Марлинского «Андрей Переяславский».

Назовите строчку из стихотворения и повесть В. Катаева.

Ответ: «белеет парус одинокий».

3. В этом стихотворении Лермонтова, написанном в форме рассказа старого солдата, представлен собирательный образ русского героя. Защитника Отечества.

Назовите стихотворение и прочитайте несколько строк из него.

Ответ: «Бородино».

4. Назовите непозволительное стихотворение поэта, ставшее причиной его ревой ссылки на Кавказ.

Ответ: «Смерть поэта» (1837 г.)

5. Зародившаяся ещё в детстве любовь Лермонтова к Кавказу нашла отражение во многих произведениях.

Как я любил Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь.

А на что ещё вдохновляла Лермонтова природа Кавказа?

Ответ: на создание картин. Лермонтов хорошо рисовал.

6. Эта повесть Анатолия Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время войны из Подмосковья на Кавказ. Книга об изломанных войной детских судббах Повесть называется так, как одна из строчек программного стихотворения Лермонтова.

Назовите повесть.

Ответ: «Ночевала тучка золотая»

7. Известно, что М. Ю. Лермонтов был разносторонне талантливым человеком: занимался музыкой, играл на скрипке и рояле, любил занятия математикой, рисовал.

Скажите, что постоянно возил с собой Лермонтов?

Ответ: учебник математики Безу.

8. И у А. С. Пушкина и у М. Ю. Лермонтова есть стихотворения о томящемся в неволе лирическом герое.

Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Назовите эти стихотворения.

Ответ: «Узник».

9. К этой поэме были созданы иллюстрации художником Врубелем. Посмотрите на картину и назовите поэму.

Ответ: «Демон».

10. 15 июля 1841 г. около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом.

Что случилось в это время на Кавказе?

Ответ: умер М. Ю. Лермонтов.

11. Перед вами картина русского художника Шишкина. На высоком утёсе в морозную лунную ночь изображена сосна.

Назовите картину и стихотворение поэта.

Ответ: «На севере диком стоит одиноко»

12. Звучит вальс. Назовите драму Лермонтова и балет, музыку к которому написал Хачатурян.

Ответ: «Маскарад».

13. Прослушайте фрагмент из поэмы Лермонтова «Мцыри»

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Моё оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг.

С кем герой поэмы вступил в схватку?

Ответ: с барсом.

14. В боевых действиях на Кавказе Лермонтов проявлял незаурядную храбрость, однако наград не имел. С чем это связано?

Ответ: Николай I вычёркивал имя Лермонтова из наградных списков.

15. Поэту Лермонтову многие посвящали свои стихи. Например, Р. Рождественский, Дементьев, Светлов. Перед вами стихотворение «Лермонтов в Пятигорске». Закончите последнюю фразу.

Я правды ничем не нарушу,
Сказав, что под стать колдуну,
Он с детства берёт вашу душу
И держит до смерти в плену.
Характер, как порох, -
Не трогай!
Быть может, отсюда и дар?
Но раньше гусарили много,
А он - не бездумный гусар.
По чёрному небу России
Мелькнул он, судья и пророк,
И веру в мятежные силы,
Тоску по свободе зажёг.
История судит престрого.
Его - опасался и царь:
Бунтарили русские много,
А этот - особый бунтарь.
Под пули его - не поклона!
Убийце - негласный почёт.
Рабы-охранители трона
Не знали, что он не умрёт.
Но скинули деспотов страны,
Потомки рассеяли тьму.
И люди, как в Мекку, в Тарханы
Идут поклониться ему.
Святая для русских дорога…
Законная гордость в груди…
В России поэтов много,

Ответ:

В России поэтов много,

А Лермонтов - один!


2 этап викторины: определи стихотворный размер.

Командам раздаются листочки с напечатанными на них стихами М. Ю. Лермонтова. За определённое время команды должны определить стихотворные размеры. Для работы взяты стихотворения «Родина», «На севере диком…», «Тучи».

Заключительное слово учителя: Он (Лермонтов) предстал перед Божьим судом почти юношей, на пороге зрелости - в 26 лет 10 месяцев. В возрасте, в котором преобладающее большинство писателей только начинали. В 27 лет Пушкин был еще без «Полтавы», «Медного всадника», полного «Евгения Онегина», блестящей художественной прозы; Гоголь - без поэмы-романа «Мертвые души»; Лев Толстой написал только первые две повести. Михаил Юрьевич Лермонтов уже к 15-16 годам сформировался как зрелый мастер. Ко времени, когда Россию поднял на дыбы поэтический памфлет «На смерть Пушкина», у молодого писателя, по подсчетам литературоведов, уже было 300 стихотворений (3/4 написанного), 24 поэмы (из 29), 5 драм, два незаконченных романа.

Можно только представить себе, что ожидало бы русскую и мировую литературу, если бы судьба уготовала Лермонтову жизненную стезю длиною в 82 года, как Л. Толстому. Лев Николаевич, кстати, сокрушался: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог».

Глубокий и могучий дух! - восторгается Лермонтовым В. Белинский. - Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!.. Каждое его слово - он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей».

Лермонтов современен. Читайте его, изучайте произведения М. Ю. Лермонтова и вы узнаете много интересного.

Использованный материал:

1. И. В. Золоторёва, Н. В. Егораева Поурочные разработки по литературе 9 класс.- М, 20142.

2. c-cafe.ru/days/bio/19/031_19.php


© 2010-2022