- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по басням И. А. Крылова
Открытый урок по басням И. А. Крылова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухамеджанова О.Ш. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подготовила Мухамеджанова Орынбас Шарвановна, учитель русского языка и литературы Аулиекольской средней школы имени Ш.Уалиханова
с.Аулиеколь.Костанайской области
Урок-игра в 7-м классе по басням И.А. Крылова
Цель урока: обобщить полученные знания по теме « Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова, проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие: развитие речи и творческого мышления обучающихся;
Воспитательные: воспитание интереса к классической литературе.
Ход урока
1.Оргмомент (Слово учителя о И.А.крылове, сообщения учащихся)
2.Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей),.
Например:
СЛОН
МОСЬКА
СТРЕКОЗА
МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО
ОБЕЗЬЯНА
ОСЁЛ
МУЖИК
ВОРОНА
ЛИСИЦА
КУКУШКА
ПЕТУХ
3.Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня.
Её мораль.
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.
Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей - мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет
Автор представляет нам одних как трудолюбивый народ, другая же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал.
4. «Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
а)Квартет
Проказница-Мартышка, ____, Козел да косолапый Мишка
Затеяли ________ Квартет.
Достали нот, баса, ______, две скрипки
И сели на ________ под липки -
Пленять своим ________ свет.
Ударили в смычки, ________, а толку нет.
"Стой, ________, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ______.
Ты с басом, ________, садись против альта,
Я, прима, сяду ________ вторы;
Тогда пойдет уж _______ не та:
У нас запляшут лес и горы!"
б)СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
5.Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
6. Вопросы -ответы. а)Что такое басня?
б)Что такое мораль? в)А откуда к нам пришли басни? д)Какой недостаток высмеивает автор в своих баснях? (глупость, бессердечие,беззаботность,невежество,лесть) е)зачем он показывал людям их недостатки? ж).Чему учат басни? (трудолюбию,честности,доброте,благородству,благодарности,дружбе,добывать знания)
6.Словарная работа
ЛЕСТЬ, -и; ж.-Преувеличенное, угодливое восхваление кого-л., чьих-л. качеств или действий. Говорить без всякой лести.
глупость -Недостаток ума, сообразительности. Поступил так по глупости.Иметь г. сделать что-л.
(поступить глупо, неосмотрительно). С глупостью на лице кто-л.
НЕВЕЖЕСТВО, -а; ср.
Отсутствие знаний, необразованность, неосведомлённость в чём-л. Н. лектора, ученика, политика.
САМОМНЕНИЕ, -я; ср.
Преувеличенно высокое мнение о самом себе. Ну и с. у тебя, дружок! Оставь при себе своё с.!
учитель: Басня воспринималась как один из откликов на события, которые, чуть возникнув, становились историей. В ней видели сатиру на конкретные события. Тесная связь сюжета и образов с событиями истории сделали басню долго существующим жанром. Такова судьба некоторых басен Крылова (Волк на псарне), которые были популярна и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.
7.Конкурс «Угадай басню»
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Цитаты:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)
Голубушка, как хороша! (Лисица и ворона.)
Голубушка, мне странно это…(стрекоза и муравей)
8.Итог урока. Вопросы-ответы.
1Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?
2На каком инструменте играл И. Крылов?
3.Что вы знаете о детстве И. Крылова?
4.Сколько басен создано И. Крыловым?
5Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?