Содержание структурных частей сочинения в задании №25 ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение-рассуждение по русскому языку (ЕГЭ)


Структурная часть

Содержание

Советы



Вступление

Определение проблемы исходного текста (лучше в виде вопросительного предложения).

(Можно обозначить и тему, но это не столь обязательно).

*Уже во вступлении можно определить авторскую идею.

Первое предложение нужно сделать «вводным», то есть подводящим к формулировке проблемы или темы исходного текста, привлекающим внимание, «красивым»: цитата, риторический вопрос, назывное предложение, обозначающее тему текста.

«Размышляя о (тема текста), автор задается вопросом (формулирует, ставит проблему, обращается к проблеме): … (формулировка проблемы в виде вопроса)? По мнению (фамилия автора), … (авторская идея)».

Комментарий к сформулированной проблеме

Обязательна опора на исходный текст: что в тексте связано с этой проблемой, почему автор обратился к ней, на каком материале ее решает, как о ней говорит.

Виды комментариев:

- к какому материалу обращается автор: яркий пример из истории, литературы, искусства, собственной жизни;

- какое отношение автор выражает к тому, о чем говорит, каков его стиль, каковы эмоции: иронизирует, размышляет, советует, сочувствует, негодует, говорит с восхищением, воодушевлением, с горечью.

- в чем автор видит актуальность поднятой им проблемы, почему обратился к ней.

Дополнительно для художественного текста:

- какие художественные образы создает автор для выражения своей идеи, каковы особенности построения системы образов: антитеза, сопоставление, образный параллелизм.

Нельзя комментарий подменять длинным цитированием исходного текста.

«В качестве комментария (хочу отметить, подчеркнуть…)…»

Формулировка позиции автора текста (авторской идеи).

Идея автора в публицистическом тексте может быть выражена явно, в каком-либо предложении. В художественном тексте чаще всего идея выражается неявно, авторская концепция обнаруживается в особенностях созданного автором художественного мира.


Нельзя подменять формулировку авторской идеи длинным цитированием. Лучше проговорить своими словами, допуская отдельные цитатные фрагменты или очень сжатый пересказ.

Формулировка своей позиции по проблеме

Выражение согласия, частичного согласия или несогласия с автором исходного текста. Формулировка своей позиции: собственный ответ на вопрос-проблему.


Важно сказать действительно что-то своё, а не повторять позицию автора исходного текста.

Первый аргумент

(на основе читательского опыта)

Аргумент с опорой на читательский опыт - это не формальное упоминание литературного героя, а мини-анализ художественного текста, развернутое размышление о герое в аспекте собственной позиции по заявленной проблеме.


Второй аргумент

(на основе жизненного опыта)

Жизненный опыт - это не бытовой, житейский опыт, а духовный: всё, что стало частью размышлений, чувств, что взволновало, запомнилось. Это может быть произведение искусства, судьба человека, событие из истории или современности и размышления о нем.


Заключение

Одно предложение обобщающего характера.

Нужно избегать патетики и морализаторства.


2


© 2010-2022