Конспект урока по чтению и развитию речи по теме Рассказы о войне 1812 года-2 урок

УМК – учебник чтения для 5 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф.Малышева, Москва, «Просвещение» 2004Раздел "Из прошлого нашего народа", тема "Рассказы о войне 1812 года" по С.Алексееву ( "Бородино", "Ключи", "Конец похода") - 2 урок Прогнозируемый результат:Свободное распределение по группам, имеющим разноуровневые задания, интересные формы работы на уроке, вручение "наград" привлекут внимание учеников к художественному произведению. Специ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида города Березники





Конспект урока чтения и развития речи

для учащихся 5 класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида


«Рассказы о войне 1812 года»

(Раздел «Из прошлого нашего народа»)

урок второй


Учитель русского языка

Воденникова Татьяна Юрьевна



2014 г

План-конспект урока письма и развития речи для учащихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида

Класс: 5 класс

Тема урока: «Рассказы о войне 1812 года»

Образовательная область: родной язык и литература

Образовательный компонент: чтение и развитие речи

Этап обучения по данной теме: второй урок

Тип урока: повторение и закрепление материала

Форма урока: работа в группах по инструкциям, имеющим 3 уровня сложности.

Цели урока:

Формирование умений планировать свою деятельность, работать самостоятельно и по инструкции. Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению. Развитие способности к словесному творчеству. Воспитание патриотических качеств личности.

Задачи:

  1. Образовательная: Улучшить уровень осмысленного выразительного чтения и связного пересказа. Научить работать самостоятельно, по инструкции.

  2. Развивающая: Развитие логического мышления в процессе работы с текстом (пересказ, инсценировка, составление вопросов и ответов). Развитие коммуникативной функции речи через составление отдельных предложений, связных речевых высказываний (пересказы) и общение в группе.

  3. Воспитательная: Воспитание патриотических качеств личности. Формирование межличностных отношений в процессе работы в группе и в ролевой игре между учащимися «Учитель-ученик». Формирование умений оценивать себя и своих одноклассников.


Прогнозируемый результат:

Свободное распределение по группам, имеющим разноуровневые задания, помогут учащимся с этими заданиями успешно справиться. Интересные формы работы на уроке привлекут внимание к художественному произведению и не вызовут утомления. Повысится уровень осмысленного и выразительного чтения. «Экран успехов», который появляется в процессе учебной деятельности, поможет учащимся адекватно оценивать свою работу и работу товарищей на уроке.

Оборудование:

  1. Компьютеры

  2. Аудиторная доска

  3. Наглядный материал: иллюстрации к произведению, карточки со словами

  4. Набор карточек с названиями учебных действий (для составления плана работы на уроке)

  5. Инструкции для работы в группах

  6. Учебники

  7. Жетоны в виде орденов

Структура урока


  1. Оргмомент. Актуализация знаний.

  2. Целеполагание.

  3. Бубнящее чтение по учебнику

  4. Компьютерный тест

  5. Физминутка для профилактики нарушения зрения

  6. Распределение по группам. Подготовительная работа в группе по инструкции и учебнику

  7. Выступление групп

  8. Физминутка для снятия позастатического напряжения

  9. Рефлексия

  10. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Действия учителя


Действия учащихся

Формируемые жизненные компетенции

1.

Оргмомент.

Актуализация знаний.

.

Предлагает встать всем красиво. Для этого показывает упражнение для осанки.


Предлагает сначала сесть тем, кто сможет составить предложение, передающее любую информацию, связанную с темой прошлого урока (ученикам, которые затрудняются, просит помочь).

Повторяют команды: 1.Подтянуть плечи к ушам. 2.Не опуская плеч, соединить лопатки. 3.Не расправляя лопатки, опустить плечи. 4.Втянуть живот

Вспоминают. Конструируют предложения, опираясь на иллюстрации и трудные слова на доске, используя учебник:

- Мы смотрели фильм о Бородинском сражении.

- Вы читали нам рассказы.

- Русские воевали с французами.

- Кутузов выгнал Наполеона.

-Рассказы называется «Бородино», «Ключи», «Конец похода».

Личностные

(забота о своём здоровье, своей внешности)

Коммуникативные

(передача информации с прошлого урока, взаимопомощь)

2.

Целеполагание

Подводит итоги прошлого урока и помогает спланировать данный урок:

- Да, мы действительно познакомились с 3 небольшими рассказами автора С. Алексеева, которые имеют общее название «Рассказы о войне 1812 года»

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

- Помогите мне найти нужные пункты плана.

Совместному составлению плана помогают вопросы: Что мы всегда делаем на уроках чтения? (читаем). Как можно проверить знание содержания рассказов? (задать вопрос, пересказать, пройти тест). Что вы ждёте в конце урока? (оценок), т. есть подведения итога.

- Приятные моменты сегодняшнего урока будут состоять в том, что каждый из вас сможет побывать в роли учителя…истории и заработать орден 1812 года!


Рассуждают:

- Мы будем сами читать, пересказывать, составлять вопросы, отвечать на вопросы.

Помогают среди карточек с разными названиями найти те, которые соответствуют, оформляют план на доске:

  1. чтение текста

  2. тесты

  3. пересказ

  4. вопросы и ответы

  5. подведение итогов



Умение учиться

(планирование деятельности на уроке)

3.

Бубнящее чтение по учебнику

- Сначала нужно подготовиться. Учителя должны уметь хорошо читать. Это соответствует и 1 пункту плана. Открываем 1 рассказ и по моей команде читаем вслух и очень быстро все 3 рассказа (кто сколько сможет). По команде: «Встать! Смирно!» все должны выпрямиться, как солдаты на посту. Засекает время по секундомеру 3 минуты.

Читают произведение по учебнику.

Встают по команде: «Встать! Смирно!».

Личностные

(работа над силой воли)

4.Компьютерный тест

.

- Теперь проверим ваши знания. Первый орден вы получите после выполнения компьютерного теста.

Торжественно вручает орден и просит прикрепить напротив своего имени на доске.

Тест проходят все, т.к. при неправильном ответе гиперссылка возвращает тестируемого к заданному вопросу.

Каждый выполняет тест самостоятельно.

Каждый получает жетон и прикрепляет его на доску. Тем, кто затрудняется, помогают.

Умение учиться

(самостоятельная работа)

5.Физминутка

Для профилактики нарушения зрения


Повторяют за учителем упражнения.

Личностные

(забота о своём здоровье)

6.Распределение по группам. Подготовительная работа в группе по инструкции и учебнику.


- Теперь вы готовы стать учителями!

Делит класс на 3 группы по степени сложности выполняемой работы (можно это сделать заранее и по желанию). Выдаёт каждой группе свой листок с инструкцией, состоящей из 4 пунктов. Инструкция № 1- к рассказу «Бородино», № 2 - «Ключи», № 3 - «Конец похода»


Задания в инструкциях:

1.Согласно инструкции каждая группа выбирает своего руководителя, который распределяет части текста (роли) между участниками.

2. а). Задание сложной степени: готовят инсценировку разговора Наполеона со своими офицерами. б). Задание средней степени: готовят пересказ «по цепочке» в). Задание лёгкой степени: готовят выразительное чтение.

3. Обсудить и распределить вопросы, которые будут заданы учащимся.

Коммуникативные

(работа с информацией)

Работа в группе

( умение выслушивать других, договариваться для достижения цели, умение принять на себя ответственность или подчиниться)

Организационные

(координация деятельности членов группы)

Умение работать по готовой инструкции.

7.Выступление групп

Помогает выступающим «учителям». Просит класс оценить их работу. Вручает ордена тем, кто заслужил.

Каждая группа выступает. «Учителя» задают вопросы классу, вручают ордена отвечающим. Ученики прикрепляют свои жетоны на доску. Оценивают работу «учителей».

Речевая практика и речевое творчество (публичное выступление, учатся общаться, быть терпимыми и доброжелательными)

8.Физминутка

Для снятия позастатического напряжения Можно использовать между выступлениями групп.

Выполняют упражнения.

Личностные

(забота о своём здоровье)

9.Рефлексия

Предлагает определить, кто из класса лучше всех справился с ролью учителя, кто был активным учеником. Просит поделиться своими успехами и трудностями на уроке.

Предлагает съездить на экскурсию в Усольскую церковь, которая была построена в память о защитниках Отечества в войне 1812 года.

- В местной газете «Березниковский рабочий» за 28 сентября вышла статья «Храм в честь народного подвига». Из неё я узнала, что Усольский Никольский храм начал строиться в 1813 году по проекту архитектора Воронихина в честь победы над Наполеоном. В рядах защитников 200 лет назад были и крестьяне из наших мест. В составе Пермского пехотного полка они участвовали и Бородинском сражении.

Урок можно закончить словами:

- Я рада, что вы сегодня побывали в роли учителей. Думаю, вы поняли, какая это ответственность - быть учителем! Надеюсь, что мои ученики всегда будут уважительно относиться к настоящим своим учителям! Спасибо за урок!

Определяют самых успешных учащихся. Это легко сделать, взглянув на доску с орденами.

Слушают.

Умение учиться

(рефлексия, самооценка)


Учатся видеть историю рядом с нами и бережно к ней относиться.



Формируются отношения взаимопонимания.

10.Домашнее задание.

Даёт задание на дом:

Выучить наизусть отрывок из первой части - задание № 12, стр.204

Записывают задание в дневник.

Список информационных источников


  1. Учебник чтения для 5 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф.Малышева, Москва, «Просвещение» 2004.

  2. Интернет-ресурсы.

Физминутка для профилактики нарушения зрения


Звучит Лунная соната Бетховена


- Закройте глаза и представьте ночь перед Бородинским сражением. Тишина. Солдаты отдыхают, набираются сил. Над ними небо, всё усыпанное звёздами.

Музыка прекращается


- Откройте глаза. Встаньте. Мы сейчас будем считать звёзды. Держите голову прямо. Глазами смотрим вверх - там первая звёздочка. Вниз смотрим - там вторая. (повторить 3 раза) Смотрим вправо - третья звёздочка. Смотрим влево - четвёртая звёздочка. (повторить 3 раза)

- Сложно считать звёзды, ведь их так много! Давайте лучше рассматривать Луну. Она сегодня идеально круглая. Нарисуем глазами диск Луны: 3 круга - в одну сторону, 3 круга - в другую.

- Как далеко от нас Луна - рукой не достанешь! А мы достанем! Вот она - на ладошке. Вытяните руку, согнув её в локте. Посмотрите на Луну на ладошке. А теперь посмотрите между пальцами. Там вы увидите звёзды. Как они далеко! (повторить 3 раза)

- Сядьте и закройте глаза. (считает до 10)

Физминутка для снятия позостатического напряжения.


- Голову воина всегда защищает головной убор, поэтому голова должна быть крепкой!

  • Правую кисть руки положите на голову в области правой височной доли. Рука давит на голову, а голова - на руку. (считает до 3-х )

  • Левую кисть руки положите на голову в области левой височной доли. Рука давит на голову, а голова - на руку. (считает до 3-х )

  • Руки в «замок» положить на затылок головы. Руки давят на затылок, а голова давит на руки. (считает до 3-х )

  • Руки в «замок» положить на лоб. Руки давят на лоб, а голова давит на руки. . (считает до 3-х )

- Во время Отечественной войны 1812 года использовались пушки. Сейчас вы будете играть роль пушек. А я буду командовать.

Забил снаряд я в пушку туго.

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

- Присели, взяли тяжёлое ядро, подняли на вытянутых руках. Подняли над головой. По команде: «Огонь!» кидаем. (повторить 3 раза)

- Ходили наши солдатики и в штыковую атаку. Взяли ружьё, прикрепили к стволу. Наносим удары вперёд-назад. (повторить 3 раза)

- Тяжёлое было сражение. Расслабьтесь. Встряхните руки.


© 2010-2022