• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику `Русский язык. 9 класс`. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. , под редакцией Н. М. Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику `Русский язык. 9 класс`. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. , под редакцией Н. М. Шанского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В системе школьного образования учебный предмет "Русский язык" занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы "предметных результатов" (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5-9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими условиями реализации являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Специфика программы заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса сложного предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 9 классе будут:

  1. речевая деятельность:

1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста;

2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности;

3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста;

4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы;

5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя;

  1. синтаксис и пунктуация:

  1. различение различных видов простых предложений в составе сложного ;

  2. анализ и языковой разбор сложного предложения;

  3. использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительной речи;

  4. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.

В 9 классе предусматривается на изучение курса русского языка 102 часов (3часа в неделю).

Тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта общего образования.,

на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,

М., Просвещение, 2008 год. В работе используется учебник русского языка для 9 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М., Просвещение, 2010 год

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать-понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного- разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

  • ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего уроков


Развитие речи

Контрольных работ



Литература

Для учащихся

Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2014.

Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2013

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2012

Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2012.

Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004. Для учителя

Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.

Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,

2005.

Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.

Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

ОГЭ 2015. Русский язык. 9 класс. Сборник экзаменационных тестов. Егораева Г.Т. (2015, 96с.)

ОГЭ 2015. Русский язык. Тренировочные тестовые задания. Супертренинг. Егораева Г.Т. (2015, 96с.)

ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные задания. Нефёдова Н.А., Алешникова Е.Л. и др. (2015, 96с.)

ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. (2015, 240с.)

.






Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс


п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид и форма контроля.

Домашнее задание

дата

План.

факт


Международное значение русского языка (2 часа)


1

Международное значение русского языка.

Урок усвоения новых знаний.

1

Знать, почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества, понимать общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке.

Анализ текста.

Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста.

2.09

2

Понятие о литературном языке

Урок усвоения новых знаний

1

Знать отличия литературного языка от языка художественной литературы, понимать, что основой современного языка является литературный язык.

Записать высказывания А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева о русском языке; устно проком-

ментировать.

Выучить наизусть стихотворение в прозе И.С.Турге-нева «Русский язык», сформули-ровать собствен-ные ком-

ментарии

4.09

Повторение пройденного в 5-8 классах (7 часов)

3

Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

Урок развития речи.

1

Знать разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией.

устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи». Упр.8.

§1,2.

Упр.14

7.09

4

Развитие речи.

Стили речи.

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ

1

Знать названия стилей. Уметь различать стили, определять их жанры, тему, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразитель

ные средства каждого стиля речи.

Практическая работа

§3, упр.22

9.09

5

Простое предложение и его грамматическая основа.

Повторение и обобщение изученного

1

Знать определения простого предложенияУметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему.

Зрительный диктант. Объяснительный диктант.

§4, упр.31

11.09

6

Предложения с обособленными членами.

Повторение и обобщение изученного

1

Знать определения второстепенных членов предложения, уметь опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи.

Разбор простых предложений. Определение стиля текста.

§5, упр.36

14.09

7

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Повторе-ние и обобщение изучен-ного

1

Знать определения предложений с обращениями, с вводными конструкциями. Уметь интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания.

Анализ простого предложения

§6, упр.39

16.09

8-9

Развитие речи

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект

Урок усвоения знаний, развитие речи.

2

Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.

Работа с текстом, сжатое изложение

18.09

21.09

Сложное предложение. Культура речи (4 часа)

10

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.

Урок усвоения нового материала

1

Знать классификацию сложных предложений, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы.

Составление таблицы «Основные виды сложных предложений»

§7, упр.44

23.09

11

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок усвоения нового материала

1

Знать классификацию сложных предложений, уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения с заданной конструкцией.

Конструирование предложений по схемам.

§8, упр.51

25.09

12

Развитие речи.

Сочинение в форме дневниковой записи

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ

1

Уметь создавать текст публицистического стиля в жанре дневника, использовать языковые средства; эксрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов и др.); свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста.

Сочинение по картине. Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника «Я смотрю, размышляю, чувствую...»

§7, §8

28.09

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Урок зак-

репления

изученного

1

Уметь интонационно оформлять сложные предложения с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания.

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

§9-10, упр.59

30.09


Сложносочиненное предложение (10 часов)


14

.Строение ССП, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

Урок усвоения материала

1

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

§11-12, упр.62

2.10

15

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем.

Урок усвоения нового материала.

1

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Работа в группах

§13-15. Упр. 67

5.10

16

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем.

Урок закрепле-

ния изу-

ченного.

1

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Самостоятельная работа

§13-15. Упр. 68

7.10

17

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом.

Урок закрепле-

ния изу-

ченного

1

Уметь опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения.

Разобрать предложения синтаксически, построить схемы, объяснить.

Составить 5 ССП с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы

9.10

18

Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения

Повторе-

ние и обощение

изучен-

ного.

1

Знать основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами.

Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений.

§17, упр.77

12.10

19

Повторение по теме «Сложносочиненные предложения»

Урок закрепле-ния изу-

ченного.

1

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения.

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений

§11-17

14.10

20

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»

Контроль знаний.

1

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры.

Диктант с грамматическим заданием.

Воросы на стр.49.

16.10

21

Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

1

Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры.

Работа над ошибками

Упр.82

19.10

22-23

Развитие речи.

Сочинение-рецензия на литературное произведение.

Урок развития речи.

2

Знать композиционные особенности сочинения-рецензии. Уметь составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка.

Самостоятельная работа.

Дописать сочинение-рецензию.

21.10

23.10


Сложноподчиненное предложение (32 часа)


24-25

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей.

Урок

усвоения

нового

материала.

2

Знать структуру ССП, средства связи его частей. Уметь определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания.

Работа по вариантам

§18, упр. 85.

26.10

28.10

26

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

Урок усвоения нового материала.

1

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

Комментированное письмо. Составить схемы сложноподчинен-ных предложений

§18-19,упр. 88

30.10

27

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Урок

усвоения

нового

материала.

1

Уметь различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания.

Самостоятельная работа

§20, упр.97

9.11

28-29

Роль указательных слов в сложно-

подчиненном предложении

Урок

усвоения

нового

материала.

Урок за-

крепления

нового материала

2

Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания.

Взаимодиктант

§ 21, упр.100,106

11.11

13.11

30-31

Развитие речи.

Изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи.

2

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме.

Изложение с элементами сочинения

Написать рецензию на прочитан-ное произведе-ние

16.11

18.11

32-33

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Урок усвоения нового материала. Урок закре

пления изучен-

ного.

2

Знать определения понятий, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова.

Составить развёрнутый план §22, привести собственные примеры. Работа в группах:

§22.

Упр. 112.

Индиви-

дуальное задание:

упр. 115

20.11

23.11

34-35

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Урок усвоения нового материала

2

Знать определения придаточных изъяснительных. Уметь находить придаточные изъяснительные в тексте

Комментирован-ное письмо

§23.

Упр.117.

Упр.120

25.11

27.11

36-37

Развитие речи.Сжатое изложение с элементами сочинения

Развитие речи. Подготовка к ОГЭ

2

Знать основные элементы композиции текста. Уметь выделять интонационно придаточные предложения.

Сжатое изложение

§23, упр.119

30.11

2.12

38

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельствен-ными.

Урок усвоения нового материала.

1

Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания.

Конструирование предложений по схемам (работа в группах

§24, Составить сложноподчиненные предложе-ния с придаточ-ными обстоятельственными разных групп.

4.12

39

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

Урок

усвоения

нового

материала

1

Знать определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места.

Конструирование предложений по схемам (работа по вариантам).

§25.

Упр.128.

7.12

40-41

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

Урок

усвоения

нового

материала.

2

Знать определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи.

Написать сочинение-миниатюру на грамматическую тему

§26.

упр.133; упр. 153

9.12

11.12

42

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Урок

усвоения

нового

материала.

1

Знать определения придаточных, уметь распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания.

Конструирование предложений (работа в группах)

§27.

Упр.163.

14.12

43

Контрольный диктант

Контроль знаний.

1

Знать определения придаточных, уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор ССП.

Диктант с грамматическим заданием.

§27

16.12

44

Работа над ошибками

Работа над ошибками

1

Знать определения придаточных, уметь выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор ССП.

взаимопроверка

§27,упр.166

18.12

45-46

Развитие речи.

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

Уроки развития речи. Подготовка к ОГЭ

2

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

Сочинение

Упр. 162.

Найти сравнения.

21.12

23.12

47,48,49

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Уроки усвоения и закрепле-

ния мате-

риала

3

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них.

Составить план $ 28.

§28,

упр. 172,173,174

25.12

28.12

11.01

50-51

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинен-

ного предложения

обобщающие уроки.

2

Знать определения ССП и СПП, уметь их отличать, уметь определять значения придаточных, конструировать грамотно расставлять знаки препинания.

Работа с текстом

§29, упр. 182

§30, 18-28

13.01

15.01

52

Контрольная работа по теме «Сложноподчинен-ные предложения»

Урок контроля.

1

Знать определения ССП и СПП, уметь различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания.

Комплексный анализ текста

Упр. 183, составить схемы, упр. 184 - устно.

18.01

53

Развитие речи.

Сочинение «Что такое подвиг?»

Развитие речи.

Подготовка к ОГЭ

1

Понимать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения. Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение.

Сочинение-рассуждение.

Упр. 176- выписать СПП; упр.177- выписать словарные слова.

20.01

54-55

Развитие речи.

Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов».

Развитие речи.

Уроки контроля

Подготовка к ОГЭ

2

Знать структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме,поставлен

ной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции.

Изложение с элементами сочинения.

Упр. 178, подготов-ить доклад на тему «Толковый словарь - картина мира».

22.01

25.01


Бессоюзное сложное предложение (15 часов)


56

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

Усвоение

нового материала

1

Знать синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП, уметь опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении

Составить развёрнутый план изучаемой темы. Составить предложения по схемам.

§31-32. Упр186,

190.

27.01

57-58

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок усвоения нового материала

2

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП

Осложненное списывание.

§33, упр.194, 193,

29.01

1.02

59-60

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Урок

усвоения

нового

материала

2

Знать условия постановки двоеточия в БСП, уметь конструировать предложения со значениями причины/. Пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП.

Объяснительный диктант.

§34.

Упр.196.

Упр.198

3.02

5.02

61-62

Развитие речи.

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

Уроки развития речи. Подготовка к ОГЭ

2

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов

Изложение с элементами сочинения

§34, Упр. 192

8.02

10.02

63-64

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок

усвоения

нового

материала

2

Знать условия постановки тире в БСП. Уметь выявлять смысловые

отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать.

Комментирован-ное письмо.

Зрительный диктант. Контрольный словарный диктант

§35. Упр.200, повторить жанры сочинений

12.02

15.02

65-66

Развитие речи.

Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелёвка».

Развитие речи.

2

Знать структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Уметь свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной картины.

Развитие речи.

§35, ответить на вопрос на стр. 145.

17.02

19.02

67-68

Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения.

Усвоение и закреп-ление нового материала

2

Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания.

Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуацион-ный разборы БСП.

§36. Упр.203,204

22.02

24.02

69

Контрольный тест по теме « Бессоюзное сложное предложение»

Урок контроля

1

Знать определения БСП, уметь опознавать БСП в тексте.

Контрольный тест

§31-36, повторить, упр.207

26.02

70

Работа над ошибками

Работа над ошибками

1

Знать определения БСП, уметь опознавать БСП в тексте.

Анализ текста

§31-36, повторить

29.02

Сложные предложения с различными видами связи (4 часа)

71,72,73,74

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Уроки

усвоения нового материала. Закрепле-ние нового материала. Обобще-ние ранее изучен-ного материала.

4

Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова

Составление предложений по схемам. Работа в группах

§37-38, упр.208, 216, 214, 215.

2.03

4.03

7.03

9.03

75

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Повторительно-обобщающий урок

1

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

Предупредитель-ный диктант.

§39, Подгото-

вить сооб-

щения по

темам: «Все народы меняются словами», «Устаревшие слова как живые свидетели истории», «Русский язык может, как жизнь, обогаща

ться ежеминут

но».

11.03

76-77

Развитие речи.

Подробное изложение текста.

Уроки развития речи. Подготовка к ОГЭ

2

Уметь подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним

Подробное изложение текста

Упр. 219

14.03

16.03

78

Публичная речь.

Урок усвоения нового материала

1

Знать, что такое публичная речь, уметь отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи.

Анализ текстов. Работа в группах

Подгото- вить публичное выступле-ние

18.03

79-80

Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи.

Развитие речи. Повторе-ние изучен-ного

2

Знать основные признаки стилей, уметь различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания в указанных стилях речи.

Написать объявление о начале под-готовительных занятий к экзаменам; заявление о поступлении в какое-либо учебное заведение; составить характеристику; написать

Подготовить доклад на тему «Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык»

28.03

30.03

81

Подготовка к ОГЭ Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Урок усвоения нового материала

1

Знать основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Уметь грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Конструирование предложений по схемам с разными способами передачи чужой речи.

Упр.226

1.04

82

Подготовка к ОГЭ Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании.

Урок усвоения нового материала

1

Знать способы цитирования, уметь использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме.

Работая над предложениями, сформулировать и записать правила цитирования

Подобрать эпиграфы к сочине-ниям

4.04

83

Контрольный тест по теме «Сложное предложение»

Контроль знаний и умений учащихся.

1

Контрольный тест

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения.

6.04

84

Работа над ошибками

Работа над ошибками

1

Анализ текста

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения.

8.04

Общие сведения о языке (8 часов)

85-86

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические

Повторительно-обобщаю-щие уроки.

2

Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности при подготовке к урокам

Составить словарную статью для толкового словаря. Сопоставительный анализ словарей.

Упр.226.

Подготовить устное сообщение

11.04

13.04

87-88

Язык художественной литературы

Повторительно-обобща-

ющие уроки.

2

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать её от практических функций языковых стилей, анализировать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности

Проанализировать научный текст и текст художествен-

ной литературы,

Проанализи-ровать текст любого про-изведения

15.04

18.04

89

Контрольный тест в формате ОГЭ

Урок контроля

1

Контрольный тест

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения

20.04

90

Работа над ошибками

Работа над ошибками

1

Комплексный анализ текста

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения

22.04

91-92

Развитие речи. Контрольное изложение

Развитие речи

Подготовка к ОГЭ

2

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста; определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ней, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с элементами сочинения

Написать сочинение к одному из текстов

25.04

27.04

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

Подготовка к ОГЭ (10 часов)

93

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.

1

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.

Зачёт.

§41,упр.230

29.04

94

Подготовка к ОГЭ Лексикология.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Комплексный анализ текста, ест

§42,упр.232

2.05

95

Подготовка к ОГЭ Морфемика

Повторительно-обоб-щающий урок

1

Уметь использовать морфемный анализ слов для правильного правописания.

Комплексный анализ текста, тест

§43, упр. 241 (разбить на абзацы)

4.05

96

Подготовка к ОГЭ Словообразовани

Повторительно-обобщающий урок.

1

Уметь использовать словообразовательный анализ слов для правильного правописания

Комплексный анализ текста, тест

§44, Упр 245,

6.05

97

Подготовка к ОГЭ Морфология.

Повторительно-обобщающие уроки.

1

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

Объяснительный диктант.

Тренировочные задания.

§45, Упр. 247,

Упр.251

11.05

98

Подготовка к ОГЭ Синтаксис.

Повторительно-обоб-щающие

уроки.

1

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды предложений

Комментированное письмо, объяснительный диктант

§46, упр.257, 260.

13.05

99

Подготовка к ОГЭ Орфография. Пунктуация.

Повторительно-обоб-щающий урок.

1

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций , определяя функцию знаков препинания в предложении.

Устное сообщение «Что общего и в чём разница между простым и сложным предложением?»

§47,упр.288

16.05

100-101

Пробная работа в формате ОГЭ

Урок контроля

2

Самостоятель- ная работа

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения

18.05

20.05

102

Подготовка к ОГЭ

Повторительно-обоб-щающий урок.

1

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста; определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ней, приводить свои аргументы и примеры

Практическая коллективная работа, тест

Готовиться к тестовому контролю за весь курс обучения

23.05



© 2010-2022