Конкурс по русскому языку для учеников 7-9 классов Этот удивительный мир фразеологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРС

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФРАЗЕОЛОГИИ»

8 КЛАСС

1. Вступительное слово учителя. Все мы знаем, что такое фразеологизмы. Это устойчивые словосочетания, имеющие переносное значение. Все мы активно употребляем их в своей речи. Фразеологизмы делают нашу речь более выразительной, яркой. Фразеологизмов существует огромное множество. Это богатейший мир, живущий по своим законам. И сегодня мы с вами побываем в этом удивительном мире фразеологии. Очень надеюсь, что каждый из вас узнает много нового, поймет, как здорово знать фразеологизмы и уметь правильно их употреблять. Я очень надеюсь, что удивительный мир фразеологизмов наполнит вас гордостью за родной язык.

У нас сегодня участвует две команды. Я попрошу капитанов представить своих игроков. (идет представление).

Ну а сейчас в путь! Итак, первый конкурс. Он называется «разминка». Командам поочередно будут называться фразеологизмы. Ваша задача: объяснить, что означает тот или иной фразеологизм.

  1. Конкурс «Разминка» (команды по очереди дают лексическое значение фразеологизмов)

1) ломать голову - напряженно думать

2) ломать копья - сильно спорить

3) ломать шапку - перед кем-то кланяться, кому-то угодничать

4) ломать спину - тяжело работать

5) ходить на задних лапах - прислуживаться

6) ходить гоголем - зазнаваться

7) ходить по струнке - быть послушным

8) ходить по мИру - побираться, быть бедным

9) взять с потолка - неизвестно с чего

10) взять себя в руки - успокоиться

11) взять на заметку - запомнить, обратить особое внимание

12) взять в переплет - относиться строже

13) пускать пыль в глаза - заниматься показухой

14) пускать слезу - плакаться

15) пускать пО миру - разорять, банкротить

16) лезть в глаза - надоедать

17) яблоку негде упасть - много народу

18) втирать очки - обманывать

19) съесть пуд соли - много пережить

20) хоть глаза коли - темно

2) Определить по рисунку, какой фразеологизм задумал ведущий: гусь (ничего не действует на кого-либо), бочка (очень много людей в тесном помещении), рыба (хорошо, непринужденно себя чувствовать), ведро (проливной дождь, ливень), рука (все видно ясно, отчетливо), глаз (тщательно, заботливо охранять что-либо), иголка (чувствовать себя беспокойно, неловко, нервничать, волноваться), грибы (появляться быстро, в большом количестве)

Гусь - как с гуся вода

Бочка - как селедки в бочке

рыба - как рыба в воде

ведро - дождь как из ведра

рука - видно как на ладони

колесо - скрипит как немазаное колесо

глаз - беречь как зеницу ока

иголка - сидеть как на иголках

грибы - как грибы после дождя

3) Найди пару! (найти антонимы к фразеологизмам)

4) Определи, какие фразеологизмы иллюстрируют данные рисунки

(ходячая энциклопедия, первая ласточка, пройти огонь, воду и медные трубы, куры денег не клюют)

5) «Мифологический». Объяснить, что обозначает фразеологизм и вспомнить его происхождение

1) Ахиллесова пята - в «Илиаде» Гомера воспет мужественный и сильный герой Ахиллес (Ахилл). По преданию его мать, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стикс. При этом вода не коснулась пятки, за которую мать держала младенца. Таким образом пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен отравленной стрелой своего врага.

2) Дамоклов меч - по древнегреческому преданию, у сирокузского царя Дионисия Старшего был приближенный по имени Дамокл, который однажды вслух позавидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волоске острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч - символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель. Выражение Дамоклов меч означает нависшую угрозу, постоянно угрожающую опасность

3) Яблоко раздора - согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на свадебный пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла зололтое яблоко с надписью «прекраснейшей» и незаметно бросила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини заспорили, кому из них должно принадлежать яблоко: каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, а она в благодарность за это помогла ему похитить жену Спартанского царя Менелая, прекрасную Елену. Из-за этого вспыхнула троянская война. Выражение означает причина ссоры, вражды.

4) Сизифов труд - в древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз ловко обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил его за это к вечным мукам в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. Выражение означает тяжелую, изнурительную и бесплодную работу.

6) Конкурс художников. Проиллюстрировать фразеологизм: семь пятниц на неделе; глаза разбежались.

7) Закончи фразеологизм:

1) Сплошь и … (рядом)

2) принять за чистую … (монету)

3) подлить масла в….. (огонь)

4) держать камень за ….(пазухой)

5) оказаться между двух … (огней)

6) замести … (следы)

7) чувствовать себя на седьмом … (небе)

8) прикусить … (язык)

9) как снег на …. (голову)

10) вариться в собственном …. (соку)

8) Литературный. Объясните, из каких произведений художественной литературы пришло в повседневную речь выражения: на деревню к дедушке и остаться у разбитого корыта? (А.П.Чехов «Ванька», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

9) «Шуточный» Ответить на вопросы:

1) Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус? (горький опыт, горькая правда)

2) Может ли свет находиться в жидком состоянии? (пролить свет на что-либо)

3) Известно, что собственный локоть укусить невозможно, о чем свидетельствует пословица «Близок локоть, да не укусишь». А какой фразеологизм утверждает противоположное? Что он обозначает?

4) Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (из пустого в порожнее)

5) Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (больной вопрос; поставить вопрос ребром)

6) Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

10) «Фразеологический зверинец» Запишите все известные вам фразеологизмы, в которых было бы упоминание об этих животных.(заячья душа, ехать зайцем, медведь на ухо наступил, медвежья услуга, не в коня корм, работать как лошадь, свинья под дубом, посади свинью за стол, собака на сене, собачий холод, денег куры не клюют, куриная память, ворон считать, пуганая ворона, петух гамбургский)







© 2010-2022