Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

На первом уроке подготовки были озвучены тематические направления итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:

  1. Время

  2. Дом

  3. Любовь

  4. Путь

  5. Год литературы в России

Чтобы не ошибиться с выбором темы, я предложила ученикам всегда ставить перед собой вопросы:

- Какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной? (так как первый и обязательный критерий оценивания работы - необходимость раскрыть тему).

- Какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего? (так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему, а использование литературных произведений для аргументации - обязательный критерий при оценивании).

В качестве литературного материала для аргументации собственной точки зрения при написании итогового сочинения одиннадцатиклассникам я предложила прочитать либо «освежить» в памяти произведения малых жанров писателей 20 века. Среди них были следующие:

Рассказы В.Распутина «Уроки французского», А.Платонова «Юшка», К. Паустовского «Телеграмма», А.Грина «Зелёная лампа», М. Шолохова «Судьба человека», Б.Екимова «Ночь исцеления»; сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца»; новеллу О Генри «Дары волхвов» и др.

Несмотря на небольшой объем, все перечисленные произведения могут быть аргументами к темам нескольких тематических направлений одновременно. Необходимо также ознакомиться и с биографией писателей.

На каждом уроке подготовки рассматривалось одно-два произведения. Урок строился по следующей структуре:

  1. Сообщение сведений о жизни и творчестве писателя, история создания произведения.

  2. Пересказ ключевых эпизодов, составление плана.

  3. Определение темы и идеи произведения, аналитическая работа по тексту (характеристика эпохи, места действия, персонажей, их взаимоотношений и поступков…)

  4. Работа по соотнесению эпизодов произведения с тематическими направлениями итогового сочинения

  5. Домашнее задание: 1. Написание сочинения либо его фрагмента по любому направлению (примерные темы взяты из Интернета) с использованием данного произведения. 2. Чтение очередного произведения.

Пример фрагмента урока по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

  1. Сообщение учениками биографии писателя и истории создания рассказа.

  2. В результате пересказа составлен план:

1. Мальчик уезжает из родной деревни в райцентр продолжать свое образование.
2. Трудная жизнь героя в городе.
3. Федька, сын хозяйки, знакомит его с ребятами, которые играют на деньги.
4. Мальчик учится играть в «чику», начинает выигрывать и покупает на выигранные деньги молоко.
5. Героя бьют нечестно играющие ребята.
6. Тишкин рассказывает учительнице о том, что мальчик играет на деньги.
7. Лидия Михайловна начинает заниматься с ним французским языком индивидуально.
8. Мальчик получает посылку с макаронами.
9. Герой рассказа делает успехи во французском.
10. Лидия Михайловна учит его играть в «замеряшки».
11. Мальчик снова выигрывает деньги, на которые покупает молоко.
12. Директор школы узнает об игре.
13. Лидия Михайловна уезжает. Посылка с макаронами и яблоками.

3. Аналитическая работа по тексту.

- О чём этот рассказ? (о доброте и милосердии)

- Когда и где происходит действие рассказа? (Действие его происходит через три года после окончания Великой Отечественной войны - в 1948 году в далекой сибирской деревне)

- Какой мы видим жизнь мальчика в этот период? (Страшную нищету первых послевоенных лет видим мы глазами мальчика: «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе,- тогда не придется все время думать о еде».)

- Какие ещё приметы трудного послевоенного времени мы видим в рассказе? («жили без отца», «денег у нас не водилось», «я видел яблоки только, на картинках» и т. д)

- А начинает свой рассказ Валентин Распутин вопросом: «Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе - нет, а за то, что сталось с нами после?». Этот вопрос-боль не покидает читателя, даже когда он закрывает последнюю страницу.

- Как мы говорили ранее, этот рассказ автобиографический. Скажите, можно ли считать, что история из детской жизни писателя повлияла на выбор его жизненного пути? (наверное)

- «Этот рассказ, - вспоминает писатель, - помог мне найти своего учителя: «Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи...»

- Молодая учительница Лидия Михайловна оказалась человеком большой души. В «тощем, диковатом мальчишке с разбитым лицом, неопрятном без матери и одиноком» увидела и настоящую человеческую гордость, и недетское мужество. Теперь ее не покидает мысль, как помочь, «подкормить» паренька. Конечно, доброта Лидии Михайловны опровергала жесткие правила, в которых был воспитан мальчик, она доказывала: ты не одинок в мире, кому-то ты виден со своим голодом, синяками и ссадинами, тебе помогут. И она попыталась помочь. Но вскоре убедилась, что «просто так» мальчик от нее ничего не возьмет. Ведь был же случай, когда она прислала посылку прямо на школу: макароны, несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена, показавшиеся мальчику целым богатством «с неизвестных приисков». Думал вначале, что мать. Потом понял: прислала учительница.

- Какова основная черта характера Лидии Михайловны? (доброта и любовь к детям)

- Лидия Михайловна прежде всего давала своим ученикам уроки доброты, мужества. Не каждый учитель способен на тот поступок, который необходим, чтобы поддержать одного ученика, может, в самые мрачные для его жизни. У нее был дар сопереживания.

- Какие выводы об этих героях можно сделать? (своей добротой Лидия Михайловна спасла человека, она - гуманист. Но чтобы доказать это, ей понадобилось мужество. Гуманен и мальчик. Он по-своему жалеет Лидию Михайловну за то, что у нее «такая неблагодарная и ненужная профессия».)

- А есть ли в рассказе отрицательные персонажи? (Птаха - плохой мальчик, он «остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы». И бить нашего героя он будет по-предательски, «сзади». Еще хуже Птахи оказался Вадик, который никому не прощал превосходства, «в игре хитрил, но сказать ему об этом никто не смел». Директор школы)

- А почему директора школы можно назвать отрицательным героем? (это жестокий человек, он позорит имя педагога)

- Почему рассказ называется «Уроки французского»? (уроки доброты)

- Какова главная мысль автора? (мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро)

- Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?

4. Работа по тематическим направлениям

- Ну а теперь давайте посмотрим, как этот рассказ может быть использован в качестве аргумента в сочинении? Заполним таблицу

Время

Дом

Любовь

Путь

Год литературы

Послевоенное время (голод, раннее взросление, сиротство детей, в деревне денег не водилось, а в городе игра на деньги стала для героя «необходимостью» и единственным выходом) «Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда.»

Портрет мальчика: тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки

Чистенькая, аккуратная квартира учительницы. « В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо» «воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами»

Деревня - родной дом мальчика: «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля.»

Любовь учительницы к детям, к своей профессии

Любовь мальчика к родному дому

Жизненный путь - постоянный выбор:

-играть на деньги или нет (Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть);

- возвратиться домой или остаться (Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

- Собирайся, - потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

Я опомнился и убежал.)

- спорить или не спорить с Вадиком после нечестной игры

- Со стороны учительницы:

- почему именно этого мальчика она выбрала для занятий (, она объяснила ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»)

- играть или нет с мальчиком на деньги

Произведение, которое рассказывает о трудностях послевоенного времени, заставляет задуматься о необходимости нравственного выбора, учит добру и гуманизму.

5.Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем («Как влияет время на человека?», «Что дом расскажет о его хозяине?», «На что способна любовь?», «Что может повлиять на выбор жизненного пути?», «О чём заставил меня задуматься рассказ В.Распутина?»)

© 2010-2022