Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19(25) имени вице-адмирала В.М. Головнина

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

русского языка и литературы

Руководитель МО___________Т.А. Прошина

«____» ____________ 2015 г.

Протокол № ________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

МБОУ «Школа № 19(25)»

___________ Г.А. Ивашкина

«____» ____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Школа № 19(25)»

____________ Н.А. Веткова

Приказ № ______

«____» ____________ 2015г.


Рабочая программа по русскому языку 11 класс





Рабочая программа по русскому языку 11 класс





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


11 П КЛАСС


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


Количество часов: 136

Автор программы: ШИРОТОВА О.В.,

учитель первой квалификационной категории

Рабочая программа разработана на основе авторской программы под редакцией М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой,

Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского 2002 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

11 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - - М.: «Русское слово», 2011 г

2.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо одного часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой. На изучение предмета в 11 классе отводится 70 часов при 35 учебных неделях в год (2 часа в неделю).

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфоэпии, орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических и речевых ошибок в речи учащихся. Это определяется практической целесообразностью - все обучающие сдают ЕГЭ по русскому языку и соответствует современным требованиям коммуникативной направленности в обучении русскому языку: учащиеся учатся понимать позицию автора, распознавать его аргументацию, формулировать собственную позицию и аргументировать её.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков само­стоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожден­ного языкового чутья и речемыслительных способностей школь­ников.

Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен

Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функциональ­ного назначения) пронизывают весь курс обучения родному язы­ку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания систе­мы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого эти­кета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает бо­лее глубокое внимание к проблеме формирования навыков выра­зительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литерату­ры. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые уме­ния, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественно­го произведения. Таким образом, уроки русского языка стано­вятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языко­вого явления как грамматического, коммуникативного и эстети­ческого феномена, развивается языковое чутье, способность оце­нивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и ре­чевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, сло­вообразовательные, лексические, грамматические), но и сформи­ровать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополни­тельного материала, расширяющего ос­новное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциа­ции вводимых лингвистических сведений продиктована неподго­товленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испы­тывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практи­чески отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Сле­довательно, создаются необходимые условия реализации в про­цессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в дру­гих компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • основные единицы и уровни языка;

  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;

Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании, сочинение-рассуждение.

Содержание учебного курса


Раздел I. Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Раздел II. Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Раздел III. Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложении.

Раздел IV. Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Раздел V. Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Раздел VI. Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Раздел VII. Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Раздел VIII. Культура речи

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Раздел IX. Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Раздел X. Из истории русского языкознания

М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.

Учебно-методическое обеспечение курса

Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - - М.: «Русское слово», 2011 г

Методическое обеспечение:

  • Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

  • Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы. М.: ВАКО, 2010.

  • Мартьянова И.А. Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения/ И.А. Мартьянова. - М.: Эксмо, 2007

Дидактическое обеспечение:

  • Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. - М.: Эксмо, 2015

  • Справочник и тренинг для подготовки к ЕГЭ/ Ред.-сост. А.Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

  • Типовые тестовые задания»/ И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. - М.: Издательство «Экзамен», 2015

Материально-техническое обеспечение и электронно-образовательные ресурсы

  • использование компьютерных презентаций

  • электронный репетитор «Русский язык» ( система обучающих тестов)

  • km.ru

  • fipi.ru/

  • fipi.ru/

  • 1september.ru

  • ege.edu.ru/

  • ege.ru/

  • gotovkege.ru/test-ege-online



Учебно-тематическое планирование


Раздел

Общее кол-во часов

Из них

Основные термины и понятия

Планируемый результат по разделу

РР

КР

Основные принципы русской пунктуации.


1

-

-

Синтаксис, пунктуация, разделительные знаки препинания,

выделительные знаки препинания,

многофункциональные знаки препинания;

принципы русской пунктуации

Знать:

  • определение пунктуации;

  • основные функции знаков препинания;

  • разделительные знаки препинания;

  • выделительные знаки препинания;

  • многофункциональные знаки препинания;

  • порядок пунктуационного разбора.

Уметь:

  • производить пунктуационный анализ предложения;

  • объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;

  • ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения.

Словосочетание. Виды синтаксической связи.


Культура речи. Стилистика.

3

1

1

Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний;

Знать:

  • типы словосочетаний;

  • виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

  • окончания частей речи;

  • порядок разбора словосочетания;

Уметь:

  • определять тип словосочетаний;

  • определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

  • изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;

  • строить словосочетания различных типов;

  • делать разбор словосочетаний.

Простое предложение.

Простое неосложненное предложение.

6

-

1

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые

Виды предложение по цели высказывания,

виды предложений по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные, подлежащее, сказуемое, односоставные предложения, второстепенные члены предложения, определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.

Знать:

  • определение предложения;

  • характеристику предложений;

  • пунктуационный разбор предложения;

  • виды предложений по цели высказывания;

  • виды предложений по эмоциональной окраске;

  • распространенные и нераспространенные предложения;

  • предложения утвердительные и отрицательные;

  • определение главных членов предложения и способы их выражения;

  • определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;

  • основные типы односоставных предложений;

  • условия постановки тире в разных типах простых предложений.

Уметь:

  • ставить знаки препинания в предложении;

  • производить пунктуационный разбор предложения

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • характеризовать односоставные предложения;

  • ставить тире в разных видах простого предложений;

  • осуществлять синтаксический разбор предложения;

  • осуществлять пунктуационный разбор предложения.

Простое осложненное предложение.


Культура речи. Стилистика.

20

2

2

Предложение, осложненное, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы,

группы сочинительных союзов,

обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот,

обращения,

вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова;

функциональные стили,

стилистика, стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь.

Знать:

  • что такое однородные члены предложения;

  • какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;

  • какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;

  • что такое обособление;

  • правила обособления различных членов предложения;

  • правила обособления обобщающих слов;

  • определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;

  • условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

  • присоединение сравнительного оборота;

  • специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;

  • понятие о вводных конструкциях конструкиях словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;

  • понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;

  • как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;

  • основные признаки стилей речи;

  • основные признаки разговорного стиля;

  • основные особенности

  • литературно-

  • художественной речи.

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • характеризовать односоставные предложения;

  • ставить тире в разных видах простых предложений;

  • отличать однородные члены предложения от неоднородных;

  • ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;

  • ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;

  • ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

  • находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;

  • ставить нужные знаки препинания при обращении;

  • находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;

  • грамотно оформлять их пунктуационными знаками;

  • находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;

  • ставить верно знаки препинания при них;

  • дифференцировать типы речи;

  • следовать правильности речи в собственной практике;

  • определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;

  • создавать тексты разного стиля.

Сложное предложение.


Культура речи. Стилистика.

15

1

2

Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении;

норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы.

Знать:

  • какие предложения называются сложными;

  • особенности построения сложного предложения;

  • основные типы сложных предложений;

  • основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;

  • как связаны части сложного предложения;

  • что называется сложной синтаксической конструкцией;

  • что называется периодом;

  • что такое норма, их признаки и типы.

Уметь:

  • находить сложные предложения;

  • узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;

  • делать синтаксический разбор сложного предложения;

  • ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;

  • составлять схему сложного предложения;

  • следовать правильности речи в собственной практике.

Предложения с чужой речью.


Культура речи. Стилистика.

5

1

1

Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат;

качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство;

ораторская речь и такт.

Знать:

  • что называют чужой речью, цитатой;

  • какие существуют способы оформления чужой речи;

  • какие знаки препинания ставятся при прямой речи;

  • какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;

  • какие существуют способы включения цитат в контекст;

  • какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;

  • какие качества присущи хорошей речи.

Уметь:

  • правильно оформлять чужую речь;

  • ставить знаки препинания при прямой речи;

  • ставить знаки препинания при диалоге;

  • включать цитаты в контекст разными способами;

  • верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;

  • следовать правильности речи в собственной практике.

Употребление знаков препинания.

3

-

-

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.

Знать:

  • что называется авторской пунктуацией;

  • какова роль авторской пунктуации в произведении;

  • основные типы возможных сочетаний знаков препинания;

  • особенности и типы факультативных знаков препинания.

Уметь:

  • узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;

  • обосновывать поставленные знаки препинания;

  • видеть авторскую пунктуацию в тексте;

  • анализировать пунктуационный рисунок текста.

Из истории русского языкознания.

1

-

-

Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка», русская диалектология, языковед.

Знать:

  • информацию о развитии русского языка и ученых, занимающихся языкознанием;

  • основные этапы развития языкознания.

Уметь:

  • оперировать знаниями о развитии и исследовании русского языка;

  • опираться на знания о великих русских ученых, работавших в области языкознания.

Повторение

3

1

1


Знать изученный материал по теме «Синтаксис и пунктуация»

Уметь:

  • применять полученные знания и умения в устной и письменной речи;

  • создавать тексты разных тилей речи.


Итого

56

6

8










Календарно-тематическое планирование

Дата урока

урока

Тема урока

Задачи, планируемый результат

Домашнее задание

план

факт

1.

Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный разбор предложения.

Знать определения основных понятий синтаксиса.

Уметь давать характеристику синтаксическим единицам;

выделять словосочетания из предложения, определять функции знаков препинания;

производить пунктуационный разбор.

§ 65, упр. 327

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (3 Ч + 1 РР + 1 КР)

2.

Словосочетание. Классификация словосочетаний.

Знать определение словосочетания,

виды связи в словосочетании.

Уметь вычленять словосочетания;

определять вид связи в словосочетании, перестраивать словосочетания в синонимичные.

§ 66, упр.328


3.

Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания..

Знать виды связи в словосочетании; порядок синтаксического разбора словосочетания

Уметь вычленять словосочетания;

определять вид связи в словосочетании, перестраивать словосочетания в синонимичные,

производить синтаксический разбор предложения.

§ 67, упр.329, 334

4.

Орфографический практикум «Правописание корней».

Знать орфографические правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, непроизносимых согласных, чередующихся гласных в корне слова.

Уметь применять правила при написании слов с орфограммами в корне.

-

5.

Контрольное тестирование по теме «Словосочетание».

Контроль ЗУН учащихся по теме «Словосочетание».

-

6.

Развитие речи.

Язык и речь. Правильность русской речи.

Знать, чем отличаются понятия «язык» и «речь»;

что называется культурой речи;

что такое норма, их признаки и типы;

какие качества присущи хорошей речи.

Уметь дифференцировать типы речи;

следовать правильности речи в собственной практике.

§ 108-109, упр. 513

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ПРОСТОЕ НЕОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (6 Ч + 1 КР)

7.

Понятие о предложении. Классификация предложений.

Знать отличие предложения от словосочетания;

признаки простого предложения;

отличия простых предложений от сложных;

виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Уметь характеризовать предложение как синтаксическую единицу;

давать характеристику простых предложений,

производить пунктуационный разбор предложения;

определять вид предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

§ 68-71, упр. 336, 337

8.


Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Знать отличия односоставных предложений от двусоставных; виды односоставных предложений.

Уметь определять основные типы односоставных предложений.

§ 72 упр.343

9.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь объяснять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

§ 73, упр.346

10.

Распространенные и нераспространенные предложения

Полные и неполные предложения.

Знать характеристику предложения по наличию второстепенных членов;

отличия полных и неполных предложений;

случаи постановки тире в неполном предложении.

Уметь давать характеристику предложения по наличию второстепенных членов; правила постановки тире в неполных предложениях.

§ 74-76, упр.348,351

11.

Соединительное тире. Интонационное тире.

Знать понятие авторских знаков препинания

Уметь ставить тире в разных видах простых предложений

§ 77, упр.356, 357

12.

Орфографический практикум «Правописание приставок и суффиксов»

Знать орфографические правила правописания приставок пре- и при-; суффиксов в словах разных частей речи.

Уметь применять правила при написании слов с орфограммами в приставках и суффиксах.

-

13.

Контрольное тестирование по теме «Простое неосложненное предложение».

Контроль ЗУН учащихся по теме «Простое неосложненное педложение».

--

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (20 Ч + 2 РР + 2 КР)

14.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при ОЧП.

Знать понятие однородных членов предложения; случаи постановки и непостановки знаков препинания при ОЧП.

Уметь находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания при однородных членах.

§ 78-79, упр.359, 363

15-16.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях.

Знать различия между однородными и неоднородными определениями;

правила постановки знаков препинания при однородных определениях и приложениях.

Уметь отличать неоднородные и однородные определения,

ставить знаки препинания при однородных членах.

§ 80,81, упр.366, 371

17.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах.

§ 82 упр.372

18.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

§ 83, упр.375, 378

19.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах.

Уметь применять правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах.

§ 84 упр.380

20.

Орфографический практикум «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий».

Знать орфографические правила правописания Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Уметь применять правила при написании Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

-

21.

Контрольный тест по теме «Однородные члены предложения».

Контроль ЗУН учащихся по теме «Однородные члены предложения».

-

22-23.


Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.

Знать понятие обособления и правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.

Уметь применять правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.

§ 85, упр.385, 390

24.

Обособленные приложения.

Знать понятие приложения;

случаи обособления приложений;

правила постановки знаков препинания при обособленных приложениях.

Уметь применять правила постановки знаков препинания при обособленных приложениях.

§ 86, упр. 392

25.

Обособленные обстоятельства.

Знать правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Уметь применять правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

§ 87, упр. 400

26.

Обособленные дополнения.

Знать правила постановки знаков препинания при обособленных .дополнениях

Уметь применять правила постановки знаков препинания при обособленных дополнениях.

§ 88, упр. 401, 402

27.

Развитие речи. Функциональные стили языка.

Знать основные признаки стилей речи;

основные признаки разговорного стиля;

основные особенности литературно-художественной речи.

Уметь определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;создавать тексты разного стиля.

§ 112-116, упр. 527, 530, 535

28.

Орфографический практикум «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий»

Знать орфографические правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий.

Уметь применять правила при написании личных окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий.

-

29.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Знать понятие обособления и правила постановки знаков препинания при обособленных членах

Уметь применять изученные правила

§ 89, упр.409

30.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знать, что такое сравнительный оборот.

Уметь находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.

§ 90, упр.412

31.

Знаки препинания при обращениях

Знать правила постановки знаков препинания при обращении, при диалоге.

Уметь находить обращения и ставить знаки препинания при обращениях; конструировать предложения с обращениями.

§ 91, упр.417, 418

32.

Вводные слова. Основные группы вводных слов по значению.

Знать группы вводных слов по значению.

Уметь находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях.

§ 92, упр. 420

33.

Знаки препинания при вводных конструкциях.

Знать правила постановки знаков препинания при вводных конструкци0ях

Уметь грамотно оформлять пунктуационными знаками вводные конструкции

§ 92, упр. 423

34.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Знать правила постановки знаков препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Уметь находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении и ставить знаки препинания при них.

§ 93, упр.428, 430

35.

Орфографический практикум «Слитое и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи»

Знать орфографические правила слитного и раздельного написания НЕ со словами.

Уметь применять правила при написании НЕ со словами.

-

36.

Контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение».


Контроль ЗУН учащихся по теме «Простое осложненное предложение».

-


37.

Развитие речи.

Анализ текста. Типы речи.

Знать типы речи.

Уметь различать тексты разных типов.

Уметь определить тип речи в предложенных для анализа текстах и аргументировать свое мнение; создавать тексты разного стиля.

§ 117, упр. 544

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 Ч + 1 РР + 2 КР)

38.

Понятие о сложном предложении.

Знать отличие сложного предложения от простого.

Уметь различать ПП и СП; ставить знаки препинания в СП.

§ 94, упр. 434

39.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знать основные признаки ССП и правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь применять основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

§ 95, упр. 443

40.

Практикум «Синтаксический разбор сложносочиненного предложения».

Знать схему синтаксического разбора ССП

Уметь ставить знаки препинания в ССП и аргументировать их выбор; производить синтаксический разбор ССП.

§ 95, упр. 445

41-42.


Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

Знать основные типы придаточных предложений.

Уметь ставить знаки препинания в ССП и аргументировать их выбор; определять основные типы придаточных предложений.

§ 96, упр. 448, 451



43.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Знать строение сложного предложения.

Уметь находить сложные предложения, классифицировать их по типу подчинения.

§ 97, упр. 452

44.

Практикум «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными».

Знать строение сложного предложения.

Уметь составлять схему сложного предложения, давать характеристику.

§ 96-97 упр.453

45.

Контрольное тестирование по теме «Союзное сложное предложение».

Контроль ЗУН учащихся по теме «Союзное сложное предложение».

-

46.

Орфографический практикум «Слитное, раздельное и дефисное написание слов».

Знать орфографические правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.

Уметь применять правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.

-

47.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знать определение БСП и правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь применять основные правила постановки знаков препинания в БСП.

§ 98, упр.487

48.

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать определение БСП и правила постановки знаков препинания в нем.

Уметь применять основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

§ 98, упр.489

49.

Практикум «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения»

Знать правила постановки знаков препинания в нем; порядок синтаксического разбора БСП.

Уметь применять основные правила постановки знаков препинания в БСП; производить синтаксический разбор БСП.

§ 98, упр.458

50.


Практикум «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи».

Знать правила постановки знаков препинания в СП с разными видами связи.

Уметь ставить знаки препинания в СП и аргументировать их выбор

§ 98, упр.462

51.

Орфографический практикум «Слитное, раздельное и дефисное написание слов».

Знать орфографические правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.

Уметь применять правила слитного, раздельного и дефисного написания слов.

-

52.

Развитие речи.

Типы норм литературного языка.

Знать что такое норма, их признаки и типы.

Уметь дифференцировать типы речи.

§ 110, упр. 514,515

53

Период.

Знаки препинания в периоде

Знать, что такое период.

Уметь ставит знаки препинания в периоде, создавать периоды по схеме.

§ 99, упр.470

Вопросы стр. 338

54.

Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.

Знать характеристику сложного предложения; разные типы СП.

Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание.

§ 100, упр. 474

55.

Контрольное тестирование по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Контроль ЗУН учащихся по теме «Бессоюзное сложное предложение».

-

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (5 Ч + 1 РР + 1 КР)

56.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Знать способы передачи чужой речи и способы ее оформления.

Уметь правильно оформлять предложения с прямой речью.

§ 101-102, упр. 477, 479

57.

Знаки препинания при прямой речи и диалогах.

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи и диалогах.

Уметь ставить знаки препинания при прямой речи и диалогах.

§ 102-103, упр. 480

58-59.

Знаки препинания при цитатах.

Знать разные способы цитирования; правила оформления цитат на письме.

Уметь ставить знаки при разных способах цитирования.

§ 104, упр. 484, 486

60.

Орфографический практикум «Правописание НЕ и НИ».

Знать орфографические правила слитного и раздельного написания приставки и частицы НЕ и НИ.

Уметь применять правила слитного и раздельного написания приставки и частицы НЕ и НИ.

61.

Развитие речи. О качествах хорошей речи. Ораторская речь.

Знать какие качества присущи хорошей речи.

Уметь следовать правильности речи в собственной практике.

Написать сочинение

62.

Контрольное тестирование по теме «Предложения с чужой речью»

Контроль ЗУН учащихся по теме «Предложения с чужой речью».

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (3 Ч)

63.

Сочетание знаков препинания.

Знать назначение основных пунктуационных знаков,

правила применения кавычек и скобок.

Уметь обосновывать поставленные знаки препинания,

анализировать пунктуационный рисунок текста.

§ 105, упр.487

64.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Знать о возможностях факультативных знаков препинания.

Уметь видеть авторскую пунктуацию в тексте; анализировать пунктуационный рисунок текста.

§ 106-107,

упр. 493

Доклады об ученых-лингвистах.

65.

Из истории русского языкознания.

Знать имена и деятельность известных ученых-лингвистов.

Уметь создавать доклад, строить выступление.

-

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (3 Ч + 1 РР + 1 КР)

66-68.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Знать основные понятия по теме «Синтаксис и пунктуация»; правила постановки знаков препинания в ПП и СП, предложениях с чужой речью.

Уметь применять полученные знния по теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Стилистика»

Упражнения стр. 356-370

69.

Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров.

Знать типы речи и стили языка

Уметь определять тип предложенного для анализа текста, аргументировать свое мнение, создавать высказывание.

Написать сочинение

70.

Итоговая контрольная работа.

-

-

-


© 2010-2022