Гибель человеческой души в рассказе А. П. Чехова Ионыч

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы


Класс: 11


Тема: Гибель человеческой души

в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».


Учитель Шашкова Т.А.


Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.


Задачи урока:


Образовательные:

-изучить рассказ А.П.Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя;


Воспитательные:

-воспитывать у учащихся представления об истинных и ложных ценностях;


Развивающие:

-развивать навыки исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.


Материалы и оборудование: тексты произведения А.П.Чехова,

карточки с вопросами для каждой группы.


Ход урока.


Слово учителя: Важнейшим жанром в творческой практике А.П.Чехова стал рассказ. Центр тяжести в чеховском произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в её обыденной повседневности. На место события поставлен быт. Сюжет рассказа «Ионыч» - несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионовича Старцева. На нескольких страницах Чехов поведал историю целой жизни. Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство, переживания объяснены через предметный мир. Вещный мир поглощает человеческую личность, обезличивает ее. В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя.

Учитель ставит нравственную проблему: Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?

Ответы учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на что нужно обратить внимание в тексте.

Обвинители должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким стал Д.И.Старцев в конце рассказа внешне?

Как он относился к своей работе, к людям?

Какую роль в жизни Д.И.Старцева сыграла семья Туркиных?

Почему он остался один?

Любил ли Дмитрий Ионович Екатерину Ивановну?

Почему не ответил на её порыв через 4 года?

Каким приехал Д.И.Старцев в Дялиж?

Какова его цель в жизни? Хороший ли он врач?

Есть ли у него общественные идеалы?

Почему Старцева не приняли обыватели?

Каковы его интересы?

Почему он всё-таки поехал на кладбище?

Что Старцев там увидел, почувствовал, подумал?

Каково истинное лицо каждого из членов семьи Туркиных?

.

10 минут идет самостоятельная эвристическая работа над текстом.

Учитель: Первое слово для высказывания предоставляется обвинителям.

Ученики зачитывают из текста детали портрета Ионыча; описывают образ жизни; цитируют строки о манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; рассказывают о хобби - любовании деньгами. Учащиеся замечают, что такой человек, как Старцев, не способен любить.Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч - грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги - смысл жизни.

Учитель: Может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам.

Обвинители могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея рассказа.

Ставится проблема: Каков Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?

Вопросы учителя

Ответы, к которым учитель подводит учащихся

Как молодой врач Д.И.Старцев относится к своему делу?

Он занят больными настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой) , в праздник, после приема больных «Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа» (гл.1)

Хороший ли он врач?

Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи (гл.2)

Работа врача - это для Старцева средство для существования или цель жизни?

В главе 4 Екатерина Ивановна скажет: «...у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Какое это счастье - быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое это счастье!». Можно предположить, что Екатерина Ивановна говорит словами, сказанными когда-то Д.И.Старцевым.

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Имеет, их можно назвать передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями города С о том, «что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни...что нужно трудиться, без труда жить нельзя...» Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и он замолчал, замкнулся.

Каков внутренний мир Старцева ?

Он любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига, Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит над человеком мать-природа...» (гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью лунного света.

Дмитрий Ионович тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична.

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через

3 дня?

Скорее, был очарован, влюблен романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблен, даже унижен - чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнется деградация героя рассказа.

Когда молодой врач Дмитрий Ионович Старцев, благодаря внимательному прочтению рассказа, комментарию, предстает перед учащимися привлекательным, достойным уважения, то все случившееся с ним дальше вызывает в них сочувствие, а может, и разочарование.

Учитель:Кто же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа?

Вариантов ответа может быть три: окружающая среда, Екатерина Ивановна, сам. Соперничество спорящих достигает напряжения, тут наступает кульминация урока.

Учитель: В рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти его.

Учащиеся ищут и находят. Это слово - «жаловаться».

  • «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чем угодно, жаловаться на жизнь, на людей» (гл.2).

  • «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал...» (гл.2).

  • «Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...»

(гл.4).

Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.

Итог эвристической деятельности на уроке. (его подводят учущиеся на уроке устно, дома - письменно)


Дмитрий Ионович Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель - лечить людей. Он любит свою работу, отдает ей все свое время. Дмитрий Ионович верит, что общество идет вперед, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев - романтик, философ, способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа. Вот идея рассказа.

Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего. Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию.

В конце урока учащимся предлагается заполнить рабочие листы:



Мои впечатления от урока.

О Довольна своей работой.

О Было интересно.

О Было интересно, но не все понятно.

О Было неинтересно, но понятно.

О Хотелось бы побольше таких уроков.

О Зря посетила урок.


Выставление оценок.


© 2010-2022