Правописание падежных окончаний имён существительных

Класс: 5БУчитель: Шакирова Эльвира Фагимовна.Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи (урок-путешествие). Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных.Цель урока: Расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.Планируемые результаты:1. Предметные умения – сформировать умение правописания падежных окончаний имён существительных в соответствии с учебной задачей.2. Формировать УУД:Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирован...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе: Правописание падежных окончаний имён существительных

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи (урок-путешествие)

Цель: Расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(собрать домашние тетради, раздать другие рабочие тетради)

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:

Если хочешь ты учиться,

Сперва надо подружиться.

Руки другу протянуть.

Улыбнуться не забудь!

Раз ладошка, два ладошка -

Вот и поздоровались!

- Сегодня урок-путешествие (слайд 1), а путешествовать мы будем не одни, а с Незнайкой в Страну Знаний к королеве по имени Существительное. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён существительных».

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, «классная работа» и тему.

- Посмотрите на экран, какой сложный путь нам предстоит пройти (слайд 2). Что вы хотели бы получить от сегодняшнего путешествия? Какие сделать открытия? (слайд 3) Как вы думаете, какова цель нашего урока? (слайд)

2.Актуализация знаний.

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами довольно плодотворно работали по теме. Давайте удивим Незнайку и вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (слайд 4)

- Продолжите предложение, записанное на экране («Я знаю, что…»). Что вам известно об этой части речи? Только не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем по очереди, не перебивая друг друга.

- Вот мы уже вошли в Лес Знаний (слайд 5). Незнайка не может его пройти, потому что не знает ответы на вопросы. Поможем Незнайке? (слайд 6)

- Предлагаю подумать и аргументированно ответить на вопросы:

1. Каковы постоянные признаки имени существительного?

2. Что вы знаете о склонении имён существительных?

3. У каких существительных после шипящих мягкий знак НЕ пишется?

- Вот и следующее испытание (слайд 7): Гора Трудностей. (Отработка навыка правописания Ь после шипящих). Запишите слова под диктовку, подумайте, в каких словах мягкий знак не пишется (слайд 8). Один ученик сзади доски (упр.408, стр.45).

- На правописание какой орфограммы направлен словарный диктант? (правописание Ь после шипящих).

- От чего зависит написание Ь на конце имён существительных? (от склонения).

- В каких существительных пишется Ь? (3 склонения)

- Поменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран, проверьте, правильно ли вы записали слова, исправьте ошибки, если таковые имеются (слайд 9).

- Поставьте себе оценку (зеленой пастой или простым карандашом):

без ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

Если ошибок больше, значит нужно повторить эту орфограмму.

3.Усвоение новых знаний.

- Вот мы приблизились к неизведанному: впереди Река Невыученных правил (слайд 10).

- Но сначала проведем небольшую самостоятельную работу: найдите «четвёртое лишнее» (слайд 11). (После каждой строчки задать вопрос: почему это слово «лишнее»?)

По имени, в тени, к знамени, нет времени (не на -мя)

По правде, на земле, в столе, к реке (2 скл.)

На солнце, в проруби, в инее, на стуле (ср.р.)(окончание другое)

В здании, по истории, на лекции, из крепости (ср.р.)(не на -ий, -ие, -ия)

- Проверим, правильно ли мы выделили «лишние» слова? (слайд 12)

- Ребята, поможем Незнайке разобраться с проблемой. Почему в одних словах пишется в окончании буква Е, а в других - И? (слайд 13)

- От чего зависит написание окончаний? (в зависимости от склонения и падежа) (слайд)

- (слайд) А в словах «на станции», «в путешествии», «о гении»? Как это можете объяснить?

- В чем особенность этих слов? В начальной форме на что заканчиваются эти слова?

- Рассмотрите, пожалуйста, таблицу (слайд 14). Попробуйте сформулировать правило и подтвердить его своими примерами. (Учащиеся работают с таблицей, сравнивают, выявляют закономерность, делают выводы, формулируют правило).

Физкультминутка.

- А сейчас немного отдохнем. Встаньте, задвиньте стулья, посмотрите на экран, повторяйте движения за Ёлочкой.

- Присаживаемся. Вот мы и добрались до Болота Ошибок (слайд 15). Откройте, пожалуйста, учебники на странице 57, найдите упражнение 429. Посмотрите на ход рассуждения. Совпадает с тем выводом, к которому пришли мы до физкультминутки?

- Перед тем, как написать окончание у существительного, что нужно сделать? (см.стр.57, упр.429 - ход рассуждения).

- А теперь выполним упражнение 430, используя рассуждение, предложенное в упражнении 429.

- Но есть небольшая проблема: Незнайка уже сделал упражнение 430, но допустил некоторые ошибки (слайд 16). Попробуем их исправить. Запишите номер упражнения, посмотрите на экран и напишите слова в исправленном варианте. Выделите окончания существительных, будьте готовы объяснить их написание, укажите склонение и падеж. (Один ученик выполняет упражнение у доски).

- Ребята, объясните, в каких словах и почему Незнайка допустил ошибки.

4.Закрепление изученного материала.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какова была цель?

- Достигли мы ее? Как вы считаете?

- Вот сейчас мы это и проверим. Запишите, пожалуйста, упражнение 433. Работа в парах. Обсудите с соседом по парте и запишите данные существительные в форме Д.п. и П.п. Объясните написание окончаний.

- Выполнили? Проверьте, пожалуйста, друг у друга по экрану (слайд 17), поставьте оценку (зеленой пастой или простым карандашом):

без ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

Если ошибок больше, значит нужно повторить эту орфограмму.

5.Рефлексия деятельности.

- Подведём итоги (слайд 18).

- Что нового узнали сегодня?

- Что было трудно?

- Легко?

- Интересно?

- Оценки за работу у доски…, остальные оценки получите за словарный диктант (Ь после шипящих)

6.Инструктаж домашнего задания.

- Откройте, пожалуйста, дневники, запишите Д/З (слайд 19). Выбирайте, либо составите диктант для Незнайки, либо выполните упр.435, где нужно вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.


© 2010-2022