Рабочая программа учебного предмета Литература

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 6 класс, базовый уровень. Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, программой для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова издательства «Магариф» за 2009 год.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кичучатовская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР Директор школы

гуманитарных предметов Фархутдинова Г.Ш.___________ Ахметшина Р.Р._____________

Протокол № 1 от августа 2014 г. «__» августа 2014 г. Введено приказом № от_____14 г.


Рабочая программа учебного предмета

«Литература»


6 класс, базовый уровень




Принято на заседании педсовета

Протокол № от____14 г.

Разработана

Сабитовой Резидой Хамзаевной

Учителем русского языка и лит-ры

первой квалификационной категории

2014/2015 учебный год

с. Кичучатово



Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе следующих документов:

  • Государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Примерной программы по литературе, созданной на основе государственного образовательного стандарта;

  • Базисного учебного плана РТ;

  • Учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Кичучатовская СОШ»;

  • Ахметзянов М.Г.Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Базовый уровень. Казань, Магариф, 2009;

  • Положения школы «О рабочей прогамме педагога»;



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный компонент учебного плана по предмету «Литература» составляет 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Базовый уровень.

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, программой для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова издательства «Магариф» за 2009 год.

При составлении ориентировались на примерное тематическое планирование в 5-11 классах, подготовленное Камаловой Л.А., и примерное тематическое планирование с учетом национально-регионального компонента для 5-7 классов под ред. Ахбаровой Г.Х. и Скиргайло Т.О.

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса, и интеллектуальных способностей и степенью владения русским языком как государственным. Она рассчитана на расширение кругозора учащихся, формирование прочной нравственной позиции, становление их духовного мира.

Цели и задачи изучения:

Учитывая специфику литературы как предмета, направленного на формирование культуры личности, в программу включены произведения, знакомящие учащихся с историей страны, лучшими достижениями мировой цивилизации. Для изучения подобраны шедевры мировой классики, включая современных писателей, которые позволяют расширить представление учащихся о духовно-нравственной сущности человека, раскрыть красоту всего спектра человеческих чувств, побудить к самовоспитанию. Программа призвана способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к людям, стремлению беречь окружающий мир.

Планируемые умения и навыки учащихся

В процессе изучения программного материала предполагается обучение учащихся навыкам скорочтения и выразительного чтения, умению интерпретировать произведения, определять тему, идею, находить эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, иными словами, постигать основы стихосложения. На каждом уроке планируется формировать навыки развития устной и письменной речи учащихся, подробного и сжатого пересказа, монологического высказывания на заданную тему. Планируется обучение составлению простого и сложного плана, кластеров и синквейнов, а также конспектированию..

Изучение литературы на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлении о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведении в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным ( нерусским ) языком обучения реализует общие цели и способствует решению задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведении русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Введение

Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника.

Мифы древних славян. Миф о Солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Представления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы).

Устное народное творчество. Былины. Былина « Вольга и Микула Селянинович»

Содержание

Часы

1

Мифы древних славян

2

Устное народное творчество. Былины

3

Древнерусская литература. Русская летопись

4

Русская литература 19 века

5

Русские поэты 19 века о родной природе

6

Русская литература 20 века

7

Стихотворения о войне

8

Зарубежная литература

9

Внеклассное чтение

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 6 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи курса литературы 6 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VI класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 6 класса

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учителя и уч-ся

Вид уч. деятельности

Виды контроля.

Измерители.

Планируемые результаты освоения материала

Домаш.

зад.

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Значение художественной литературы в жизни человека.

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Работа ученика с худ. текстом на стр. учебника

Списывание высказываний

Знать: значение художественной литературы в жизни человека.

01.09

2

Мифы древних славян. Миф о солнце.

«Урал-Батыр»- круп. эпическое произведение башкирского народа, вобравшее в себя древнейшую мифологию.

1 час

Обучению чтению. Беседа.

Персонажи мифологии.

Иллюстрации, на которых изображены статуи богов.

Словарная работа.

Пересказ

Ответы на

вопросы.

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

Стр.7

03.09

3-4

Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

2 часа

Обучению чтению и пересказу. Беседа.

Картины И. Репина, В. Васнецова.

Работа с постатейным словарем.

Чтение и пересказ

Письм работа

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Стр.16

Вопр.

и зад.

08.09-10.09

5-7

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских былин?»

2 часа

1 час

Обучение чтению и пересказу. Беседа.

Картины И. Репина, В. Васнецова.

Работа с постатейным словарем.

Чтение и пересказ

пересказ

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Стр.20

Вопр.

и зад.

15.09

17.09

22.09


8-9

Древнерусская литература. Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание смерти Олега от коня».

2 часа

Урок развития речи.

Словарная работа.

Чтение.

Т.л. Жанр древнерусского сказания

Ответы на

вопросы

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Стр.26

Вопр.

и зад.

24.09

29.09

10-11

Русская литература 19 века. Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

2 часа

Рассказ учителя. Беседа

Чтение басен по ролям

Ответы на

вопросы

Сопоставление басен с иллюстрациями

Вопр.

и зад.

01.10

06.10

12

И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом».

1 час

Урок внеклассного чтения.

Чтение басен по ролям

Ответы на

вопросы

Сопоставление басен с иллюстрациями

08.10

13

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика «Узник»

1 час

Обучение чтению. Беседа.

Работа по картине Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»

Чтение , ответы на вопросы.

Выступление уч-ся

Тема и идея произведения.

Стр.43

Вопр.

и зад.

13.10

14

Песнь о вещем Олеге.

1 час

Рассказ учителя. Обучение чтению

Выразительное чтение ,

Подробный пересказ

Ответы на

вопросы

Летописный источник «Песни…».

Диалог Олега и кудесника

Стр.47

Вопр.

и зад.

Уст. отзыв

15.10

15

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Узник».

1 час

Урок развития речи.

Составление плана, подбор материала, сочинение

План

20.10

16

Проза «Метель».

1 час

Обучение чтению и пересказу.

Комментированное чтение, ответы на вопросы.

Образы Марьи Гавриловны и Бурмина.

Ответы на

вопросы

Особенности построения повести.

Стр.61

Вопр.

и зад.

22.10

17

«Барышня - крестьянка». Сюжет и герои повести.

1 час

Обучение чтению и пересказу.

Сюжет и герои повести.

Прием антитезы в построении повести.

Ответы на

вопросы.

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Стр.85

Вопр.

и зад.

Уст. отзыв

27.10

18

Вн.чт. А.С. Пушкин «Выстрел».

1 час

Урок внеклассного чтения.

Пересказ эпизодов уч-мися, ответы на вопросы, защита иллюстраций.

пересказ

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

Вопр.

и зад.

29.10

19

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А. С. Пушкина «Любовь в жизни героев».

1 час

Урок развития речи.

Подготовительная работа к дом. сочинению. Коллективное составление плана, словарная работа, беседа

Сочинен

Умение создавать письменные высказывания в связи с изученными произведениями

10.11

20

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1 час

Урок контроля.

К.Р.

Тесты.

12.11

21

Михаил Юрьевич Лермонтов. «На севере диком…», «Тучи», «Горные вершины…».

1 час

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Чтение и анализ стихотворений.

Вопросы задания к стихотворе-ниям.стр.98, 102

Т.Л. Антитеза .

Олицетворение

Вопр.

и зад.

17.11

22

Урок поэзии :«Утес», «Листок» «Когда волнуется желтеющая нива», «Три пальмы».

1 час

Обучение выразительному чтению.

Полный анализ стихотворений

Тесты.

Вопросы задания к стихотворе-ниям.стр 98,100

Стр.98,100

Вопр.

и зад.

19.11

23

Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

1 час

Урок развития речи.

Сочинение.

Сочине-ние

Умение создавать письменные высказывания в связи с изученными произведениями

24.11

24-25

Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

2 часа

Рассказ учителя. Обучение чтению и пересказу. Беседа.

Биография писателя. Кузнец Вакула и его невеста Оксана.

Осуждение жадностей деревенских властей.

Беседа

Т.Л. Юмор и сатира. Сопоставление произведения с иллюстрациями

Стр.130

Вопр.

и зад.

26.11

01.12

26

Вн. чт. Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница »

1 час

Урок внеклассного чтения.

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы, защита иллюстраций

Пересказ, беседа

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

03.12

27-28

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг».

2 часа

Рассказ учителя. Обучение чтению и пересказу.

Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе.

Описание июльского утра.

Беседа

Пейзаж в рассказе.

Портрет героя литературного произведения.

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Стр.156

Вопр.

и зад Уст. отзыв.

08.12

10.12

29

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по произведению И. С.Тургенева «Бежин луг»

1 час

Урок развития речи

Коллективное составление плана, словарная работа, беседа

Сочин.,

план

Умение создавать письменные высказывания в связи с изученным произведением

15.12

30-31

Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети».

2 часа

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Чтение в лицах,

Ответы на вопросы - стр.169

Выступление

Стр.169

Вопр.

и зад.

17.12

22.12

32

Русские поэты 19 века о родной природе. Федор Иванович Тютчев.

Иван Савич Никитин.

Аполлон Николаевич Майков.

Афанасий Афанасьевич Фет.

1 час

Урок- концерт.

Чтение стихотворений, беседа о красоте родной природы, выразительности красок в пейзажных зарисовках времен года поэтами .

Метафора.

Вопр.

и зад.

стр170,173,175

24.12

33-34

Лев Николаевич Толстой. «Петя Ростов».

2 часа

Рассказ учителя. Обучение чтению

Рассказ «Цель приезда Долохова в отряд Денисова»,

Ответы на вопросы после глав,

Доклад

«Ясная поляна»

Портрет лит. героя.

Образ Пети Ростова. Сопоставление произведения с иллюстрациями

Соч.

Стр. 201

(хрест)

12.01

14.01



35

Антон Павлович Чехов. «Смерть чиновника»

1 час

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Биография писателя.

Комизм бытовых ситуаций в рассказе.

Составление плана и пересказ содер. по плану.

Пересказ

Говорящие фамилии в рассказе Характеристика и оценка главных героев по их поступкам..

Вопр.

и зад.

Уст. отзыв

19.01

36

«Хирургия»

1 час

Обучению пересказу. Беседа.

Составление плана и пересказ содер. по плану.

беседа

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Пересказ

21.01

37

Вн. чт.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

1 час

Урок внеклассно-го чтения.

Слово о писателе.

Пересказ эпизодов уч-мися, ответы на вопросы, защита иллюстраций

пересказ

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения.

Сопоставление произведения с иллюстрациями.

Пересказ

26.01

38

Подготовка к домашнему чтению. Сочинение- характеристика литературного героя по рассказам А.П. Чехова

1 час

Урок развития речи.

Коллективное составление плана, словарная работа, беседа

Сочин.

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

28.01

39

Русская литература 20 века. Иван Алексеевич Бунин. «Лапти».

1 час

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Биография писателя.

Сюжет рассказа.

Пересказ по составленному плану.

беседа

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

02.02

40

«Танька»

1 час

Обучение чтению. Беседа.

Русская деревня конца 19 века.

Танька, её трудное детство.

беседа

Жанр рассказа Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Пере-сказ.

Уст. отзыв

04.02

41

Лирика. Полевые цветы

1 час

Беседа. Обучение чтению.

Чтение и беседа по стихотворениям.

Самост. работа

09.02

42

Александр Иванович Куприн. «Чудесный доктор».

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Биография писателя.

Картины нищеты в рассказе.

Доброта души профессора Пирогова. Комментир. чтение.

Коммент. чтен.

Сюжет рассказа Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки.

Ответы

на вопро-сы.

11.02

43

Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень», «Золотая рыбка».

Валерий Яковлевич Брюсов. «Вечером в дороге».

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Чтение и анализ стих.,

словарн. работа,

Устный рисунок картины, возникающей при чтении строфы.

Защита иллюстрации

16.02

44

Анна Андреевна Ахматова. Лирика.

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Выразит. чтение, подбор синонимов,

выставка книг, вопросы.

Защита иллюстрации

Умение работать с ресурсами Интернета

18.02

45

Борис Леонидович Пастернак. «Июль», «Золотая осень»

1 час

Рассказ учителя. Беседа

Словесное рисование образа июля, работа над устаревшими словами.

Выступл.

Умение работать с ресурсами Интернета

«Июль» наи-зусть

23.02

46

Леонид Николаевич Андреев. «Петька на даче»

1 час

Рассказ учителя Обучение чтению и пересказу

Краткий пересказ содержаний рассказов. Пересказ

рассказа Г.Тукая «Исемдэ калганнар»

пересказ

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

Отв. на вопр. Уст. отзыв

25.02

47

«Кусака»

1 час

Беседа.

Пересказ

рассказа «Авыл эте Акбай», беседа по рассказу «Кусака».

пересказ

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Вопро-сы и задания

02.03

48

Михаил Михайлович Зощенко. «Галоша», «Встреча»- сатира на бюрократов и мещан.

1 час

Обучение чтению. Беседа.

Просторечная лексика и её роль в рассказах.

Авторская позиция.

беседа

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

Пере-сказ по плану.

04.03

49

Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца»

1 час

Обучение чтению и пересказу. Беседа.

Пересказ эпизодов близко к тексту, ответы на вопросы.

Устное рисование картины «Ель и сосна на Блудовом болоте».

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

Рисун-ки к тексту.

09.03

50

Приключения Насти и Митраши. История Травки. Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей.

1 час

Обучение чтение и пересказу.

Словарная работа : названия птиц(глухарь, куропатка ..),

Комментированное чтение.

тестирование

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Вопро-сы, задания

11.03

51

И. М. Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель».

1 час

Урок внеклассного чтения.

Слово о писателе.

Пересказ эпизодов уч-мися, ответы на вопросы, защита иллюстраций

иллюстрация

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

16.03

52

Классное сочинение «Человек и природа в сказке- быль «Кладовая солнца».»

1 час

Урок развития речи.

Коллективное составление плана, словарная работа, беседа

Сочинен.

Умение создавать письменные высказывания в связи с изученным произведением

Допи-сать соч.

18.03

53

Ю. П. Казаков «Оленьи рога».

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Чтение, словарная работа

беседа

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

1 гр: 2-5 воп

2 гр:6-12вопр.

01.04

54

Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Лебедь в зоопарке».

1 час

Рассказ учителя. Беседа.

Выразит. чтение, беседа.

Портрет девочки.

Диспут «что такое труд души?»

А.Еники «Матурлык»

Анализ стих., ответы.

Сравнения, метафоры.

Значение деталей портрета девочки

06.04

55

Стихотворения о войне.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

М.Джалиль Стихи о войне.

1 час

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительно-му чтению.

Выразительное чтение стихов.

Беседа.

Выступление

Умение давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка

Анализ стихотворений.

Выучить стих М. Джалиля «Варварство».

08.04

56-57

А.П. Платонов «Корова»

2часа

Рассказ о писателе.

Автобиография писателя.

Обсуждение произведения. Герой рассказа.

Пересказ,

Срез.

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки

«Юшка»-прочит.

13.04

15.04

58

Е. И. Носов «Белый гусь»

1 час

Обучение чтению.

Беседа

Автобиография писателя.

Обсуждение произведения

беседа

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Уст. отзыв

20.04

59

Н.М.Рубцов . Лирика.

«В горнице», «Ночь на родине»

1 час

Обучение чтению.

Беседа

Беседа: любовь поэта к родине.

Анализ стих-ий.

Повторы и сравнения в стихах

Умение давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка

Выучить слова из песен «В горнице»

22.04

60-61

В.Г. Распутин. «Уроки французского»

2 часа

Обучение чтению.

Беседа

Рассказ на темы: «Детство мальчика»,

«Жизнь мальчика у чужих людей».

Просторечные слова.

Письм работа

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Учительница первая моя-соч.

27.04

29.04


62

Вн.чт. Ю.В. Бондарев «Простите нас!»

1 час

Урок внеклассно-го чтения

Слово о писателе.

Пересказ эпизодов уч-мися, ответы на вопросы, защита иллюстраций

Участие на уроке, пересказ.

доклад

Характеристика и оценка главных героев по их поступкам.

Выставка книг

04.05

63

Зарубежная литература

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

1 час

Рассказ учителя.

Беседа

Чтение и обсуждение

Ответы на вопросы.

Кинофильм.

Письм. работа

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки.

Сопоставление произведения с экранизацией

Викторина.

Уст. отзыв

06.05

64

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1 час

Рассказ учителя.

Беседа

Кинофильм.

Знакомство с произведением, углубление восприятия и оценки. Сопоставление произведения с экранизацией

Выборочный пересказ

11.05

65-66

Дж.Свифт. Жизнь и творчество.

Роман «Путешествие Гулливера»

2часа

Рассказ учителя.

Беседа

Чтение и обсуждение

Ответы на вопросы.

Беседа

Сообщение о писателе

Умение работать с ресурсами Интернета

Уст. отзыв

13.05

18.05

67

Урок-викторина по сказке Э.Т.А.Гофмана: «Щелкунчик и мышиный король»

1 час

Викторина.

Урок контроля

Чтение и обсуждение

Ответы на вопросы.

участие

Восприятие учащимися идейно-художественного содержания произведения

20.05

68

Письменная работа «Мое любимое произведение литературы, изученное в 6 классе»

1 час

Урок

контроля

Сочинение

Умение давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка.

Написать отзыв.

25.05

69

Подготовительная работа к празднику Литературы.

Рекомендация книг на лето

1

Обучение выразительному чтению.

Беседа, подготовка ывопросов


27.05

70

Урок- праздник: «Путешествие по стране «Её величество Литература»»

1 час

Урок развития речи

Урок развития речи

Умение выступать на сцене.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник: Русская литература: Учебная хрестоматия для 6 классов татар. сред. общеобразоват. школы : / Под ред. М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф, 2006 в 2-х частях

1.Агапов И.А. «30 литературных вечеров, конкурсов» изд. «Акварим»,2002

2.Альбеткова Р.И. «Активные формы преподавания литературы» М., «просвещение,2004

3. В.Казыханов «Как проводить уроки нравственности»,Казань «Дом печати» , 2004

4.Методический журнал «Магариф».

5. Оглоблина Н.Н.»Тесты по литературе» 5-11 классы.Москва. «Олимп» «Астрель».ИздательствоАсТ.2004.

6. Т.И.Павлова «Сочинения- рассуждения на ГИА», Ростов- на- Дону, «Легион»,2011.

7.О.М.Реут «Литература. 5-11 классы. Нестандартные уроки», Волгоград издательство «Учитель»,

Электронно- образовательные ресурсы:

МО и Н РФ mon.gov.ru

Примерные программы и государственные стандарты.

mon.ru/work/obr/dok

3 Федеральный центр тестирования: rustest.ru

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



© 2010-2022