Тематическое планирование по литературе по умк Журавлева 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету__ ____Литература_______________________________________

Классы: 11 класс

Учитель___ _Непряхина Ольга Александровна_______________________________________

Количество часов: всего__102____ часа ,

в неделю___3____ час(а)


Тематическое планирование на I-ое полугодие

№ урока

Название темы урока

Типы уроков,

форма занятий

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

Урок объяснения нового материала




Подготовка

по материалам лекции, рефераты


Модуль № 1 "Проза рубежа веков"





2

Поэтический мир И. А. Бунина


Урок объяснения нового материала




Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания


3

Философское осмысление окружающего мира в лирике И. А. Бунина («Крещенская ночь», «Ночь», «Песня», «Одиночество», «Последний шмель»


Урок объяснения нового материала




Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания


4-5

Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Урок объяснения нового материала




Подготовка к семинару. Анализ рассказа по выбору учащегося


6-7

Любовь в прозе Бунина


Семинар



Сообщения о жизни и творчестве А. И. Куприна


8

Жизнь и творчество А. И. Куприна


Урок объяснения нового материала




«Гранатовый браслет» - анализ повести


9

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств .


Комбинированный урок




Письменная работа по материалам урока


10

Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя .Рассказ "Старуха Изергиль"


Урок объяснения нового материала




Пьеса «На дне», чтение и анализ содержания


11

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне»


Комбинированный урок




Сообщения учащихся, анализ текста


12

Спор о правде на страницах пьесы Горького «На дне»


Урок объяснения нового материала




Подготовка к сочинению по творчеству писателей


13-14

Сочинение-рецензия на произведение русской литературы первой половины XX


Урок

развития

речи



Подготовиться к контрольной работе

15

Контрольная работа по модулю 1

Урок проверки знаний





Модуль №2

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА .Символизм , футуризм.






16

Символизм как литературное течение начала ХX века.


Урок объяснения нового материала




Материал лекции, анализ лирики


17

В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества


Комбинированный урок




Сообщения

учащихся

с презентациями ИКТ,

анализ текста

18

Анализ произведения поэтов начала XX в. (Брюсов, Бальмонт, Белый)


Урок развития речи



Письменная работа по материалам урока


19

Личность и художественный мир .А. Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока


Комбинированный урок




Материал лекции, сообщения учащихся


20

Биографическая и философская основа стихов первого тома: «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики


Комбинированный урок




Стихотворение анализировать

21

Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии А. Блока. Р/р. Анализ стихотворения «Незнакомка»


Комбинированный урок




Стихотворение наизусть

22

Лирический герой в лирике А. Блока. Тема Рос-

сии

Комбинированный урок




Стихотворение наизусть

23-24

Поэма «Двенадцать.» Философская проблематика и своеобразие поэтики


Семинар



Письменная работа по материалам урока


25

Систематизация материалов к сочинению


Урок развития речи



Подготовка к сочинению по творчеству поэта


26-27

Сочинение по лирике А. Блока


Урок развития речи



Сообщения учащихся


28

Футуризм. Эгофутуристы, кубофутуристы. Эстетические и формальные эксперименты футуристов .


Комбинированный урок




Подготовиться к контрольной работе

29

Контрольная работа по модулю 2

Урок проверки знаний





Модуль №3 " РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА :Футуризм ,акмеизм.





30

В. В. Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества


Урок систематизации ЗУН




Анализ стихотворений В. Маяковского








31

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Хорошее отношение к лошадям"

Комбинированный урок




Анализ стихотворения, наизусть (по выбору, учащегося)


32-33

В.В.Маяковский поэма «Облако в штанах»


Комбинированный урок




Письменная работа


34

Анализ произведения поэтов начала XX века


Урок развития речи



Письменная работа


35-36

Эволюция творчества С. А. Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта


Комбинированный урок



Эссе «В чем секрет песенной популярности Есенина?»


37

Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»


Урок объяснения нового материала




Крестьянская тема в русской поэзии (обзор)


38-39

Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н. Гумилева. «Капитаны»


Комбинированный урок



Письменный анализ стихотворения (по выбору учащегося)


40

«Заблудившийся трамвай»


Комбинированный урок



Стихотворение наизусть

41-42

Биография и особенности творческого пути А. Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы


Урок объяснения нового материала




Письменный анализ стихотворения (по выбору учащегося)


43

Тема Родины в лирике А. Ахматовой. Гражданские мотивы творчества


Комбинированный урок



Стихотворение наизусть

44

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием»


Урок объяснения нового материала





45-46

Анализ произведения поэтов начала XX в.


Урок развития речи



Письменная работа

Подготовиться к контрольной работе

47

Контрольная работа № 3

Урок проверки знаний




48

Е. И. Замятин «Мы». Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире


Урок объяснения нового материала






Тематическое планирование на II-ое полугодие

№ урока

Название темы урока

Типы уроков,

форма занятий

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически


Модуль № 4 "ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В XX СТОЛЕТИИ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 г."






49

Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 г.


Урок объяснения нового материала




Опрос по материалам лекции, подготовка к семинару


50

А. А. Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе


Семинар



Письменная работа по материалам урока


51

Трагедия Гражданской войны в «Конармии» И. Э. Бабеля


Урок объяснения нового материала



Сообщения учащихся с презентациями ИКТ, анализ текста


52

Б. Пастернак. Лирика («Гамлет», «Зимняя ночь», «Чудо»). Глубина поэтического осмысления


Комбинированный урок



Роман «Доктор Живаго», чтение и анализ


53-54

Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»


Урок объяснения нового материала



Письменная работа по материалам урока


55-56

М. И. Цветаева. Лирика («Вчера еще в глаза глядел...», «Проста моя осанка...», «Поэт - издалека заводит речь...»,


Комбинированный урок



Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)


57

О. Э. Мандельштам, Лирика Жанрово-поэтическое своеобразие

лирики.

Художественное мастерство поэта.

Урок объяснения нового материала



Анализ стихотворения наизусть(по выбору )

Систематизация материалов к сочинению.

58

Сочинение «Поэтические индивидуальности начала XX в.»


Урок развития речи



Сообщения учащихся. Анализ текста («Чужая кровь», «Шибалково семя»)


59

Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова. «Донские рассказы». Мастерство Шолохова-писа-теля. Трагический пафос произведений, глубина реалистических обобщений


Комбинированный урок



Анализ рассказа (по выбору учащегося


60

Художественные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль пейзажа. Психологический параллелизм


Урок объяснения нового материала



Образ Григория Мелехова, анализ избранных глав


61

Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя


Комбинированный урок



Женские образы в романе-эпопее «Тихий Дон», анализ избранных глав


62

Женские образы в романе-эпопее «Тихий Дон»


Семинар



Подготовиться к контрольной работе

63

Контрольная работа №4

Урок проверки знаний







Модуль №5 "Литература 30-ых годов"







64

А. П. Платонов «Котлован. Смысл названия рассказа, своеобразие героя.


Комбинированный урок



Письменная работа по материалам урока


65

Жизнь и творчество М. А. Булгакова.


Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания по роману «Мастер и Маргарита»


66

Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Идейно-художественное своеобразие


Комбинированный урок



Индивидуальные задания (работа в группах)


67

«Ершалаимские» главы. Философско-этическая проблематика романа. Проблема «слова и дела


Комбинированный урок



Индивидуальные задания (работа в группах)


68

Тема искусства

В «МОСКОВСКИХ» главах. Мастерство Булгакова - сатирика

Комбинированный урок



Письменная работа


69

История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные

и преходящие ценности

Комбинированный урок



Подготовка к семинару (работа в группах)


70

Композиционное и жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»


Семинар



Сочинение

71

Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор)


Урок объяснения нового материала



Сообщения с презентациями ИКТ, анализ текста


72

А. Н. Толстой «Русский характер». Патриотизм, смысл названия новеллы


Комбинированный урок



Индивидуальные задания (работа в группах)


73

В. В. Быков Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения

Комбинированный урок



Индивидуальные задания


74

Военная лирика (обзор)


Урок объяснения нового материала



Стихотворение наизусть

75-76

Авторское решение проблемы человека на войне

в произведениях Ю. В. Бондарева «Горячий снег», В. А. Кондратьева «Сашка»


Комбинированный урок



Индивидуальные задания (работа в группах)


77

Развитие литературы в послевоенные годы


Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания (работа в группах)


78

Контрольная работа№5

Урок проверки знаний



Индивидуальные задания



Модуль №6

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ






79-80

Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе


Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания


81

В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»


Урок объяснения нового материала



Письменная работа по материалам урока, индивидуальные задания


82

А. Т. Твардовский - русский поэт и общественный деятель. Страницы жизни и творчества. Поэма «По праву памяти».


Комбинированный урок



Индивидуальные задания


83-84

В. Г. Распутин . Повесть "Прощание с Матерой"


Комбинированный урок



Письменная работа по материалам урока, индивидуальные задания


85-86

В. П. Астафьев «Царь-рыба». Человек и природа. Философская символика произведения


Семинар



Презентации с применением ИКТ. Систематизация материалов к сочинению


87

Реализация традиций и новаторство драматургии А. В. Вампилова. Проблема распада человеческой личности в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»


Комбинированный урок



Письменная работа по материалам урока, индивидуальные задания


88

Рассказы Шукшина

Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания


89-90

Поэзия второй половины XX в. (Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, А. А. Тарковский и др.)


Семинар



Презентации с применением ИКТ. Систематизация материалов к сочинению

91-92

Сочинение-рецензия на произведение русской литературы второй половины 20 века


Урок развития речи



Письменная работа


93

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

.


Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания


94

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо».


Урок объяснения нового материала



Индивидуальные задания


95-96

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».


Урок объяснения нового материала



Презентации с применением ИКТ. Систематизация материалов к сочинению

97-98

Обзор русской литературной жизни конца XX в.


Семинар



Индивидуальные задания


99-100

Контрольная работа №6

Урок проверки знаний




101-102

Резервные уроки






























1. Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России,

программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.)

учебников «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор - В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2006г.), «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Структура курса:

Литература начала ХХ века

Серебряный век русской поэзии.

Литература 20-х годов ХХ века.

Литература 30-х годов ХХ века.

Литература « потерянного поколения».

Литература периода ВОВ.

Литература 50-90-х годов ХХ века.

Из литературы народов России.

Литература конца ХХ- начала ХХI века.

Из зарубежной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


2. Содержание тем учебного курса

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.


Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Зарубежная XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион».

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо».

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.


Требования к уровню подготовки учащихся


Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов - персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа - персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Диагностика уровня ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы:

  1. Тесты (типа ЕГЭ).

  2. Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.

  3. Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.


Произведения для заучивания наизусть

  1. Бунин. «Одиночество».

  2. Брюсов. «Юному поэту».

  3. Гумилёв. «Жираф».

  4. Блок. «Незнакомка», «Россия».

  5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».

  7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».

  8. Мандельштам. «Notre Dame».

  9. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».

  10. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

  11. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».

  12. Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

  13. Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

  14. Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).






© 2010-2022