- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе Правописание корней с чередованием
Урок русского языка в 5 классе Правописание корней с чередованием
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Треногина М.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка по теме "Правописание корней с чередованием". 5-й класс
Треногина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ№1 им. Героя РФ В.П.Брюхова» г. Оса Пермского края
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
-
осуществлять поиск информации (по словарям), анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.
-
работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
-
находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне лаг - лож, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.
-
Оргмомент
Добрый день! Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку.
-
Мотивация
Проверка домашнего задания (словарный диктант).
- Откроем тетради, запишем под диктовку слова, с которыми вы поработали дома:
маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль, излагать
- Взаимопроверка по орфографическому словарю в учебнике.
- Ребята, какое слово вы не смогли отыскать в орфографическом словаре?
(изложение)
-Предположите, к какому правилу мы отнесём данное слово?(…)
III. Этап целеполагания
Постановка проблемы
-Вы затрудняетесь ответить на вопрос? Тогда откройте учебники. Стр. 91.
-Прочитайте название темы и предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке.
(корни с чередованием гласных)
-Попробуйте дать определение слову «чередование» Зафиксируем в черновиках (…)
-А сейчас обратимся к словарю Ожегова, и сравним то, что записали сами с тем, что написано в словарях.
Работаем в группах.
1. Прочитайте слова, написанные на доске:
положение
сложить
предлагать
излагать
- Какую проблему будем решать? (Почему пишутся разные буквы - а или о в корне лаг - лож ? Есть ли правило для таких случаев?)
- Что объединяет данные слова? ( Они однокоренные)
- Назовите корень. ( -лож-,-лаг-.)
- Что вы заметили? (В корнях разные буквы а-о)
2. Посмотрите на слова второго столбика.
положить - положит
сложить - сложит
предлагать - предложит
излагать - изложит
- Прочитайте слова парами.
- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)
- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)
- Тогда сравните две последние пары: предлагать - предложит
излагать - изложит
(разные гласные в корне под ударением и в безударном положении).
- Работает ли здесь проверочное слово? (нет)
- Почему? (это слова с чередованием)
IV. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.
-
Поиск решения
Посмотрите на доску. Перед вами слова: излагать, сложение, слагать, изложить, прилагательное, приложение
Ваша задача: составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.
Излагать изложить
Слагать сложение
Прилагательное приложение
(В1 столбике есть суффикс а, значит корень - лаг- ,
во 2 столбике нет суффикса а, значит, пишем корень- лож-)
-
Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.
- Хотя ваша версия оказалась иной, она тоже верна.
- Графически обозначьте условия выбора орфограммы.
3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:
- По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а-о в корне лаг - лож»? (По безударному положению гласного.)
- Назовите условия выбора букв а-о в корне лаг - лож. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)
V. Развитие правописных умений.
1. Выполним упражнение 122 по следующему алгоритму:
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [г/ж].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.
5) Подчеркнуть орфограмму - букву о или а.
- В каких словах этой орфограммы нет? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный. К этим словам нельзя применить правило, несмотря на то, что в них тоже есть сочетания лож, лаг ).
2. -Выполним упражнение 123
-При выполнении упражнения мы с вами будем совершенствовать навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях лаг,лож; на основе заданий и полученной информации у вас сформируется навык культуры речи - употреблять слова с корнем лаг, лож только с приставками.
-Работу будем выполнять в группах с самостоятельным подбором слов и выводами.
Создаём продукт: от группы необходимо подготовить выступление-сообщение.
Слушаем выступление групп.
VI. Работа с сигнальными карточками
Карточки а,о
Упражнение 125, стр.92
-Читаем текст по цепочке,
- Находим слово с изученной на уроке орфограммой и поднимаем сигнальную карточку.
Подводим итог работы. Кто ни разу не ошибся, работая с сигнальными карточками? Молодцы. Вы хорошо усвоили правило.
VII. Домашнее задание. Итог урока.
1. Составить опору к тексту правила.
2. По выбору упр. 123. или упр.126
а) - Назовите ключевые слова урока.
(Корень
Чередование гласных звуков
Орфограмма-буква гласного
Условия выбора орфограмм)
-Сравните со словами в учебнике в конце темы. Стр. 93
- Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?
VIII.Рефлексия.
- Что удалось на уроке, было самым интересным?
- Какие трудности встретились?
- Что помешало при выполнении задания?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Урок окончен.
4