Урок русского языка в 5 классе Правописание корней с чередованием

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме "Правописание корней с чередованием". 5-й класс

Треногина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ№1 им. Героя РФ В.П.Брюхова» г. Оса Пермского края

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

  1. осуществлять поиск информации (по словарям), анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, составлять алгоритм и действовать по нему.

  2. работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.

  3. находить слова с буквами чередующихся гласных а-о в корне ­лаг­ - ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

  1. Оргмомент

Добрый день! Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку.

  1. Мотивация

Проверка домашнего задания (словарный диктант).

- Откроем тетради, запишем под диктовку слова, с которыми вы поработали дома:

маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, терраса, оптимизм, пессимизм, обоняние, экипаж, метафора, вестибюль, излагать

- Взаимопроверка по орфографическому словарю в учебнике.

- Ребята, какое слово вы не смогли отыскать в орфографическом словаре?

(изложение)

-Предположите, к какому правилу мы отнесём данное слово?(…)

III. Этап целеполагания

Постановка проблемы

-Вы затрудняетесь ответить на вопрос? Тогда откройте учебники. Стр. 91.

-Прочитайте название темы и предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке.

(корни с чередованием гласных)

-Попробуйте дать определение слову «чередование» Зафиксируем в черновиках (…)

-А сейчас обратимся к словарю Ожегова, и сравним то, что записали сами с тем, что написано в словарях.

Работаем в группах.

1. Прочитайте слова, написанные на доске:

положение

сложить

предлагать

излагать

- Какую проблему будем решать? (Почему пишутся разные буквы - а или о в корне ­лаг­ - ­лож­ ? Есть ли правило для таких случаев?)

- Что объединяет данные слова? ( Они однокоренные)

- Назовите корень. ( -лож-,-лаг-.)

- Что вы заметили? (В корнях разные буквы а-о)

2. Посмотрите на слова второго столбика.

положить - положит

сложить - сложит

предлагать - предложит

излагать - изложит

- Прочитайте слова парами.

- Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.)

- Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

- Тогда сравните две последние пары: предлагать - предложит

излагать - изложит

(разные гласные в корне под ударением и в безударном положении).

- Работает ли здесь проверочное слово? (нет)

- Почему? (это слова с чередованием)

IV. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.

  1. Поиск решения

Посмотрите на доску. Перед вами слова: излагать, сложение, слагать, изложить, прилагательное, приложение

Ваша задача: составить план действий: сначала сгруппировать, определив основание группировки, затем выдвинуть гипотезу и проверить её, сделав необходимые графические обозначения.

Излагать изложить

Слагать сложение

Прилагательное приложение

1 столбике есть суффикс а, значит корень - лаг- ,

во 2 столбике нет суффикса а, значит, пишем корень- лож-)

  1. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

- Хотя ваша версия оказалась иной, она тоже верна.

- Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

- По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а-о в корне ­лаг­ - ­лож­»? (По безударному положению гласного.)

- Назовите условия выбора букв а-о в корне ­лаг­ - ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

V. Развитие правописных умений.

1. Выполним упражнение 122 по следующему алгоритму:

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [г/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму - букву о или а.

- В каких словах этой орфограммы нет? (Ложный, предлог, сложный, ложь, влага, благородный. К этим словам нельзя применить правило, несмотря на то, что в них тоже есть сочетания лож, лаг ).

2. -Выполним упражнение 123

-При выполнении упражнения мы с вами будем совершенствовать навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­,лож; на основе заданий и полученной информации у вас сформируется навык культуры речи - употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

-Работу будем выполнять в группах с самостоятельным подбором слов и выводами.

Создаём продукт: от группы необходимо подготовить выступление­-сообщение.

Слушаем выступление групп.

VI. Работа с сигнальными карточками

Карточки а,о

Упражнение 125, стр.92

-Читаем текст по цепочке,

- Находим слово с изученной на уроке орфограммой и поднимаем сигнальную карточку.

Подводим итог работы. Кто ни разу не ошибся, работая с сигнальными карточками? Молодцы. Вы хорошо усвоили правило.

VII. Домашнее задание. Итог урока.

1. Составить опору к тексту правила.

2. По выбору упр. 123. или упр.126

а) - Назовите ключевые слова урока.

(Корень

Чередование гласных звуков

Орфограмма-буква гласного

Условия выбора орфограмм)

-Сравните со словами в учебнике в конце темы. Стр. 93

- Что вы бы добавили к приведённым в учебнике словам?

VIII.Рефлексия.

- Что удалось на уроке, было самым интересным?

- Какие трудности встретились?

- Что помешало при выполнении задания?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Урок окончен.




4


© 2010-2022