Урок обучения написанию изложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изложение играет важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

Главная цель изложения- обучение речи. Этим определяется особая методика работы над изложением.

Готовя класс к изложению (сочинению), я выбираю следующие приемы, которые помогают мне успешно решать поставленные задачи.

  1. Вступительная беседа.

  2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

  3. Беседа по содержанию текста.

  4. Анализ структуры текста.

  5. Составление плана.

  6. Собственно написание изложения.

В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление. Изложение является переходной формой работы при обучении сочинению.

На уроках я использую разные виды обучающих изложений.

  • по цели проведения (обучающие, контрольные)

  • по характеру текстового материала (повествование, описание, рассуждение)

  • по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)

  • по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные)

  • по характеру содержания текста

  • по объему текста

  • изложения с использованием наглядных пособий

Каждому виду изложений принадлежит особое место в общей

системе работы по формированию коммуникативных навыков учащихся.

Определяя последовательность проведения изложения, выделяем, какие новые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера

воспроизведения)

Изложения с теми или иными целями используются на всех уроках.

Готовя класс к изложению, я выбираю следующие приемы, которые помогают мне решать задачу развития речи.

  1. Вступительная беседа. Здесь особое место занимает работа со значениями отдельных слов с использованием различных типов словарей.

  2. Приемы работы, направленные на восприятие текста: чтение текста учителем, чтение текста про себя, паралельное прослушивание текста и чтение про себя. При этом важно, что бы была дана установка на активное восприятие содержания.

  3. Беседа по содержанию текста. Задача беседы- помочь глубже понять тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

  4. Анализ структуры текста. Назначение этого приема- показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство.

  5. Составление плана. Это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.

  6. Устный пересказ текста. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Особое значение я придаю отбору текстов.

Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств, а также удовлетворять общедидактическим требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность). Также я стараюсь учитывать и то, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или изученный ранее програмный материал по русскому языку, что позволяет делать уроки обучающего изложения естественным продолжением уроков русского языка.

В организации работы над изложением я выделяю несколько этапов в своей деятельности и деятельности учащихся.

Учитель. 1. Подготавливает учеников к созданию текстов на основе данных.

  1. Проверяет и оценивает созданные тексты.

  2. Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в

классе.

Ученики. 1. Готовятся к письменному воспроизведению текста.

  1. Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.

  2. Совершенствуют написанное.

Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке включает следующие этапы.

  1. Сообщение цели изложения.

  2. Подготовка к восприятию текста.

  3. Восприятие текста

  4. Анализ текста (содержательный, структурный, смысловой).

  5. Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

  6. Самоконтроль.

При подготовке к написанию элементов сочинения я использую серию специально подобранных вопросов, которые позволяют учащимся глубже раскрыть тему, (например. - определите тип текста; - найдите в тексте рассуждения, тезис, аргумент, примеры и т.п.)

Обязательно после проверки и оценки изложений провожу урок анализа работ, на котором решаю три основные задачи.

  1. Развивать речевое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста.

  2. Формировать умение совершенствовать написанное, улучшать свой текст.

  3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.

© 2010-2022