ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Проблема воспитания и обучения одаренных детей обусловлена необходимостью сохранения и развития интеллектуального потенциала нашего государства. Эта проблема широко обсуждается в школах, в научно-педагогической литературе. Все дело в том, что проблема сводится к особенностям работы с одаренными детьми. Эти особенности в настоящее время становятся все более актуальными, так как общество нуждается в неординарной творческой личности. Нашей системой образования выявлено, что обучение и воспитание од...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Д О К Л А Д

на тему:

«Опыт работы с одаренными детьми в

условиях полилингвального образования»

Выполнила: Ишаулова С.А.

Проверила: Куспаева Р.Б.



AКТОБЕ 2013

Проблема воспитания и обучения одаренных детей обусловлена необходимостью сохранения и развития интеллектуального потенциала нашего государства. Эта проблема широко обсуждается в школах, в научно-педагогической литературе. Все дело в том, что проблема сводится к особенностям работы с одаренными детьми. Эти особенности в настоящее время становятся все более актуальными, так как общество нуждается в неординарной творческой личности. Нашей системой образования выявлено, что обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Но как быть обыкновенной средней школе? Ведь на самом деле это средняя школа делает все по выявлению талантливых детей. Так с какими же проблемами сталкивается простой учитель? Это:

  • Недостаточный уровень подготовки педагогов в работе с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении;

  • Непонимание педагогом творческого мышления одаренных детей;

  • Нетерпимое отношение одаренных детей к окружающим (одноклассникам и учителю).

Чтобы преодолеть эти и подобные проблемы педагог должен быть готов к решению таких аспектов:

1. Сформировать свою профессионально-личностную позицию (суметь адаптировать свое отношение и преподавание предмета с одаренными детьми, так как именно одаренные дети вольно или невольно могут создавать нестандартные ситуации).

2. Повышать свой профессиональный уровень.

3. Создать систему консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования навыков самопознания, самоконтроля, саморазвития учителя.

4. Создание психолого-педагогических условий (программ для работы с одаренными детьми - факультативных, литературно-художественных и т.д.).

5. Разработки уроков с учетом работы с одаренными детьми и многое другое.

Чтобы решить все это, нужно сделать упор на развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, создание специфических условий для формирования творческой личности с учетом ее способностей. В этой работе нужно решать такие задачи:

  • развитие природных, интеллектуальных способностей учащегося;

  • выявление и развитие их специальных творческих способностей;

  • развитие устойчивой мотивации к развитию к развитию и самообразованию;

  • формирование мировоззрения на основе глубоких и всесторонних знаний основных наук;

  • обучение научно-исследовательской деятельности как к формированию внутренней потребности личности к самосовершенствованию;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности.

И здесь нужна работа не только на уроках, но и через формы внеклассной деятельности. Для такой работы учителей русского языка и литературы есть прекрасное поле деятельности. Учитель может создать разные условия для достижения новой цели. На уроках русского языка развивается память, мышление, речевые способности, самостоятельность. На уроках литературы развиваются эти же качества плюс нравственность, ответственность, умение организовывать и сотрудничать.

Особое значение уделяется индивидуальным планам работы с одаренными детьми, учитывается при этом не только индивидуальные, познавательные особенности ребенка, но и физиологические.

Познавательный этап (5-7 классы)

-активное использование нестандартных видов обучения (круглый стол, диспут и.т.д )

-привлечение ребят к участию во внекласных, внутришкольных мероприятиях

-выявить психолого-творческие способности ребят и развить их по предметной одаренности.

Развивающий этап (8-9 классы)

-развитие творческих способностей;

-развитие монологической речи;

-формирование навыков самостоятельности;

-формирование умении письменно выражать свои мысли;

-формировать навыки работы над рефератами, докладами, научными проектами (для одаренных детей).

Научно-исследовательский этап:

-направить деятельность учащихся, имеющих склонность к научно-исследовательской работы

-создать группу олимпийского резерва.

Не легко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам или советы по воспитанию «олимпийца». Для каждого педагога и его учеников это сугубо индивидуально. Важно поддержать интерес к предмету. И опять на первое место выходят наши ежедневные уроки. И если учитель каждый урок делает интересным, проблемным, заранее создавая «ситуацию успеха» для учеников, он приобретает группу учащихся, куда входят не только одаренные, но и желающие работать ребята. Он обречен в решении задач на успех. Ребят с языковым чутьем он готовит к олимпиаде, остальных можно приобщить к научно-исследовательской деятельности, т.е. работе по научным проектам.

Одной из составных частей работы с одаренными детьми является комплексный анализ текста. Главное обучать не только языку, но и речи.

Этот процесс слияния предусматривает формирование умении полноценного обучения.

Что такое комплексный анализ текста? Цель этого анализа является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературного произведения» а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия ».Цель учителя- воспитание талантливого читателя, глубоко чувстующего язык и умеющего его применить в устной и письменной речи по закону искусства трех «о»:

1. Обворожить писателем.

2. Очаровать книгой.

3.Окрылить героем.

Этой работе можно учить с 5 класса (в группах и по парам), составляя программу комплексной работы, составляющую из разделов. На этом этапе вы формируете не только знание по предмету, но и развиваете монологическую речь, умения и навыки дискутировать, отстаивать свою точку зрения, выслушивать, самостоятельно работать и.т.д. Здесь ребенок проявляет свои способности, он развивает приобретенные. Он психологически учится быть и лидером (когда происходит дача материала для подготовки) консультантом, ассистентом, координатором. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникотивная задача: прочитать текст, проанализировать и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Заканчивать такие анализы можно написанием сочинения- эссе (рефератов, докладов более сильными учащимися) или творческими работами в группе или индивидуально.

Еще одна из форм работы-тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуальной работы с одаренными детьми.Эта форма решает четыре проблемы:

1.Ускорение (нуждающимся в этом ребятам)

2.Углубление (на раличных уровнях)

3.Обогащение (всем по потребностям)

4.Проблематизация (стимулирует каждого по личностному развитию)

(Тьютор) переводится с английского языка означает (домашнии учитель, наставник).

Основные функции тьютора:

-диагностика состояния и процесса обучения;

-коррекция деятельности и обучающихся;

-мотивация в обучении;

-управление своей деятельности;

-контроль выполнения заданий;

-рефлексия деятельности.





© 2010-2022