Урок музыки и литературы в 5 классе Музыка звучит в баснях

Цели: ·        продолжить изучение темы по литературе « Басни И.А.Крылова» и тему по музыке "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"; ·        показать, что музыка часто звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях; ·        через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока по литературе и музыке в увлекательной и доступной форме. Задачи: ·        направить обучающихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в баснях; ·        развивать образное во...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузнецова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района

Брюханова Наталья Аркадьевна,учитель музыки МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района


«Музыка звучит в баснях» (конспект бинарного урока по литературе и музыке в 5 классе)


"Музыка звучит в баснях".

(урок литературы и музыки в 5 классе с использованием ИКТ)


Цели:

  • продолжить изучение темы по литературе « Басни И.А.Крылова» и тему по музыке "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки";

  • показать, что музыка часто звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях;

  • через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока по литературе и музыке в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • направить обучающихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в баснях;

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;развивать читательскую компетенцию.

  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Методы:

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

  • частично-поисковый

  • репродуктивный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • метод эмоциональной драматургии

  • создание нравственных переживаний

  • ситуация занимательности

  • прием сопоставления

  • сравнение, анализ, обобщение

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

по назначению и дидактическим задачам

  • приобретение знаний

  • формирование умений и навыков

  • применение знаний

  • повторение

методы педагогики искусства:

  • побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Форма обучения: фронтальная.

Литературный материал: басни И.А.Крылова

Музыкальный материал:

  1. А.Ермолов. «Добрые сказки» - слушание (фрагмент)

  2. В. Шаинский. "В мире много сказок" - исполнение

  3. И.Крылов. «Квартет» - слушание

  4. Йозеф Гайдн. Квартет ля мажор. Opus 2 №1. Часть 1. Allegro - слушание 2

  5. раза

  6. А.Ермолов. «Всё ещё впереди» - исполнение

Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD - записи.

Ход урока

Оргмомент.

Со звонком дети входят в класс под музыку А.Ермолова «Добрые сказки»

Учитель: На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

Дети: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" (слайд № 1)

Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем( кроссворд) (слайд № 2)

(1 -стих, 2- сказка, 3 - басня, 4 - рассказ, 5 - повесть, 6 - роман ,7 - миф, 8 - легенда)

Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(На фоне звучания песни В.Шаинского "В мире много сказок" появляется (слайд № 3), на котором содержится припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Исполнение песни «В мире много сказок» В.Шаинского

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки? Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 4 - 6). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок ("Соловей" Г.Х. Андерсен, "Садко" сказка-былина, "Золушка" Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

Изучение нового материала.

Учитель: Музыка "звучит" не только в сказках народов мира. Она «звучит» и в баснях.

Дайте определение «басня».

Из каких частей состоит басня?

Слайд №7. «Музыка звучит в баснях» (запись темы урока в тетрадях)

Слайд №8, портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням И.А.Крылова.

Назовите басни И.А.Крылова, в которых звучит музыка.

Дети: «Осел и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет» и др.

Учитель:

Послушайте басню И.А.Крылова и попробуйте догадаться, что для музыканта самое главное.

Просмотр клипа «Квартет», читает А.Папанов

Учитель: Так что же самое главное?

Дети: Умение.

Учитель: Верно, а еще терпение, внимательность и трудолюбие. Почему у зверей ничего не получилось?

Дети: Потому что они спешили и ссорились между собой, потому, что они решили, будто смогут играть сразу, а учиться не обязательно.

Учитель: Действительно, чтобы приобрести это самое «умение», надо долго и упорно учиться, не опускать руки, если что-то не получается. Какова мораль данной басни? Зачитайте строки, в которых содержится мораль басни. А как называлась басня?

Дети: «Квартет»

Учитель: Что же это за странное слово? Давайте посчитаем, сколько было зверей.

Дети: Мартышка - раз, осёл - два, козёл - три, медведь - четыре.

Учитель: Правильно, четыре. Попробуйте сами объяснить, что такое квартет.

Дети: Это когда играют вчетвером.

Запись в тетради определения «квартета» (Слайд №9)

Слайд №10-12. Различные квартеты

Учитель: Как вы думаете, имел ли Иван Андреевич Крылов какое- нибудь отношение к музыке?

Действительно, И.А.Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете.

Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Давайте послушаем, как звучит квартет.

(Видеофрагмент квартета. Иозеф Гайдн. Квартет ля мажор. Opus 2 №1)

Учитель: Посмотрите как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнители друг друга хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и начинают играть. Первая и вторая скрипки ведут мелодию, альт её украшает, а виолончель - это опора, фундамент всего квартета. Если мы прослушаем произведение целиком, то услышим, что у каждого инструмента своя партия, каждый немножко «побыл главным», но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная, слаженная и очень красивая музыка.

Учитель:Сейчас хотелось бы прослушать басню Крылова «Квартет» в вашем исполнении (чтение по ролям, театрализация).

Каждый из вас, ребята, мастерски сыграл свою роль. Вы все ещё раз убедились насколько важно прислушиваться дрг к другу, действовать сообща.

Итог урока.

Учитель: Давайте в заключении урока разгадаем кроссворд:

Большой певческий коллектив (хор)

Ансамбль из четырех исполнителей (квартет)

Автор песни «Все ещё впереди» (Ермолов)

Автор басни «Квартет» (Крылов)

Заключение.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Как понимаете значение слова «квартет»?

Сколько участников входит в состав квартета?

Как нужно играть, чтобы получилась красивая музыка?

Появились ли бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Домашнее задание.

Выразительное чтение басни И.А. Крылова






















5


© 2010-2022