Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку


Серебренникова Таисия Григорьевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ №26, г. Екатеринбург



В последнее время в обучении русскому языку происходит резкий скачок от традиционного подхода к инновационному обучению.

Одним из характерных признаков современных методов обучения -является личностно -ориентированное обучение, где творчество ученика занимает центральное место. Именно творческие задания позволяют по-новому организовать работу по решению одной из основных целей обучения учащегося коммуникативной компетенции.

Я хочу поделиться опытом работы по развитию творческих способностей обучающихся как на уроках, так и во время внеклассной деятельности. Следует отметить, что современные средства обучения, которые я использую в своей работе, содержат все необходимые методы для развития творческой активности обучающихся, а принципы обучения предполагают

проблемную организацию обучения, связь с жизненной практикой, опору на логическое и образное мышление, организацию творческой групповой и индивидуальной деятельности, преодоления барьеров в учении (болезнь, ошибки и неудачи, стеснение и т.д.), переживание чувства успеха. Такой подход позволяет использовать при обучении наряду с традиционными более эффективные приёмы по развитию коммуникативной компетентности, а именно:

  • проектные приёмы

  • коммуникативные приёмы, включающие проблемные задания, ролевые игры, интервью, дискуссии, споры, полемику, свободные беседы.

  • продуктивные формы письменной речи:

а) написание письма, в том числе электронного сообщения;

б) статьи в газету, журнал;

в) написание сочинения, отзыв о книге;

г) описание картины;

д) оформление рекламы.

Проектные задания - форма обучения, которая служит не только средством мониторинга обученности, но и средством развития самостоятельной работы обучающихся, позволяет в игре проявиться творческим и интеллектуальным способностям учащихся.

Например, при описании игрушки и её презентации учитываю индивидуальные способности учащихся. Дети с вербально - лингвистическим интеллектом придумывают рассказ, сценку, или сказку, учащиеся с музыкально- ритмическими способностями - песню, рифмовку или танец, а учащиеся с моторно-двигательной направленностью игру или изображают пантомиму.

Во время проведения месячника по русскому языку одни дети с удовольствием показывают другим своё творчество: сценки, песни, инсценирование сказок, стихи собственного сочинения.

Коммуникативные приемы для развития речевых умений включают:

а) шарады, головоломки, составление предложений из слов, игры с угадыванием;

б) интервью, как импровизированная неподготовленная речь;

в) составление рассказа, развивающие беглость речи, умение раскрыть тему;

г) ролевые игры;

д) дискуссии.

Например, при работе над темой «Природа родного края и проблемы окружающей среды» учащиеся получают индивидуальные задания: написать небольшой очерк о проблемах экологии в своём городе, оформить газету или объявление - призыв.

Благоприятные условия для развития личности возникают при вовлечении учащихся во внеурочную деятельность по предмету, факультативы, кружки, проведение праздников, конкурсов, игр, викторин. Например, при праздновании дня Святого Валентина мы проводим различные конкурсы: конкурс на лучшее поздравление - открытку, стиха о любви, иллюстрацию к стихам о влюбленных.

Большое внимание во внеклассной деятельности я уделяю работе с краеведческим материалом - пословицами, фразеологизмами, текстами песен и др. Творчество учащихся проявляется в том, что изучая, например пословицы, подбираем к ним эквиваленты из других языков, или иллюстрируем содержание в рисунках, придумываем рассказы с синонимами и антонимами, пословицами и фразеологизмам и.

Таким образом, использование в работе таких приемов, обеспечивает всестороннее развитие личности, происходит пересмотр режима обучения. От дозированного обучения, которое приучает школьников усваивать только заданный объем, и приводит к потере значительных резервов их познавательной деятельности, происходит переход к интенсивному режиму обучения, когда каждый усваивает тот материал, который соответствует его индивидуальным потребностям, интересам и способностям.

Современная модель обучения все больше становиться личностной, а русский язык - средством общения, имеющим больше возможности для развития личности, отвечающим жизненным запросам и ориентациям обучающегося.

Особую роль в работе с одаренными детьми играет развитие самостоятельной деятельности. По опыту знаю, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой степени для всех учащихся. Необходимо строить так урок, чтобы предъявлялись достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, и в то же время менее подготовленные ученики успешно овладевали знаниями. Поэтому в своей работе с одаренными детьми я использую дифференцированные задания. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

  1. составление текстов диктантов;

  2. составление карточек-заданий по изученному материалу;

  3. составление обобщающих таблиц для работы на уроке;

  4. сочинение лингвистических сказок-миниатюр;

  5. работа с дополнительной литературой;

  6. проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

  7. выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;

  8. проведение учащимися фрагментов урока.

При изучении нового материала сильные ученики путём самостоятельного исследования могут составить опорную таблицу или алгоритм. При закреплении материала могут предлагаться разные виды работ, которые могут усложняться. Например, для одаренных детей составление связных текстов на определенную тему, а для менее подготовленных - составление предложений на эту же тему. Для сильных учащихся тему лучше формулировать нестандартно, чтобы она отражала проблему. Задания усложняются постепенно, при этом необходимо давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявил интерес - значит готов к самостоятельной поисковой деятельности.

Особую роль в формировании самостоятельности играет работа в группах. Здесь формируются коммуникативные навыки, проявляются лидерские качества, так как сильные ученики направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, помогают каждому, кто работает с ними в группе.



© 2010-2022