Исследовательская работа Призвание, ставшее судьбой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Бичкн Торскм»

Номинация «Земляки»

Призвание, ставшее судьбой

( Педагогическая династия Петькиевых)

Подготовил:

Шуркчиев Баир Юрьевич, учащийся 9 класса

МКОУ «Харбинская средняя

общеобразовательная школа »

Адрес: 359315, РК Юстинский район, п. Харба, 23

Дом. адрес: 359315, РК Юстинский р-н, п. Харба

ул. Коммунистическая, 3

контактный телефон: 89615488340

e-mail: [email protected]

Руководитель:

Кикеева Александра Хулгнаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Харбинская средняя

общеобразовательная школа»

Адрес ОУ: 359315, РК Юстинский р-н, п. Харба

ул. Т.Хахлыновой, 23

контактный телефон: 89275974152

e-mail: [email protected]

Харба, 2015

Оглавление

Введение.

Педагогическая династия Петькиевых:

  • Основоположник династии - Петькиев Церен Петькиевич

  • Учитель, фронтовик, руководитель - Петькиев Бова Церенович

  • Жена, коллега - Дулахн Натыровна Петькиева

  • Третье поколение педагогов - Клара Боваевна Петькиева

Заключение.

Использованная литература

Приложение











  1. Введение.

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нем.

Мы славу труда своих предков

Достойно сквозь годы пронесем.

Потомственный врач, учитель…

Как славно и гордо звучит!

И в русле семейного счастья

Наш дух единенья кипит.

Так пусть же растут, процветают

На благо любимой страны,

Ведь трудовые династии,

Бесспорно, нужны и важны.

Когда мне предложили принять участие в конкурсе исследовательских работ "Бичкн Торскн", я выбрал номинацию "Земляки". Потому что сразу вспомнился рассказ моей бабушки, Намджл Картаевны, о педагогической династии Петькиевых. Бабушка моя много лет проработала техничкой Харбинской средней школы. Она знала родоначальника династии Петькиева Церена Петькиевича, работала под руководством Бовы Цереновича Петькиева, когда он был директором нашей школы. Хорошо знала Дулахн Натыровну Петькиеву, которая вместе с мужем стояла у истоков становления Харбинской школы, тогда 8-летней школы - интернат. На глазах моей бабушки начинала свою педагогическую деятельность их дочь, Клара Боваевна.

Так объектом исследования стала семья учителей Петькиевых, проработавших в Харбинской средней школе с 1960 по 1986 годы. Исследование актуально, так как рассматривает историю семьи учителей, которые внесли весомый вклад в дело образования и просвещения нашей республики. О таких людях говорят: «Врач лечит тело, учитель лечит душу».

Немногие осознают сегодня значимость и необходимость изучения истории своего народа. Каждому человеку надо знать историю своего села, своей малой родины. Изучая историю родного края, знакомясь с историей жизни своих земляков, мы учимся быть гражданами великой России, быть достойными своих предков.

Проблема: малоизученность истории школы п. Харба

  1. На основе имеющейся проблемы возникла цель исследования: выяснить историю педагогической династии Петькиевых, проработавших в данной школе 26 лет.

  2. Поставили задачи для её достижения:

  1. Продолжить изучение истории Харбинской школы

  2. Систематизировать собранный материал и сделать правильные выводы

  3. Сохранить память и донести до современников значимость работы

    1. По степени изученности проблемы и в результате проведенного анкетирования установили: большинство опрошенных учеников незнакомы с историей семьи Петькиевых.

Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история семьи учителей, которые работали в нашей школе и учили их родителей.

    1. Методы исследования:

  • Поисковый - создание накопительной базы

  • Исторический анализ - соотнесение опыта прошлого с современностью

  • Интервьюирование - опрос респондентов

  • Анализ, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов

    1. Источники

- книги приказов по школе

- воспоминания учителей и бывших выпускников

- документы, фотографии из семейного архива Петькиевой Клары Боваевны

- воспоминания старожилов п. Харба

Научная новизна состоит в том, что на протяжении последних лет это вторая работа по изучению истории нашей школы. В 2013 году ученик 9 класса Ангариков Владислав написал работу «История нашей школы» и успешно выступил с ней на республиканской конференции «Бичкн Торскм». Достоверность информации обеспечивается тем, что используются подлинники документов и автобиографические записи членов семьи Петькиевых, воспоминания учеников старейшего учителя Калмыкии Церена Петькиевича Петькиева.

  1. История педагогической династии Петькиевых.

  1. Из истории просвещения Калмыкии

В середине XIX века в Калмыкии начали открываться улусные начальные школы. В 70 - 80-ые годах XIX века по инициативе национальной интеллигенции начали стихийно создаваться народные школы, содержащиеся на средства калмыцкой общественности. Сеть начальных школ в улусах расширялась очень медленно и с большими трудностями. До Октябрьской революции 1917 года в калмыцких улусах было всего 57 начальных школ, в них обучалось около 1400 учащихся, что составляло всего 1 процент населения. Весьма показателен и случай со школой, где предстояло работать Петькиеву. Жители Калмыцкого Базара решили открыть начальную школу. Калмбазаринцы, несмотря на крайнюю бедность, с радостью отдавали последние гроши, и 21 августа 1896 года попечитель посёлка сообщил в Калмыцкое управление о том, что калмыки собрали 280 рублей. Но несмотря на добровольный сбор средств, Главное управление в течение десяти лет (до 1906 года) не давало разрешения на открытие школы в поселке. «Первым учителем и организатором этой школы был Церен Петькиев, окончивший 1905 году Астраханское реальное училище», - писал протоерей И.Савинский.

  1. Основоположник династии - Петькиев Церен Петькиевич

Вклад этой семейной династии учителей в развитие образования нашей степной республики несомненен. Их общий семейный стаж составляет более 150 лет. Основателем династии является Петькиев Церен Петькиевич, заслуженный учитель РСФСР "Калмыцкий АССР". Он родился в хотоне Аршань - Зельмень Шебенеровского аймака Малодербетовского улуса 17 августа 1877 года (приложение №1). В 12 лет поступил на первое отделение улусной школы, где проучился до среднего отделения, затем окончил учебу в Астраханском пансионе. В 1905 году окончил Астраханское реальное училище, о чем свидетельствуют Аттестат, выданный Петькиеву Церену Петькиевичу 2 июня 1905 года (приложение №3). Осенью 1906 года он получил назначение во вновь открывшуюся одноклассную школу в Калмыцком базаре. Обучение велось на родном языке. Главная трудность работы в этих школах была обусловлена тяжелыми материальными условиями : не хватало зданий, учебников, пособий.

Петькиев Церен Петькиевич принадлежит к тому поколению людей, которые стояли у истоков народного образования Республики Калмыкия, некогда одной из самых отсталых окраин царской России. «Первые его питомцы приходили в класс непричёсанными, неумытыми. Из-под парт торчали босые ноги. Учитель как мог приводил ребят в порядок и начинал учить азам грамоты. Учил не только грамоте, но добру, справедливости, ибо девизом его педагогической деятельности были некрасовские строки: «…Сейте разумное, доброе, вечное», - так пишет о народном учителе Очир Джогаевна Мукаева в своей книге «Жизнь - служение народу».

Учительствуя, Церен Петькиевич вел большую общественную работу: был членом комитета профсоюза работников просвещения, участником кампаний по переписи населения и ликвидации безграмотности. На каждом этапе развития культурно - просветительской работы в калмыцкой степи учитель Петькиев не жалел сил и энергии, вносил в нее свой вклад. Гражданская война, разруха и голод тяжело отразились на постановке школьного дела, остро ощущалась нехватка учителей, отсутствие какой - либо материальной базы. Одна из первых учениц Петькиева Н.Г. Алексеева вспоминает: «Шел 1921 год, не хватало топлива, не было продуктов питания. Мы, голодные и раздетые, пошли в школу, и нашим первым учителем был Петькиев. Мы нашли в нем не только прекрасного педагога, наставника, открывшего нам глаза на мир, но и замечательного друг. Он нас не только учил, но и помогал жить, доставал продукты питания и одежду». Доцент кафедры калмыцкого языка и литературы КГУ в 1977 году У.У.Очиров рассказывал: «Начиная с 1925 года я учился у преподавателя калмыцкого языка Петькиева … Пожалуй, самыми привлекательными его чертами были простота, задушевность … Учитель всегда находил интереснейшие материалы, самые яркие образцы устного народного творчества, привлекал самим им выполненные переводы произведений русских классиков». В 1931 году в Нижне - Волжском краевом издательстве вышел научный труд Ц.П. Петькиева «Русско-калмыцкий словарь», ставший ценным пособием для учителей - словесников.

Полувековая педагогическая и общественная деятельность учителя Петькиева Церена Петькиевича высоко оценена правительством: он был награжден орденом "Знак Почета" и удостоен звания заслуженного учителя школы РСФСР и Калмыцкий АССР. Радостно сознавать, что его многочисленные воспитанники продолжили дело, начатое им. Среди них Уташ Улазганович Очиров, доктор исторических наук, преподаватель КГУ Михаил Петрович Иванов, писатель - осноположник калмыцкого театра Баатр Басаногов , поэт - песенник Бадма Буханков , композитор С.Г. Дорджин. Заслуженные учителя Калмыцкой АССР M. Беджиева, С. Бакаева, Н. Алексеева, Т. Тюрбеев, Э. Насунов, П. Гагаева и другие в период учебы в педтехникуме проходили практику на уроках Церена Петькиевича. Это им передал эстафету Церен Петькиевич Петькиев. Опытнейшие педагоги работали в школах, сейчас они на заслуженном отдыхе. Они, в свою очередь, передали эстафету воспитания детей новому поколению.

Педагог, общественный деятель, он внес огромный вклад в разработку системы народного образования в дореволюционное время и после установления советской власти в Калмыкии. Скульптор Никита Санджиев, бывший воспитанник Ц.П.Петькиева, создал бюст своего любимого учителя, установленный в республиканском музее.

Перефразируя слова бывшего ученика Гола Беглеева, можно сказать:

Мы говорим -

Спасибо за науку,

Так многим в жизни

Мы обязаны вам.

И детям всем своим

И малым внукам

Мы солнце ваших

Знаний передадим.

Жива в народе память о скромных учителях династии Петькиевых, беззаветно служивших своему благородному делу. Песня, посвященная народному учителю, свидетельство тому, как любили и ценили Петькиева Церена Петькиевича (приложение №7). Он прожил долгую и яркую жизнь. Умер в 1967 году и п. Харба Юстинского района. Похоронен в п. Приволжский (бывший Калмыцкий Базар).

  1. Учитель, фронтовик, руководитель - Петькиев Бова Цереноич.

Служение делу образования и просвещения было главным делом жизни и его сына, Петькиева Бовы Цереновича, который более 40 лет отдал работе учителя истории. В далеком 1959 году в поселке Харба открылась новая двухэтажная школа - интернат. Она была самой красивой школой в нашем районе. Светлые классы с высокими потолками, широкие деревянные окна, деревянные полы из широких досок, красные кирпичные стены - все было сделано на совесть, добротно. Стоит она уже более полувека и еще будет стоять столько же. А сколько учеников выучились в нашей школе! Каждый год по сорок выпускников покидали родные стены и уходили во взрослую жизнь.

В 1960 году школу возглавил Петькиев Бова Церенович, ветеран двух войн - финской и Великой Отечественной войны. Он родился в с. Кануково Приволжского района Астраханской области в 1915 году. В 1938 году закончил Волгоградский (тогда Сталинградский) пединститут, исторический факультет. Начал работать учителем истории в средней школе п. Башанта Западного района Калмыцкой АССР. В 1939 году работал учителем средней школы с. Актюбеевка Приволжского района, оттуда был призван в ряды Красной Армии, участвовал в войне с белофиннами (приложение №6). В 1940 году после военных курсов был направлен на Карельский перешеек политруком, участвовал в боях за город Выборг, где получил тяжелое ранение и после госпитального лечения был демобилизован. В 1942 году снова призван на фронт, сражался в составе 112-ой стрелковой дивизии, 3-ей батареи на Ленинградском фронте. В декабре 1942 года в одном из боев был тяжело ранен, контужен и демобилизован из армии (приложение №5).

После депортации калмыцкого народа семья Петькиевых попала в Красноярский край, Емельяновский район, затем в Киргизию. И везде, куда бы судьба не бросала их, учителя Петькиевы оставались верны своему делу, учили детей, "сеяли доброе, разумное, светлое". После возвращения на родину в 1957 году Бова Церенович был назначен заведующим РОНО Каспийского района Калмыцкой АССР. В 1960 году семья Петькиевых переехала в с. Харба Юстинского района, Бова Церенович возглавил школу - новостройку, восьмилетнюю школу - интернат. Люди разных национальностей: русские, казахи, корейцы, кабардинцы, калмыки, балкарцы, татары - приезжали в наше село: и встречал их, помогал обустроиться, заботился об их быте Бова Церенович, внимательный руководитель, опытный педагог (приложение фото из семейного архива Петькиевой К.Б.)

  1. Жена, коллега - Дулахн Натыровна Петькиева

Рядом с Бова Цереновичем, помогая словом и делом, всегда была Дулахн Натыровна, его жена и коллега. Она учила юных харбинцев калмыцкого языку и литературе. В 1941 году Дулахн Натыровна окончила Калмыцкое педагогическое училище Министерства просвещения Калмыцкой АССР по специальности учителя начальных классов (приложение № 4). С 1958 года до выхода на заслуженный отдых Дулахн Натыровна работала учителем калмыцкого языка, учила родному языку детей, прививала им любовь к родному слову (приложение №4). За многолетней плодотворный труд Петькиева Дулахн Натыровна награждена нагрудным значком "Отличник народного просвещения" в 1963 году (приложение №2).

  1. Третье поколение педагогов - Клара Боваевна Петькиева

Дело народного учителя Церена Петькиевича Петькиева продолжила его внучка, Клара Боваевна. Закончив Калмыцкий государственный университет, совсем ещё юной девушкой она вернулась в свой родной поселок, стала работать учителем в Харбинской восьмилетней школе - интернат. Ответственную молодую учительницу вскоре заметили и назначили заместителем директора по воспитательной работе, а затем - замдиректора по учебной работе. Ученики Клары Боваевны стали прекрасными специалистами и трудятся в разных областях человеческой деятельности. Есть среди них врачи, учителя, строители, бухгалтера. И все они помнят уроки своего учителя, весёлое пионерское детство. Ведь их класс был правофланговым, лучшим в школе (приложение «Из семейного архива ») Творческого, талантливого учителя назначили директором Эрдниевской средней школы Юстинского района - и она уезжает в соседнее село. Основные черты, которые выделяли Клару Боваевну как руководителя большого коллектива учителей, были принципиальность, строгость, требовательность (прежде всего к себе), полное доверие и доброжелательность. Солидный практический опыт и знание всех сторон школьной жизни, высокая компетентность и глубокая эрудиция, успешное совмещение администраторской деятельности с преподавательской позволили Кларе Боваевне завоевать авторитет у своих коллег и стать подлинным лидером учительского коллектива. Через несколько лет Клара Боваевна переехала в Элисту, работала в аппарате Министерства образования нашей республики. 15 лет проработала Петькиева К.Б. в средней школе №20 города Элисты. За многолетний плодотворный труд в 1982 году она награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 1986 году Клара Боваевна удостоена звания «Отличник народного просвещения».

Из поколения в поколение члены семьи Петькиевых как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы: калмыцкий язык, историю, русский язык и литературу - но их объединял профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелёгкий труд, труд учителя.

  1. Заключение

    1. В результате имеем:

а) расширены сведения об истории Харбинской средней школы, систематизированы полученные материалы о династии семьи Петькиевых, налажено сотрудничество с бывшими учениками учителей-ветеранов, односельчанами.

б) донесена до общественности значимость материала выступления перед учащимися школы и района в ходе научно-практической конференции.

3.2 Пришли к выводу:

Каждое новое поколение учеников Харбинской школы сохраняет и приумножает традиции предшествующих поколений.

    1. В перспективе наметили:

- продолжить работу по изучению истории школы

- отследить биографии других учителей-ветеранов

- донести до общественности значимость материала: через публикацию работы на школьном сайте, на страницах газет

- оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в проведении уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий.

3.4 Значимость работы состоит в том, что она даёт очередную возможность глубже познакомиться с историей родного края.

Использованная литература

  1. Мукаева О.Д. «Жизнь - служение народу: биографический очерк о Ц.П.Петькиеве» Элиста: Калмиздат, 1978г.

  2. Беглеев Г. «Пример слежения народу: ( о Ц.П.Петькиеве» «Комсомолец Калмыкии» - 1977 - 18 августа

  3. Мукаева О.Д. «Живая память: (об одном из первых педагогов Калмыкии Ц.П.Петькиеве)» «Советская Калмыкия» 1977 - 19 августа

  4. История Калмыкии с древнейших времён до наших дней т.III, раздел III, гл.2

  5. Материалы из семейного архива К.Б.Петькиевой

Приложение



  1. Паспорт Петькиева Церена Петькиевича

  2. Удостоверение «Отличник народного просвещения» Петькиевой Д.Н.

  3. Аттестат Петькиева Ц.П., выданный в 1905 году об окончании Астраханского реального училища

  4. Трудовая книжка и удостоверение об окончании Калмыцкого педучилища Петькиевой Д.Н.

  5. Военный билет Петькиева Бовы Цереновича (стр.4-5, 6-7, 8-9)

  6. О династии Петькиевых (рукопись Петькиева Б.Ц.)

  7. Тексты письма и народной песни о Петькиеве Церен Петькиевиче.

  8. Фотогалерея «Их семейного архива Петькиевой К.Б.»


© 2010-2022