Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа» Сарпинского района РК









Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время (обобщение опыта)


Автор опыта: Кикеева Надежда Боевна, учитель русского языка и литературы


























2015


1. Введение

«Не для школы, а для жизни мы учимся» Сенека


Тема: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Детям от природы присуща любознательность, потребность в исследовательском поиске. Поиск новых впечатлений, любопытство, наблюдательность, тяга к эксперименту - естественное состояние для ребенка уже с рождения.

Актуальность опыта: Проблема повышения качества образования требует от нас применения особых форм и методов. Одним из способов решения задач современного образования является организация исследовательской деятельности учащихся, так как главной задачей становится переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности.

Цель работы:

Система работы по данной теме направлена на ликвидацию противоречия между необходимостью сформировать самостоятельную творческую личность и традиционными методами преподавания. Технология исследования предоставляет широкие методические возможности для продолжения во внеурочное время работы по обучению и воспитанию учащихся, для формирования навыков самостоятельной работы, развития творческой активности учащихся, т.е. позволяет школе обеспечить потребность общества в выпускнике, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Длительность функционирования опыта: 5 лет (2009-2014 гг.)

Новизна опыта: Технология исследования широко используется в настоящее время учителями и на уроке, и во внеурочное время. Новации, предлагаемые мною, заключаются в активном использовании краеведческого материала, образовательный потенциал которого приобретает особую значимость, приближая исследовательскую учебную и социальную деятельность учеников к реальной жизни, обогащая, расширяя сферу социальных связей ребенка.

2. Технология исследования во внеурочной деятельности

Внедрение исследовательских методов и приемов во внеурочную деятельность способствует решению многих задач, стоящих перед образовательным учреждением.

Теоретическое обоснование опыта

Ученые давно смогли установить тесную связь между методом, с помощью которого ребенок осваивал тот или иной материал и способностью впоследствии восстановить его в памяти. Экспериментально доказано: если восприятие материала производилось на слух и зрительно, то доля усвоенного может достичь половины, при вовлечении учеников в активные действия при изучении материала доля усвоенного может возрасти до 75%.

В основе моего педагогического опыта лежат идеи Андреева В.И. и Леонтовича А.В., которые предлагают модели и алгоритмы для организации исследовательской деятельности учащихся, Г.И.Щукиной, предлагающей пути формирования познавательного интереса детей через самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Опираясь на теоретические труды и педагогические технологии, я обозначила основную цель своего педагогического опыта:

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Для формирования мотивации и интереса к обучению, к изучаемым предметам (русский язык и литература) использовать метод исследования.

2. При внедрении метода исследования активно использовать краеведческий материал и ИКТ.

3. Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, с источниками информации (Интернет, библиотечные, музейные ресурсы, архив и т.д.)

4. Создавать атмосферу сотрудничества учителя и учащихся.

Собственно исследовательскую деятельность учащихся надо рассматривать как конечную цель изучения любого учебного предмета. Ведь именно эта деятельность помогает учащимся самосовершенствоваться, будит в нем интерес к получению новых знаний, дает ученику возможность проявить свои лучшие качества, позволяет подготовиться к самоопределению, к социализации в обществе.

Элементы исследования, мини-исследования используются мною на уроке - это является первой ступенью в данном направлении. Серьезная же исследовательская деятельность возможна лишь во внеурочное время. А любая внеурочная деятельность - это продолжение урочной.

Во внеурочное время большим подспорьем для организации исследовательской деятельности являются предметные Недели, внеклассные мероприятия и, конечно же, предметные кружки. Участие в кружковой деятельности дает возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет, по-новому проявить себя, развиваться творчески и интеллектуально. В кружок приходят заниматься дети, интересующиеся предметом, желающие проявить себя, целеустремленные и, как правило, одаренные, что позволяет при правильной организации работы добиться хороших результатов.

Кружок «В мире слова», который функционирует несколько лет в нашей школе, позволяет мне продолжить работу, начатую на уроке. Слово рассматривается нами как с лингвистической, так и с литературоведческой стороны. Учащиеся учатся работать с разными источниками, приобретают навыки отбора материала в соответствии с исследуемой темой, находят интересные факты, связанные либо с лингвистикой, либо с жизнью и творчеством поэтов, исследуют найденную информацию, анализируют, сравнивают материал, находят общее и различия в нем. Кроме этого они учатся работать в группе, учатся распределять обязанности. В неформальной обстановке даже дети, слабо проявляющие себя на уроке, начинают чувствовать себя увереннее.

Организация исследовательской деятельности учащихся предусматривает несколько условных этапов:

Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный

Формирование первичного представления об исследуемом объекте, формирование интереса к теме исследования

Вводная беседа с целью мотивации учащихся. Создание условий для исследовательской деятельности

Знакомство с алгоритмом исследования, со структурой исследовательской работы

Этап организации исследовательской деятельности

Выбор темы, целей исследования. Определение состава участников исследования.

Помощь в постановке целей и задач исследования.

Обсуждение с учителем темы исследования, постановка целей и задач.

Выбор источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Моделирование конечного результата. Готовый продукт: творческая работа, реферат, сборник, презентация и т.д.

Определение критериев результативности завершенного исследования.

Предложение идей, гипотез. Определение этапов работы, сроков.

Помощь в распределении обязанностей среди участников исследования.

Составление с учителем плана работы.

Определение основных методов: чтение книг, наблюдение, сбор информации в Интернете, беседы с людьми и т.д.

Сбор информации (изучение документальных и художественных источников, опросы, наблюдение, опыты, эксперименты и т.д.

Организация работы на всех этапах работы, руководство деятельностью учащихся, наблюдение, советы, помощь.

Проведение исследовательских работ. Фиксирование информации различными способами (запись, таблицы, схемы и т.д.)

Анализ информации.

Формулировка выводов.

Оформление результатов исследования.

Презентация готового продукта

Представление конечного результата исследования в разнообразных формах.

Анализ готовой работы,

Творческий отчет, выступление, ответы на вопросы слушателей, полемика, защита своего мнения.

Оценка работы группы в целом, оценка усилий каждого учащегося, качества готового продукта, использованных источников информации, креативности мышления и т.д.

Коллективное обсуждение полученных результатов, оценка в целом, самооценка

1. Подготовительный

Цель: знакомство детей с алгоритмом исследования, со структурой исследовательской работы.

2. Содержательный

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности и их дальнейшее практическое совершенствование.

3. Результативный

Цель: достижение положительных результатов через системную и целенаправленную работу по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся.

Весь процесс исследовательской деятельности по определенной теме идет по определенному алгоритму:

выбор темы, составление плана работы - сбор теоретической информации, ее анализ - сбор практического материала - оформление исследовательской работы - защита результатов исследования.

Чтобы исследуемый материал был по содержанию близок учащимся, связан с реалиями жизни, вызывал у них эмоциональный отклик, стараюсь в работе использовать краеведческий материал, который способствует не только воспитанию любви к малой родине, но и развивает интерес к истории, культуре, традициям родного края.

Приведу в пример недавнее исследование, в работе над которым приняли участие не только члены кружка, но и многие старшеклассники, одни как анкетируемые, другие как исследователи, третьи как группа поддержки. Это был целый проект, в ходе которого исследовалась история 25-го защитника знаменитого Дома Павлова, нашего земляка Гари Хохолова. Для выяснения причины того, почему он долгое время значился в списке защитников как Неизвестный солдат, было собрано много материала из разных источников (газетные публикации, материалы архива, Республиканского музея имени Пальмова, Республиканской библиотеки имени Амур-Санана, музея-панорамы Сталинградской битвы, Интернет-ресурсов, беседы с людьми и т.д). Ребята помогли автору работы провести мероприятие в школе о Гаре Хохолове, подготовить презентацию по результатам исследования. Каждый участник данного проекта в чем-то проявил себя (кто-то фотографировал встречи с людьми, кто-то помогал оформить презентацию, кто-то подготовил сообщения к внеклассному открытому мероприятию по данной теме и т.д). Весь собранный в ходе исследования материал был проанализирован, обобщен, оформлен соответствующим образом. Результатом такой большой работы явилось 1-е место в конкурсе краеведческо-исследовательских работ «Бичкн Торскм» («Моя малая Родина, муниципальный тур) и 2-е место в республиканском туре. В настоящее время данная работа участвует в Акции «Расскажи миру о своем герое», организованном музеем-панорамой «Сталинградская битва», размещена на сайте музея, а также рассматривается для участия во Всероссийском конкурсе «Отечество».

Таким образом, исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений, т.е. универсальных учебных умений и навыков, необходимых при изучении любого школьного предмета:

- умение организовать собственную учебную деятельность;

- умение ориентироваться в различных областях;

-умение использовать информационные и коммуникационные технологии;

- умение взаимодействовать со сверстниками, с учителем, со взрослыми;

- умение принимать решение, отстаивать точку зрения.

3. Заключение

Конечная цель школы в целом - активно развивающаяся творческая личность, способная к самореализации в обществе. Для достижения этой цели необходимо создать определенные условия, к чему я и стремлюсь, используя различные педагогические технологии, важнейшей из которых считаю исследовательскую деятельность.

Полученные результаты

Эффективность данной педагогической технологии подтверждают полученные результаты. Качество знаний учащихся за время апробации опыта возросло, об этом свидетельствуют результаты ГИА и ЕГЭ. Количество учащихся, принимающих участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях разного уровня с каждым годом становится больше. У детей, вовлеченных в исследовательскую деятельность, формируются не только универсальные учебные умения и навыки, но и они приобретают опыт социальный, который играет не меньшую роль в дальнейшем самоопределении учащихся, выборе профессии.

Конечно же, главным моментом в приобщении учащихся к исследовательской деятельности для руководителя является нацеленность не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат не заставит себя ждать.

- Условия применения:

Данный опыт может быть использован для организации увлекательной исследовательской деятельности с учащимися во внеурочное время в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

- Обнаруженные трудности

В условиях сельской малокомплектной школы проблемой для организации серьезной исследовательской деятельности становится малое количество детей, слабая оснащенность кабинетов техническими средствами, ограниченный доступ к некоторым источникам информации (к сети Интернет, нерегулярная работа сельской библиотеки и т.д.).

Учителю для организации исследовательской работы необходимо затратить максимум усилий, времени, самому быть в постоянном поиске, следить за образовательными инновациями, владеть компьютерными технологиями, повышать свой интеллектуальный уровень и т.д.



















Приложения



  1. Результаты участия детей в научно-практических конференциях

Конкурс

Уровень

Место

Год

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

республиканский

1

2009-2010

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

республиканский

1

2010-2011

Научно-практическая конференция «Ломоносов - гений земли русской!»

республиканский

1

2011-2012

Научно-практическая конференция

«Ученые и деятели науки 20-21 века

республиканский

Диплом

2 степени

2012-2013

Научно-практическая конференция «От исследования к научному поиску»

республиканский

Диплом за актив. Участие

2013-2014

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

республиканский

1

2013-2014

Конкурс краеведческо-исследовательских работ «Бичкн Торскм»

республиканский

2

2014-2015



  1. Связь успешности выпускников с результативной научно-исследовательской деятельностью в школе. Результаты поступления.


ФИО выпускника

Участие в научно-исслед деятельности в школе

Уровень

Поступление в вуз

Полякова Ирина Николаевна

1 место в конкурсе исследовательских работ к юбилею Д.Кугультинова

Муниципаль

ный

ВолГУ

Участие в Международной научно-практической конференции к 85-летию Д.Кугультинова

Международ

ный

Бурлакова Альбина Борисовна

1 место в конкурсе исследовательских работ, посвященных Номто Очирову

Муниципаль

ный

ВГСХА

Буваева Александра Михайловна

1 место в конкурсе исследовательских работ к юбилею Д.Кугультинова

Муниципаль

ный

КГУ

Участие в Международной научно-практической конференции к 85-летию Д.Кугультинова

Международ

ный

Кикеева Татьяна Александровна

1 место в конкурсе исследовательских работ к юбилею Д.Кугультинова

Муниципаль

ный

РГГРУ

Участие в Международной научно-практической конференции к 85-летию Д.Кугультинова

Международ

ный

Сугибина Юлия Александровна

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Муниципаль

ный

ВолГУ

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

республиканский

Жаркова Кристина Сергеевна

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Муниципаль

ный

С-ПГИ

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

республиканский

Чепарова Гиляна Валерьевна

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Муниципаль

ный

КГУ

1 место в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

республиканский

Санжиева Татьяна Савровна

1 место в научно-практической конференции «М.В.Ломоносов»

Муниципаль

ный

АГТИ

1 место в научно-практической конференции «М.В.Ломоносов»

республиканский

Антонова Анастасия

3 место в научно-практической конференции, посвященной участию калмыков в войне 1812 года

Муниципаль

ный

ВолГУ

Бювеева Бова Алексеевна

2 место в конкурсе исследовательских работ, посвященных Номто Очирову

Муниципаль

ный

КГУ

1 место в конкурсе творческих работ, посвященных Б.Б.Городовикову

Муниципаль

ный





  1. Фрагменты научно-исследовательских работ, связанных с изучением краеведческого материала и материала, связанного с жизнью самих учащихся

  1. Тема: «Речь современных подростков как языковое явление»



Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся





Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся



Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся



  1. Тема: «Диалектизмы в нашей речи»

Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся





  1. «Заимствования в русском языке»

Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся









  1. По результатам каждой исследовательской работы ребята оформляют не только наглядность, практические пособия, буклеты, но и презентации. Все это используется на внеклассных мероприятиях.



Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся



Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся



  1. Успешная реализация целей и задач проводимой работы способствует положительным результатам не только учащихся, но и учителя.



Обобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихсяОбобщение опыта: Технология исследования как способ активизации познавательной деятельности учащихся



© 2010-2022