Разработка урока по русскому языку на тему

Тема: «Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста»Тип урока – урок-практикум.Цели: 1. Отработка навыков сжатия (компрессии) текста.2. Обучение основным навыкам работы с текстом.3. Развитие логического мышления обучающихся.Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и исключит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Няч Ольга Рамильевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «ШИСОО» с.Самбург Пуровского района

Тема: «Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения. Приёмы сжатия текста»

Тип урока - урок-практикум.

Цели:

1. Отработка навыков сжатия (компрессии) текста.

2. Обучение основным навыкам работы с текстом.

3. Развитие логического мышления обучающихся.

Ход урока

Слово учителя. Сообщение цели урока.

Проверка домашнего задания.

Сократите предложения, оставив только необходимую информацию.

Текст 1.

Леонид Лапцуй, известный ненецкий писатель и поэт, был человеком контрастов: он был сыном безграмотного оленевода, посвятившего всю свою жизнь Новопортовской бескрайней тундре, а стал образованным человеком, прожившем в городе на Полярном круге, его произведения были известны в округе, но сам он был мало известен лично.

Учащиеся сравнивают свой вариант ответа с тем, что приводится учителем.

Ответ: Леонид Лапцуй - известный ненецкий писатель и поэт.

Текст 2.

Нина Николаевна Ядне родилась в Антипаютинской тундре Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа в многодетной семье ненца-оленевода. В поселке Тазовский окончила среднюю школу-интернат. Училась в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Позже окончила Ленинградский государственный пединститут им. А. И. Герцена. Три года работала в школах-интернатах округа, с 1971 по 1974 год - рабочая в управлении механизации, а с 1974 года более 20 лет была начальником отдела кадров управления механизации в городе Надым.

Ответ: Нина Николаевна Ядне получила Высшее образование в Москве и Ленинграде. Всю жизнь посвятила Надыму, работая начальником отдела кадров управления механизации.

Сравниваются предположения учащихся с предложенным учителем вариантом.

- Какие приёмы сжатия текста были использованы? Конкретизируйте, какую трансформацию претерпел текст; выберите приём, который был использован нами в данных текстах:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких синонимов;

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчиненного предложения простым;

-слияние нескольких предложений в одно.

Повторение изученного. Этапы работы с текстом (на столах лежит памятка по работе с текстом)


  1. Прежде, чем начать работу с исходным текстом, надо понять, к какому стилю речи он принадлежит, так как каждый стиль имеет свои цели и особенности. Это надо учитывать при написании собственной работы.

  2. Определение смыслового типа речи (повествование, рассуждение, описание), так как тип речи определяет способы выражения и развития главной мысли.

  3. Определение темы и главной мысли текста. Каждый текст посвящён раскрытию темы или ряда тем. Каждая тема развивается в ряде микротем - смысловых фрагментов текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Лучше начать с определения микротем, а затем сформулировать общую тему всего текста.

  4. В тексте важно найти ключевые слова - наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания. Они называют новую микротему в тексте.

  5. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она развивается в нём, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

  6. Определение способа изложения материала. Дедуктивный - основная мысль предъявляется в начале текста, затем она развивается и доказывается; индуктивный - сначала даются примеры-доводы, а затем формулируется основная мысль.

Подача нового материала.

После предварительной работы по осмыслению текста, необходимо перейти к сжатию (компрессии) текста. Сжать можно не только саму информацию, но и форму её изложения, т.е. не сокращая мысли, можно сократить её запись. Причём могут иметь место ситуации, когда сокращение записи какой-либо мысли поможет более красиво с языковой точки зрения оформить высказывание.

Несмотря на многообразие приёмов компрессии текста, можно выделить три основные приема сжатия информации:

  1. сокращение (исключение);

  2. упрощение;

  3. обобщение.

Выбор способа сжатия должен зависеть от особенностей исходного текста.

Содержательная компрессия текста:

1. Разделение информации на главную и второстепенную. Главную информацию необходимо оставить, второстепенную - исключить.

2. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковая компрессия текста. (Выбор языковых средств, синтаксических конструкций и т.д.)

Практическая работа.

Задание 1.

Переделайте словосочетания. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...

Задание 2.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - …

Задание 3.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

  • Если в пищевом рационе жителей Крайнего Севера отсутствуют продукты животного происхождения, понижается усвояемость всех питательных веществ, а особенно белка. - ( При отсутствии в пищевом рационе жителей Крайнего Севера продуктов животного происхождения, понижается усвояемость всех питательных веществ, а особенно белка.)

  • С тех пор потекло множество рек, и воды их изобиловали деликатесной рыбой. -…

  • Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа, калыма. - …

  • Если изучить обряды деторождения и имянаречения ненцев, возможно, выявить пути снижения смертности женщин и младенцев.

Задание 4.

Замените однородные члены обобщающим словом, обобщающим наименованием.

  • В Медвежьем празднике должны были участвовать взрослые и дети, мужчины и женщины. В Медвежьем празднике должны были участвовать все жители.

  • Перед появлением местных актеров, выступающих в берестяных масках, мужчины и мальчики, принимавшие участие в празднике, исполняли под звучание струнного национального инструмента мужские танцы, а женщины и девочки, укрыв лицо платком - женские ритуальные танцы. - Перед появлением местных актеров в национальных обрядовых костюмах, и женщины, и мужчины начинали исполнять ритуальные танцы.

  • В знак уважения гостя к столу подают олений язык, вареную аорту, костный мозг, брюшко и спинку рыбы, гусиный и рыбий жир.-…

Задание 5.

Перестройте предложение с прямой речью, используя различные способы передачи чужой речи.

Предложение с прямой речью: Эти запреты имеют далеко идущие корни и напоминают каждому: «Не преступи закон, не обмани, не сквернословь, не допускай безнравственных поступков, не роняй честь женщины, семьи, рода"

Предложение с косвенной речью: Эти запреты имеют далеко идущие корни и напоминают каждому, чтобы он не переступал закон, не обманывал, не сквернословил, не допускал безнравственных поступков, не ронял честь женщины, семьи, рода.

Предложение с использованием вводного словосочетания: Эти запреты, на мой взгляд, имеют далеко идущие корни и напоминают каждому, чтобы он не переступал закон, не обманывал, не сквернословил, не допускал безнравственных поступков, не ронял честь женщины, семьи, рода.

Предложение с синонимичным выражением: Эти запреты - напоминание каждому.

Составление таблицы «Приёмы и способы сжатия текста». (Примеры учащиеся подбирают самостоятельно)

Способы

Приёмы

Примеры

Упрощение

Замена способа передачи чужой речи:

- замена прямой речи косвенной;

- использование вводных слов и словосочетаний;

- замена прямой речи дополнением

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

- трансформация словосочетаний;

- замена придаточного предложения предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Замена сложноподчиненного предложения простым.

Сокращение

Исключение:

- повторов,

- фрагментов предложения,

- одного или нескольких синонимов,

- вводных слов;

- обращений.

Обобщение

Слияние нескольких предложений в одно.

Замена однородных членов обобщающим словом или наименованием.

Коллективная работа с фрагментами текста

Фрагмент текста №1.

Передайте содержание фрагмента текста в сжатом виде. Какие приёмы компрессии текста вы использовали?

Для кочевых народов закон о всеобщем образовании оборачивался драмой, поскольку их детей насильно отрывали от семьи, привычного уклада жизни и определяли в школы-интернаты.

Возможный вариант сжатия: Закон об образовании обернулся драмой для кочевников. (Замена придаточного предложения предложно-падежной конструкцией, исключение нескольких синонимов, т.е. упрощение и сокращение).

Текст № 2.

Передайте полученную информацию одной фразой. Какие приёмы компрессии текста вы использовали?

Одним из лучших произведений Ю.Афанасьева является рассказ-быль «Две ели». Речь в нем идет о далеком прощлом, однако актуальность рассказа со временем не уменьшилась, поскольку в основе его вечные проблемы: любовь, отношения родителей и детей, сосуществование разных народов, моральный выбор человека.

Возможный вариант сжатия текста: Ю.Афанасьев в своем произведении поднимает актуальные проблемы.

Текст №3.

Передайте полученную информацию, используя приём обобщения.

Известный журналист, автор многих художественных книг как для взрослых, так и для детей - Николай Федорович Дудников в книге «Концлагерь Комариный», обращаясь к трагическим моментам истории России 20 века, в память о еще живущих в Салехарде людей, имевших прямое отношение к печально знаменитой 501-й стройке - сооружению железной дороги, которая должна была стать сухопутным аналогом великого Северного морского пути, соединить отдаленные районы всего Российского Севера в единую транспортную сеть. Самое страшное то, что дорога строилась неимоверными усилиями заключенных - в большинстве своем репрессированными по надуманным политическим мотивам или людьми, совершившими незначительные дисциплинарные проступки.

Возможный вариант сжатия текста: Известный журналист Николай Федорович Дудников в книге «Концлагерь Комариный» писал, насколько жестока бывает власть по отношению к человеку.

V. Итог урока.

Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности. При этом необходимо понять услышанный текст, осознать его, правильно выделить главную информацию и исключить второстепенную.

Пишите изложение в соответствии с логикой и замыслом автора.

Сжать можно не только саму информацию, но и форму её изложения, т.е. не сокращая мысли, можно сократить её запись, что и было показано на примерах, рассмотренных на уроке.

Помните, что объём изложения - не менее 70 слов.

Домашнее задание. Работа с текстом (см. приложение).

Приложение 1. Домашнее задание.

Прочитайте текст, выполните задания.

(1) Ненцы-кочевники после революции оказались в ситуации, несколько напоминающей ту, в которой оказались русские крестьяне после отмены крепостного прав. (2)Старая система экономических отношений была разрушена, а новая еще не сформировалась. (3)В.П.Евладов приводит факты поразительной наивности ненцев отдаленных северных районов Ямала, их абсолютной неосведомленности о происходящем за пределами тундры. (4)Некоторые из них всерьез считали, что править ими теперь будут фантастические «красные люди».

(5)Идея большевиков переделать мир, «улучшить» его встречается ненцами без особого энтузиазма. (6)Как выясняется, тундровики вовсе не считают свою жизнь плохой и не стремятся к каким-либо кардинальным переменам. (7)При этом В.П.Евладов отмечает, что жизнь ненцев устроена весьма продуманно и возникает вопрос: а нужно ли ее менять?

1. Определите стиль и тип речи.

1) Научно-популярный стиль; рассуждение.

2) Публицистический стиль; рассуждение.

3) Художественный стиль; повествование.

4) Научный стиль; описание.

2. Сформулируйте микротемы.

5. Запишите текст в сжатом виде, используя различные приёмы компрессии текста.









© 2010-2022