Организация ценностно-ориентирующей учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация ценностно-ориентирующей учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

В условиях новой обучающей среды, когда в содержании обучения ярко выражены ценностные основания изучаемых явлений общественной, гражданской жизни и их постижение организуется посредством адекватных методов, техник, технологий, школьники не только усваивают знания, умения, навыки, компетенции общественной, гражданской жизни, но и наблюдают образцы ценностного гражданского самовыражения в изучаемом материале. Вместе с тем школьники находятся в условиях, когда им необходимо проявить собственные гражданские ценности. В области гражданского образования - это предметная модель обучения и воспитания гражданина.

Работая учителем в небольшой сельской школе, зная всех учащихся поименно, я чувствую ответственность за каждого из них. Поэтому целью своей работы считаю воспитание личности, способной противостоять асоциальным явлениям и сделать правильный выбор в жизни. Реализовать цель помогают задачи:

  1. учить применять знания на практике через содержание, методику и формы преподавания предметов «русский язык и литература»;

  2. приобщать учащихся к основополагающим ценностям гражданина и гражданского общества;

  3. совершенствовать гражданские компетенции учащихся.

Воспитание гражданина, патриота и защитника своей страны, знающего историю, подкованного в вопросах права, краеведа, сторонника здорового образа жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны - первостепенные воспитательные цели в современной общеобразовательной школе. И это не пустые слова. В последнее время государство стало уделять проблеме гражданского образования и воспитания пристальное внимание.

В письме Министерства образования РФ от 15 января 2003 года «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» цель определяется как «Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. …Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике».

Уроки русского языка обладают большими возможностями для решения поставленных целей и задач. На своих уроках я стараюсь убедить учащихся в том, что языковая культура - это также выражение гражданской позиции. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - эти слова К.Г.Паустовского ребята знают наизусть. Бережное отношение к языку, правильная литературная речь, отсутствие в ней жаргонизмов, сквернословия - одно из главных требований к речи учащихся в школе и дома. При этом важно, что дети исправляют ошибки в речи не только своих сверстников, но и в речи взрослых.

Внимательность заставляет самих учащихся следить за своей речью и речью окружающих, обращаться за консультацией в вопросах языка к различным словарям, развивает их языковое чутье и культуру. Такая каждодневная и кропотливая работа ведет к совершенствованию речи, сохранению чистоты, развитию языкового вкуса, а следовательно, формированию языковой компетенции. Любовь к русскому языку, желание знать его в совершенстве, наравне с теми, для кого этот язык является родным, доказывается моими детьми, начиная со второй ступени обучения.

Любовь к родной природе - важная составляющая такого большого чувства, как любовь к своей Родине. Воспитание этого чувства зависит и от учителя русского языка, поэтому важно использовать разные формы работы. В своей деятельности практикую такие формы работы:

  • Беседы по картинам с изображением русской природы;

  • Уроки-практикумы по описанию картины природы;

  • Недописанный тезис (например, «Мое село- самое…»);

  • Интегрированные уроки русского языка и литературы, на которых тексты с описанием природы из художественных произведений становятся основой для работы.

При изучении раздела «Лексика» уделяю большое внимание работе с такими словами, которые помогают определиться с позицией по отношению к асоциальным явлениям и выработке правильной. По возможности предлагаю русские синонимы словам: толерантность - терпимость; патриотизм- любовь к Родине; гражданин; адаптация - приспособление; добросовестность; ответственность; родина; гражданский долг; активная гражданская позиция; здоровый образ жизни; гуманизм - человечность; креативность - ; права и обязанности. Также обсуждаем ситуации, в которых эти слова могут прозвучать, составляем с ними тексты, образуем от них новые слова, подбираем антонимы. В результате работы происходит осмысление значений слов, включение их в активный словарный запас языка.

Интеграция в обществе, умение использовать язык в различных сферах и ситуациях общения - коммуникативные задачи преподавания русского языка в школе. Одна из форм, наиболее активно реализующих данные задачи, - организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Эту работу веду с наиболее заинтересованными детьми и тему выбираем уже совместно, так, чтобы она была действительно интересной и новой. Моими учащимися на основе исследовательской и поисковой деятельности подготовлены сборники диалектных слов окрестных сел Лаишевки, Каменки и Протопоповки, справочник топонимов, сборник «О чем пели наши бабушки» и сборник местных частушек. Такая форма работы позволяет учащимся реализовать себя с позиции гражданина, стремящегося сохранить культуру и историю своей малой родины.

Огромен и потенциал уроков литературы. Образцы ценностного самовыражения мы можем с учащимися наблюдать в изучаемом материале по творчеству Л.Н.Толстого на уроках, посвященных жизненным исканиям любимых толстовских героев Пьера Безухова и Андрея Болконского. Учащиеся проводят своеобразную линию жизни героя и на каждом этапе отмечают те ценности, которые в этом момент для него являются наиболее важными. Учащиеся, разбираясь в таких ценностях, как желание приносить пользу государству на военном поприще, стремление к участию в работе на благо государства, желание приносить людям пользу, как семья, любовь, включаются не только в обсуждение конкретного литературного материала, но и рассматривают эти понятия как отвлеченные, применительно к современной жизни. Круг проблем по роману очень велик, ведь Толстой обнажает внутреннюю жизнь героев, т.к. его интересует путь, ведущий к нравственному идеалу. Мы проводим обсуждение проблемы, поставленной автором в романе: « О личности истинного гражданина Родины». Обсуждать проблему начинаем с наказа отца А.Болконского: « Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно... Ребятам предлагается ответить на вопросы: 1. Какими качествами обладает герой? 2. Что он делает для родных, близких, и государства? Задача учителя на данных уроках состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся.

На сегодняшний день огромно значение воспитания у учащихся толерантного сознания: оно способствует социальной адаптации личности - активному приспособлению человека к окружающей среде.

После объяснения значения слова «толерантность» учащимся можно рассказать следующую притчу:

«Встретились однажды Верблюд и Лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: «И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи». Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга. Дальше ученики с помощью учителя делают вывод о том, что для понимания и принятия окружающих нужно иметь терпение.

Перед учащимся ставится вопрос: «Всегда и все нужно терпеть, даже несправедливость?» Обычно всегда находится в классе отрицательный ответ на этот вопрос. Тогда учитель приводит цитату из вышеуказанной «Декларации …»: «Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям». Класс приходит к выводу о том, что, уважая других, каждый человек должен сохранять свое достоинство в любых условиях. Можно привести учащимся цитату из рассказа В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату…»: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей».

В старших классах данную тему можно связать с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием, привести примеры из его романа «Война и мир» и других произведений, использовать содержание рассказов В.Токаревой «Пираты в далеких морях», А.Платонова «Третий сын» и т.д.

Чтобы помочь ученикам разобраться в сложных общественных ситуациях и явлениях, дать оценку тем или иным героям, включаю в урок просмотр фильмов, мультфильмов, спектаклей, снятых или поставленных по художественным текстам. «Стрекоза и муравей», «Снежная королева», «Горе от ума», «Ревизор», «Преступление и наказание», «Алые паруса» и т.п.. Просмотры эпизодов или полных версий ведут учащихся к активному восприятию текстов и заинтересованности в чтении, а также усвоению межпредметных связей: литература и кино, литература и музыка, литература и театральное искусство, литература и изобразительное искусство. И вместе с тем являются прекрасным материалом, позволяющим воспитывать в моих учащихся определенные нравственные ориентиры.



© 2010-2022