Конспект по русскому языку на тему Антонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНТОНИМЫ

Урок русского языка в 5 классе

Цели урока:

1.Дать понятие об антонимах.

2.Развивать память, мышление, речь учащихся.

3.Прививать интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, творческий

Наглядность: пословицы, стихотворные тексты.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока:

I.Организацонный момент

II. Фронтальный опрос

1) Что такое синонимы? Слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

2)В каком разделе языка изучаются синонимы? В разделе языка - лексика.

3)Что входит в синонимические ряды? Слова с близким лексическим значением.

4)Привидите примеры. Путь, дорога; интересный, увлекательный; идти, шагать; негромко, тихо.

III.Творческий диктант

В каждом предложении заменить одно из выделенных слов синонимом.

После осенноего дождя листья на дереве мокрые, мокрой становится земля.

Солнце исчезает, исчезает и настроение.

Только по улицам бегут автобусы, бегут троллейбусы, бегут машины.

Слова для справок: мокрый, сырой, влажный; исчезать, уходить; бежать, нестись, мчаться.

IV.Объяснение новой темы

Работа с пословицами на интерактивной доске.

Мир строит, а война разрушает.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Тяжело в ученье, легко в бою.

На добро ответишь злом- не найдешь любви ни в ком.

Чтобы познать хорошее, надо пережить плохое.

1.Найдите в пословицах слова с противоположным значением.

2.Эти слова относятся к одной и той же части речи?

3.Как такие слова называются?

4.Сделайте вывод. Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

5.Запишите понравившиеся пословицы в тетради.

V. Диктант с заданием

1.Подобрать антонимы к следующим существительным: мудрость, молодость, радость, любовь, жизнь.

Ответ: Старость, грусть, глупость, ненависть, смерть.

2.Докончить пословицы:

Ученье - свет, ....... а неученье - тьма.

Горькая правда лучше..... сладкой лжи.

Труд кормит, ........ а лень портит.

Больше думай, .....меньше говори.

VI. Работа в группах

Следующее задание пятиклассники выполняют группами, каждая из которых ищет антонимы в стихотворных текстах. В случае затруднений учащиеся обращаются к словарю антонимов.

Заняты школьники делом -

Пишут по белому черным

Пишут по черному белым

Перьями пишут и мелом:

Нам не нужна Война!

С.Я.Маршак

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озера

Веселый шагал человек.

С.В.Михалков

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Н.А.Некрасов

Я,ты, он, она

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья

В слове «мы» - сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных

Грустных и веселых

В городах и селах.

Р.Рождественский

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела

Оглянуться не успела,

Как зима кактит в глаза.

И.А.Крылов

VII. Составление синквейна

Мама

Ласковая, добрая

Любить, слушать, оберегать

Мама - самый дорогой человек

Мать

Папа

Строгий и заботливый

Любить, уважать, не огорчать

Я очень люблю своего папу

Отец

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок

Какие слова называются антонимами? Привести примеры.

Зачем в нашей речи нужны антонимы? Антонимы украшают нашу речь, делают ее выразительной, красивой.

IX. Домашнее задание

Написать эссе «Мое любимое время года», подобрать загадки с антонимами.





© 2010-2022