Урок литературы в 7 классе М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Урок литературы в 7 классе Тема: М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. Тип урока: урок с элементами исследования по изучению нового материала.   Оборудование и наглядность: Интерактивная доска с презентацией, компьютер у учителя. На столах карточки для учащихся, листы с опорным конспектом для работы на уроке.   Структура урока: 1.Организационная часть: ознакомление с  темой, целями , с формой урока, инструктаж учащихся по плану и организации работы на уроке. 2. Исследовательская: исследовате...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

Тема: М.Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе.

Тип урока: урок с элементами исследования по изучению нового материала.

Оборудование и наглядность:

Интерактивная доска с презентацией, компьютер у учителя. На столах карточки для учащихся, листы с опорным конспектом для работы на уроке.

Структура урока:

1.Организационная часть: ознакомление с темой, целями , с формой урока, инструктаж учащихся по плану и организации работы на уроке.

2. Исследовательская: исследовательская работа по сбору информации из разных источников по определенному алгоритму.

3. Заключительная: подведение итогов урока.

Цели деятельности учителя:

1) помочь учащимся ( на уровне 7 класса) целостно представить личность писателя 19 века М.Е.Салтыкова- Щедрина;

2) организовать деятельность учащихся по изучению фактов из жизни писателя ( биографического материала) ;

3) создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, наблюдать, ставить цель, выдвигать гипотезы, структурировать информацию, планировать свою деятельность, делать выводы;

4) обеспечить развитие монологической и диалогической речи;

5) воспитывать интерес к личности писателя.

Цели деятельности учащихся:

1) познакомиться (впервые) с фактами биографии писателя; отрывками из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2) развивать навыки чтения и выделения главного из прочитанного

3) развитие умения работать с опорным конспектом;

4)развитие монологической устной и письменной речи.

Методические приемы: беседа, наблюдение, решение литературной задачи, выразительное чтение, опорный конспект

Ход урока:

1. Организационная:

1. Чтение учителем отрывка из сказки «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил».

- Ребята, отрывок из произведения какого жанра я вам прочитала?

(Сказка).

- Как называют человека, который пишет сказки? (Сказочник).

- Знаете ли вы автора этой сказки? Может быть это Пушкин? Или Ершов? А может быть это народная сказка?

- Сказка, отрывок из которой я прочитала, называется «Повесть о том, как …»А автор ее замечательный писатель-сатирик М.Е.Салтыков- Щедрин.

2. -А сможете ли вы определить, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему урока ( Будем изучать биографию и сказку).

- На ваших столах есть листы, которые я назвала «Опорный конспект». (Приложение №1)

Запишите в них тему урока. На этих же листах вы будете делать записи по ходу урока, обратите внимание, они вам помогут выполнить домашнее задание.

2. Исследование.

1. - С чего вообще начинается знакомство с любым человеком? ( с внешности, с портрета).

Обращаемся к портрету.

- Приглядитесь, ребята. Что внешний облик говорит о характере человека?

(суровый, серьезный взгляд)

-А теперь послушаем, что сказал о писателе современник, исследователь творчества

(учащиеся читают карточку №1) ( Приложении №2 )

- Что нового вы узнали? (добрая и наивная душа)

2. -Присмотрелись к портрету писателя. А что дальше? Как продолжим знакомство с личностью писателя?

Учащиеся читают карточку №2.

-Что вы узнали о происхождении писателя? (дворянин)

-Кто занимался его воспитанием? (простой человек, крепостной)

-Что показалось интересным в рассказе о детстве?

- Не забудьте отметить в конспекте.

3. - О своей жизни в родном доме Салтыков- Щедрин оставил много воспоминаний, давайте послушаем.

Учащиеся читают карточку № 3.

- А что вы знаете о крепостном праве? (это право богатых владеть, распоряжаться бедными)

-Что показалось необычным в словах писателя? ( дворянин, он был близок к к народу)

- Что еще узнали о писателе? Не забудьте сделать записи.

4) Вы любите решать задачки? Это для вас! (слайд с фотографией Пушкина и Салтыкова - Щедрина на фоне Лицея)

-Что она вам поведала? (учился, как и Пушкин, в Лицее.)

Вы правы. Но вот что интересно, в Лицее существовала традиция, на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков -Щедрин, удостоившись звания «Пушкин своего курса». Почему? (первые литературные опыты, стихи.) Запишите себе. Это далеко не все, более подробно вы узнаете, прочитав статью в учебнике.

5) - Как же складывалась жизнь талантливого писателя после окончания Лицея?

Ученики читают карточку №4.

- Какие факты из жизни вы узнали? (служил, первые произведения, отправлен в ссылку).

- Почему дворянина, чиновника, писателя отправляют в ссылку? ( за «вредное направление» в повести)

-Для кого вредное? (для царя, правительства крепостной России)

Слово учителя: ссыльный чиновник Салтыков-Щедрин запомнился в Вятке тем, что не брал взяток, был строг и ответственен в делах, не боялся сказать правду, выступал защитником народа)

- Каким человеком видится вам Салтыков -Щедрин? (смелый, справедливый, неподкупный, честный).

Слово учителя: долгой была жизнь писателя, в ней сочетались и государственная деятельность, и творчество. Много литературных произведений он написал. И уже в конце жизни он обращается к жанру, любимому и детьми, и взрослыми,- к сказке. С одной мы начнем знакомиться сегодня. И это справедливо, потому что самое главное о писателе все-таки говорят его произведения.

7) Учитель напоминает начало сказки, настраивает детей на выразительное чтение.

Дети читают отрывок по ролям. ( Приложение № 3)

- Смешно было читать и слушать? А что было смешно? (смешны генералы, которые ничего не умеют, совершенно не приспособлены к жизни.)

- А как, по-вашему, смеется автор над генералами: по-доброму или со злобой? С издевкой? (со злобой)

- А не кажется ли вам странным, что дворянин, чиновник смеется над людьми своего круга, над генералами? Кстати, злой смех в литературе имеет свое название- это сатира.

8) -Что будет с генералами дальше? Посмотрите на название сказки.

Дети читают 2 отрывок.

- Каков мужик в изображении Салтыкова- Щедрина? (трудолюбивый, мастер на все руки, покладистый, смирный, покорный)

-Почувствовали ли авторское отношение ? (с симпатией)

- И опять, не кажется ли вам странным, что дворян с симпатией изображает человека из народа?

9) Слово учителя: сказку мы с вами не дочитали, вы дочитаете ее дома.

Но я думаю, что вы сможете сказать, что же волновало дворянина, чиновника, честного человека С.- Щедрина? (отношения между богатыми и бедными, несправедливость)

В заключительном слове учитель скажет, что Салтыков- Щедрин предстает перед нами человеком честным, который остро чувствует несправедливость общественных отношений.

3. Подведение итогов урока.

-Что мы узнали сегодня на уроке?

-Какой этап урока запомнился вам больше и почему?

-Где вы испытывали затруднение?

- Все ли вам было понятно?

4. Оценивание.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вернуться к опорным конспектам, обратиться к заданию №5.








Приложение №1

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема урока________________________________________________________

1. Портрет


2. Домашнее воспитание

3. Образование

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Служба и первые произведения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Писатель представился мне

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

____________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Карточка №1

«…какая наивная и добрая душа кроется под этой угрюмой внешностью…» (современник, исследователь творчества писателя Михайловский С.М.)

Карточка №2

Родился будущий писатель в Тверской губернии, среди болот и лесов, в селе Спас- Угол, в 1826 году. Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим, поэтому Евграф Васильевич женился на дочери богатого купца Ольге Михайловне Забелиной.

Дети в семье Салтыковых делились на «постылых» и « любимчиков». Маленький Михаил в раннем возрасте был «любимчиком», но мать применяла к нему те же методы воспитания, что и к «постылым».

Шестилетнего Мишу обучал грамоте крепостной художник Павел. Затем учила старшая сестра Надежда.

Миша рано пристрастился к чтению т рос довольно развитым мальчиком.

В десять лет мать отдала мальчика в Московский дворянский институт, где он сдал экзамены сразу в третий класс.

«Поэзию Лермонтова любил страстно…всего почти знал наизусть». (Г.П.Данилевский)

Карточка №3

Из воспоминаний писателя:

1) «Я вырос на лоне крепостного права…»

2) «Не толь всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое, сближало меня с подневольною массой».

30 «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…»

Карточка №4

После выхода из Лицея, весной 1845 года, начинается его служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести-« Противоречия», «Запутанное дело».

В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление» , и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет. Вятская ссылка дала писателю ясное представление о жизни широких слоев простого народа.

6

© 2010-2022