Конспект урока по литературе на тему: «Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему:

«Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого»

Цели:

а) образовательные:

- помочь учащимся раскрыть образ Анны Карениной и глубже понять его значение, используя возможности технологии синквейна;

- исследовать мастерство автора в его создании образа;

- расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

б) развивающие:

- развивать и совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

в) воспитательные:

- воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Методы и приемы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический.

Ход урока.

I.​ Организационный момент

1.​ Слово учителя

Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» был написан в 70-е годы XIX века. С тех пор коренным образом изменился и мир, и люди, и время. Другими стали проблемы, часто диаметрально противоположными.

Но по-прежнему актуальными остались такие понятия, как любовь, семья, поиск смысла жизни, своего пути на земле.

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке, обратившись к роману Л. Н. Толстого, писателя, которому гениально удавалось в своих произведениях соединять проблемы общечеловеческие с проблемами актуальными, злободневными.

II. Актуализация опорных знаний

Все смешалось в доме Облонских

Уход Анны от мужа, открытая связь с Вронским

Приезд Анны в Москву ради примирения Стива и Долли

Пребывание Анны и Вронского за границей

В имении Вронского. Приезд Долли

Возвращение из-за границы. Сцена в опере

Ссоры с Вронским. Предчувствие катастрофы.

Добровольный уход из жизни.

- Давайте вспомним события, изображенные в романе, и, используя разрозненные эпизоды этого произведения, создавшие своеобразный коллаж, восстановим сюжетную цепочку.

Я неоднократно употребляла слово «сюжет». А чем сюжет отличается от фабулы? Обратившись к литературоведческим словарям, установите разницу между этими двумя понятиями.

(Учащиеся читают определения таких понятий, как «сюжет» и «фабула», делают вывод о различии между ними)

Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действие, состояние в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет в литературе, драматургии, театре, кино - ряд событий, последовательность сцен, актов, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателей по определенным правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

Формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения.

- Вы знакомы с текстом романа, с главными героями этого произведения. Давайте попробуем нарисовать устный портрет Анны Карениной, именем которой и назван этот роман. Но сделаем это через технологию синквейн.

II. Объяснение нового материала

1.​ Понятие «синквейн»

Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

Например, Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Творчество

( Ожидаемое описание: Анна Каренина

Красивая, беззащитная

Любила, страдала, сбежала

Готова пойти на все ради любимого человека.

Загадочная.)

2.​ Диалогическая экспресс-беседа с учащимися по тексту романа «Анна Каренина»

- Как начинается история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Брат Анны, Стива Облонский, которого жена уличила в измене, попросил сестру приехать и помирить его с женой. На вокзале Анна и Вронский, ожидавший приезда матери, встретились. Познакомил их брат Анны - Стива).

- Как автор изображает Анну Каренину? (Обратившись к тексту романа, учащиеся зачитывают описание внешнего облика Анны).

«Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме… Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее - не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное…»

- А как автор изображает других героев этого романа? Попробуйте определить героя по следующим синквейнам:

Мужчина

Неискренний, холодный

Не понял, не успел, полюбил

Он расточал «люблю» на ветер, он твердил его среди пустых людей.

Изменщик

Девушка

Умная, красивая

Любит, прощает, страдает

Очень добрая, достойная.

Красота

Петербургский чиновник

Преуспевающий, влиятельный

Добивался, не предавал, простил

Преобладание воли и упорядоченности поведения над чувством

Герой

Юноша

Честный, порядочный,

Ищет, замечает, задумывается

Отрицательно относится к деятельности земских учреждений, не видит смысла в комедии дворянских выборов, считая их злом.

Образ

- Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли со Стивом, знакомства с Кити, общении с детьми?

(Ожидаемый ответ: Анна мирит Стива и Долли, очаровывает Китти Щербацкую своей простотой, щедростью, открытостью; дети Долли в восторге от Анны, с удовольствием общаются и играют с нею).

- Почему отношение Кити Щербацкой к Анне изменяется после балла?

(Ожидаемый ответ: Кити увидела Анна совсем новую и неожиданную для себя. Анна опьянела от внимания и восторженного отношения к ней окружающих. А самое страшное для Кити было то, что она заметила своим влюбленным взглядом: Анна и Вронский «чувствовали себя наедине в этой полной зале»)

- Что мы знаем о замужестве Анны?

(Ожидаемый ответ: Тетка выдала Анну замуж за человека, который был намного старше нее. Женщина жила спокойно, размеренно, испытывая любовь лишь к сыну, но не к мужу).

- Пытается ли Анна бороться со своей страстью к Вронскому или же сразу бросается навстречу любви?

(Ожидаемый ответ: Анна пытается забыть Вронского, борется со своим чувством, однако у нее ничего не получается: в муже ее раздражает холодность и высокомерное назидательность, даже сын Сережа не воспринимается ею так, как раньше).

- Скрывает ли Анна свою любовь к Вронскому от окружающих?

(Ожидаемый ответ: Жить, как раньше, Анна не могла, однако, прежде чем признаться во всем мужу, она долго мучилась: ей хотелось быть рядом с любимым человеком и вместе с тем она испытывала стыд, ужас перед вступлением в новую жизнь).

3.​ Мини - диспут на тему: «Мое отношение к поступку Анны Карениной».

- Л. Н. Толстой говорил: «Для того чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».

Тема семьи есть тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра до периферии.

Сам писатель сначала именно в Анне и ее измене мужу видел причину трагедии. Однако в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько изменяются, и судьба Анны изображается как безвыходно-трагическая.

- А каково ваше отношение к героине?

- Предлагаю вам принять участие в диспуте и высказать свое мнение о главной героине, постаравшись ответить на такие вопросы:

- Как вы думаете, почему Анна страстно влюбилась именно в Вронского?

- Если бы Анна не оставила семью, как бы могла сложиться дальше ее жизнь?

- Анна, сохраняя внешнее благопристойное поведение, могла бы встречаться с Вронским тайно. Почему она не делает этого?

- Поддерживаете ли вы мнение автора романа о том, что долг перед семьей превыше всего?

- Осуждаете ли вы поступок Анны с позиции сегодняшнего времени?

(Ожидаемые ответы: Анна, не найдя любви в собственной семье, находит ее вне семьи, испытывая страсть к Алексею Вронскому. Осуждать ее за желание любить я не могу. Да и Вронский достоин любви, ведь он красив, умен, занимает высокое положение в обществе, богат, любит Анну.

Я думаю, что подобная участь ожидала бы и Татьяну Ларину, если бы она согласилась на предложение Онегина и оставила семью. Анна, оставшись со своим мужем, осталась бы жива, наслаждалась бы жизнью великосветского общества и воспитывала сына, пусть даже без любви к мужу.

По-моему, Анна поступила честно и открыто, не пожелав лгать, лицемерить и притворяться, ведь она делала все ради любви к Вронскому.

Я считаю, что для женщины прежде всего на первом плане должна быть семья, раз она связывает себя семейными узами, ну а страсть, любовь должны подчиняться разуму и долгу перед мужем и детьми. В этом отношении Анну я не понимаю, ведь, отдавшись чувству любви, она счастливой не стала, потому что чувствовала вину перед сыном, измучила Вронского своей ревностью и подозрениями, и в конце концов сама погибла)

- Спасибо, ребята, за участие в диспуте, за то, что в процессе изучения романа вы сформировали свою собственную точку зрения.

III. Закрепление изученного

- Как бы мы с позиции нашего времени ни говорили об Анне Карениной, соглашаясь с ней или осуждая ее, давайте определим, какова же она, Анна Каренина? Предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, обсудить и заполнить таблицу «Противоречивый образ Анны Карениной»:

Противоречивый образ Анны Карениной

Внешняя красота.

Привлекательность.

Обаяние.

Душевная глубина.

Независимость.

Чувство собственного достоинства.

Умение любить.

Коммуникабельность.

Доброта. Сопереживание.

Бесовское и чарующее начало в Анне.

Сверхчеловеческая привлекательность

Способность пренебречь чувством долга перед семьей ради любовной страсти.

Уход из жизни вопреки христианским законам.

Предпочтение любви к мужчине перед любовью к детям.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Какая же она Анна Каренина?

- Сделайте вывод к сегодняшнему уроку в виде синквейна.

Анна Каренина

Противоречивая, чарующая

Смиряется, встречает, влюбляется, жертвует

Личность цельная, незаурядная, оригинальная

Жертва

Спасибо за урок!

Выводы

Итак, современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса обучения, в результате чего в сфере литературного образования появились новые технологии. Методисты и практики общеобразовательных школ особо выделяют технологию синквейна, которая гармонично сочетает элементы основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личносто-ориентированного.

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Изначально синвейн возник как стихотворная форма, в основе которой принцип строгого деления стиха на строчки и скрупулезный подсчет количества слогов, находящихся в каждой строке. В педагогике синквейн стал использоваться в дидактических целях, в качестве метода развития образной речи и критического мышления, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в ряде случаев - для выявления и оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

2. В рамках литературного образования технология синквейна довольно универсальна, её можно использовать как:

- средство актуализации полученных ранее знаний;

- способ введения учащихся в тему урока;

- средство проверки первичного восприятия текста художественного произведения и обмена впечатлениями;

- средство характеристики литературных героев;

- средство обобщения изученного материала;

- средство подготовки учащихся к написанию сочинения -отзыва о прочитанном произведении.

3. Использование технологии синквейна возможно на всех этапах литературной подготовки школьников (начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым), на любой стадии урока (вызова, осмысления, рефлексии), при изучении любой темы (теории литературы, характеристики героя, нравственно-философской тематики и др.), возможно как индивидуальная, так и групповая работа над составлением синквейна, позволяет вовлечь в работу ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Таким образом, синквейн - эффективный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает школьников анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн - средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения, речевого и творческого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).



© 2010-2022