Урок-исследование по рассказу И. Бунина Чистый понедельник

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование) Пояснительная записка   Данный урок литературы является уроком-исследованием рассказа И.Бунина «Чистый понедельник». На уроке организована поисковая, познавательная деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Урок рассчитан на 2 часа УМК под ред. В.П. Журавлева Цель деятельности педагога:  создать условия для самостоятельной исследовательской деятел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Пояснительная записка


Данный урок литературы является уроком-исследованием рассказа И.Бунина «Чистый понедельник». На уроке организована поисковая, познавательная деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Урок рассчитан на 2 часа

УМК под ред. В.П. Журавлева

Цель деятельности педагога: создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, развить личность в процессе обучения.

Задачи урока:

обучающие:

-провести анализ образной системы рассказа путем организации исследовательской работы учащихся;

- выявить особенности художественного стиля писателя;

- выявить особенности понимания любви И.Буниным

развивающие:

- развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

-развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

-развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

- развивать навыки работы в группе.

- привить навык выступления перед аудиторией;

воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки учащихся при работе в группе, видеть иные точки зрения и уважать чужое мнение;

-вызвать эмоциональный отклик на произведение.

Методы обучения: продуктивный, метод творческого чтения, анализа художественного произведения, постановка исследовательских и проблемных заданий.

Форма организации учебной деятельности: групповая

В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать рассказ «Чистый понедельник», каждому ученику дан был для эмоционального настроя на углубленное чтение, поддержания интереса к произведениям И.Бунина текст биографической статьи О.Кучкиной «Бунин» //Любимые лица России. Большая часть вопросов, предложенных на уроке для анализа группам, была дана заранее учащимся, за 4 урока до урока-исследования, но какие вопросы и задания достанутся каждой из групп, учащиеся не знали.

Учитель выступает на данном уроке в роли тьютора.

Исследовательская деятельность даёт возможность помимо предметных результатов получить и метапредметные, и личностные: учащиеся учатся понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; овладевают монологической и диалогической формами речи; учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы.

Работы учащихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.

Ход урока

«Благодарю Бога, что он позволил написать мне «Чистый понедельник»

Иван Бунин

Этап работы

деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствие. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Говорит о том, что на данном уроке учащиеся выступят в качестве исследователей рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Приветствуют.

2

Мотивация исследовательской деятельности

Читает стихотворение, написанное И.Буниным 1918г.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

-Что объединяет это стихотворение с рассказом?

-Сформулируйте тему рассказа «Чистый понедельник».

-Только ли о любви?

О чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока.

- Как раскрываются эти темы? При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Слушают, отвечают на вопросы.





-Примерные ответы. В рассказе «Чистый понедельник» автор поднимает такую же проблему. Выбор героиней рассказа «божественного» пути, отказ от мирской любви.

-Рассказ о любви

-о любви и о России.

Особенности раскрытия Буниным темы любви.

Попытаемся выяснить, какова концепция любви в рассказе Бунина, каковы особенности раскрытия Буниным темы любви, России, выявить особенность художественного стиля писателя.

3

Самостоятельная деятельность учащихся в группах

Каждой группе учащихся предлагает для обсуждения вопросы, направленные на выявление, осмысление учениками читательского впечатления, на развитие и закрепление умений и навыков литературоведческого анализа произведения.























Группа №1

Задания для самостоятельной работы:

Сборник «Темные аллеи» в творчестве Бунина.

1.Почему о концепции любви в рассказах Бунина можно сказать «сильна как смерть»? Почему счастье влюбленных героев в «Темных аллеях» столь недолговечно? Что его разрушает?

2. Почему в цикле особое место занимает рассказ «Чистый понедельник»?

3. Интерпретации рассказа различны: «Чистый понедельник» рассматривается то как рассказ о «странностях» любви» и иррациональности женской души», то как история о трагическом душевном надломе, то как повествование о России - «О её дореволюционном настоящем и возможном, желаемом будущем». Какая из предложенных интерпретаций кажется вам более убедительной и почему?

Дайте краткую характеристику структуры рассказа (повествователь-рассказчик, сюжет, система образов)

4. Исследовательница Н.А.Николина в своей статье «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» говорит об устойчивых приемах рассказа: «ослабление роли сюжета, субъективность повествования, установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип, активное употребление тропов, обладающих максимальной семантической ёмкостью, например: «Вечер был мирный солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок… Давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее»

Проиллюстрируйте наблюдения исследователя примерами из текста. На какие особенности организации текста вы обратили внимание? В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина - стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Группа №2

Задания для самостоятельной работы:

1.Какие имена реальных деятелей литературы и искусства упоминаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

2. В рассказе даны точные названия различных мест в Москве. Выпишите их в соответствии с последовательностью упоминания в тексте. Какую роль в реализации замысла играет такая организация художественного пространства?

3. Как и зачем вводит И.Бунин в повествование упоминания о памятниках древнерусской письменности и отрывки из текстов? Какими приемами и речевыми средствами автор создает эффект исторической глубины содержания?

Перечитайте фрагменты из «Повести о Петре и Февронии». Прокомментируйте значение их выбора и последовательность введения в рассказ автором.

4. В центре повествования образ героини, «непонятной» рассказчику. Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании образа героини? Покажите, как «врывается трагическая нота… мотива незнания, непонимания, бесполезности поисков причин и предугадания следствий - непостижимости окружающего мира, своей души и души другого».

Группа №3

Задания для самостоятельной работы:

1.Отметьте признаки, характеризующие противоречивость внутреннего мира героев, их поведения: Восток - Русь, новое - старое, темное - светлое. Что отражает эта противоречивость? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини?

2. В тексте детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. Как в облике героини подчеркивается мотив «восточной» красоты?

3. Как проявляется в героине «чувство родины, её старины»? Почему она выбирает путь самоотречения, очищения? Какие особенности речевой характеристики героини вы можете отметить? Когда вспыхивает «тихий свет» в её глазах? Можно ли согласиться с тем, что в облике героини совместились стремление к духовности и «обостренное чувство жизни»?

4. Перечитайте сцену последнего свидания: «…И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платком, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что он могла увидеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?» Как усиливается мотив света, преодолевающего тьму? Почему и как исчезает мотив непонимания?

Группа №4

Задания для самостоятельной работы:

1.В финале произведения появляется образ великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, подвижницы, мученически погибшей в 1918 году. Описание Елизаветы Федоровны в тексте строится под влиянием иконописных канонов. Обращение к образу великой княгини ассоциативно указывает на возможную судьбу героини. В то же время этот образ соотносится в тексте с образом другой святой - Февронии. Проследите, как развивает автор тему преемственности духовного подвига и жертвенной любви. Докажите, что в рассказе торжествует мотив любви, преодолевающей смерть. Найдите словесные образы, в которых находит выражение мотив смерти, победы над нею.

2. События рассказа протекают в январе - марте. В тексте упоминаются религиозные праздники: Прощенное воскресенье (последнее воскресенье перед Великим постом), Чистый понедельник (открывает первую неделю великого поста). Как это сказывается на смысловом итоге рассказа?

3. Медведева В. В своей статье «Всякая любовь - великое счастье…» объясняет, почему Бунин назвал свой рассказ «Чистый понедельник»: «В этот день героиня очистилась от праздной бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит от него туда, где ей кажется, они есть: в прошлое, в допетровскую Русь, в монастырь». Можете ли вы согласиться с таким ответом на вопрос, почему Бунин назвал свой рассказ «Чистый понедельник»?

4. Мальцев Ю. в книге Иван Бунин писал: «Угасание веры в современном мире Бунин воспринимал как свидетельство угасания прекраснейших и возвышенных качеств самой человеческой души». Вспомните последнюю сцену рассказа «Чистый понедельник», какой характер носит эта сцена, что утверждает? С какими художественными произведениями вы могли бы установить ассоциативные связи?

4

Защита творческих работ группами

Учитель комментирует и корректирует ответы, определяет темп работы. Оценивает ответы учащихся.

Возможные дополнения к ответам:

Композиционное построение несет в себе огромную смысловую нагрузку. Быстротечность жизни и бессилие человека перед судьбой подчеркивается фрагментарной отрывочностью сюжетного начертания.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

«Бунинская философии» любви характеризуется как «некий высший напряжённый момент бытия». «Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

Выступления учащихся.

Во время выступления одной группы остальные учащиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления одноклассников.

5

Подведение итогов за урок. Самооценка учащихся и оценивание деятельности учащихся учителем.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной радостью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча краткая земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор пишет своеобразный портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу.

По словам М. Горького, «Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя - «лучшего стилиста современности».

Вступление учащихся в диалог с учителем. Учащиеся оценивают работу своих одноклассников в группах, производят самооценку своей деятельности.

6

Рефлексия

Закончите предложения:

Рассказ «Чистый понедельник» заставил меня задуматься о …

Мне было интересно узнать о…

Мне грустно, потому что…

Ответы учащихся

7

Домашнее задание:

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар»). Какие эмоции, воображение, ассоциации вызывает рассказ?

Литература:

  1. Бунин И.А. рассказы. Справочное пособие. 11 класс. - М., 1997.

  2. Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И.Бунина эмигрантского периода // Долгополов Л. На рубеже веков. - Л., 1985.

  3. Мальцев Ю. Иван Бунин. - М., 1994.

  4. Медведева В. «Всякая любовь - великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997. № 3. С. 13.

  5. Николина Н.А. Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. - М., 1996. - №3

  6. kuchkina.ru/bunin/bunin.htm


Приложение к уроку статья О.Кучкиной «Бунин» //Любимые лица России.

kuchkina.ru/bunin/bunin.htm

Бунин

Любимой женщине, на которой хотел жениться, юный Бунин пророчески сказал: «Я буду знаменит не только на всю Россию, а и на всю Европу». Она не поверила. Оставила его, потом жалела.

«Каждая моя любовь была катастрофа - я был близок к самоубийству... Я хотел покончить с собой из-за Варвары Панченко. Из-за Ани, моей первой жены тоже, хотя я ее по-настоящему и не любил. Но когда она меня бросила, я буквально сходил с ума. Месяцами. Днем и ночью думал о смерти. И даже с Верой Николаевной...»

Фрагмент из мемуаров писательницы и поэтессы Ирины Одоевцевой -- ключ к природе характера и таланта Бунина. Бурная потаенная жизнь души. Внутренняя жизнь превыше внешней. Обнаженная кожа. Оттого сотворенная им литература дышит страданием и любовью, поэзией и правдой.

В маленьком французском городке Грассе, гуляя с Ириной Одоевцевой, Бунин говорил ей: «У меня ведь душевное зрение и слух так же обострены, как физические, и чувствую я все в сто раз сильнее, чем обыкновенные люди, и горе, и счастье, и радость, и тоску. Просто иногда выть на луну от тоски готов. И прыгать от счастья. Да даже и сейчас, на восьмом десятке».

А в молодости обладал столь острым зрением, что видел звезды, различимые лишь через телескоп. И такой же слух: слышал за несколько верст колокольчик, по звуку определяя, кто из знакомых едет. Однажды в гостях ощутил запах резеды. Хозяйка торжествовала: резеды в саду не было. Исходили весь участок, пока не нашли искомый куст.

«Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду - и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно!» -- характерные строки в его дневнике.

Обостренное чувство жизни рядом с обостренным чувством смерти. Страх смерти его преследовал. «А у меня все одно в глубине души: тысячу лет вот так же будут сиять эти звезды, а меня не будет». Настолько избегал всего, связанного со смертью, что не поехал на похороны горячо любимой матери. Оправдание его, впрочем, в том, что это она, зная необыкновенную впечатлительность сына («ни у кого нет такой тонкой и нежной души, как у него»), заранее приняла за него решение.

Его отец был алкоголик. В невменяемом состоянии выстрелил в жену, которая, спасаясь, забралась на дерево и свалилась за мгновенье до выстрела, чем сохранила себе жизнь. Может быть, событие так подействовало на маленького Ваню, что обнажило нервы на всю последующую жизнь. Несмотря ни на что, Ваня восхищался отцом. Врожденное умение любить и прощать и понимать людей часть дара. Но и сам долго, лет до тридцати, как признавался, был способен на сумасбродные поступки - все из тех же тайных, глубоких и противоречивых чувств.

Литература была для него живой. Он влюблялся в героинь романов, они снились ему. И днем иногда чувствовал их присутствие. Одну женщину называл Анночкой -- оказалось, это об Анне Карениной, жалел, что никогда не встречался с нею.

Тончайшим образом чувствовал и постигал природу. Умел вглядеться в листву, точно натертую холодным мылом, заметить голубую сахарную пудру в каждой колее, где тень. При этом знал: «Нет... никакой отдельной от нас природы... каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни». И так же чувствовал и постигал человека, его движения, высокие и низкие. Знал народ, его быт и нрав, ни в чем не заблуждаясь. В деревне заходил в избы, видел, как рожает четвертый день черная, с огненными глазами, баба, как просит подаяния повязанный платком калека с почти белыми, нечеловеческими какими-то глазами, с фиолетовым от мороза обрубком ноги, нарочно высунутым для жалости.

Перечитав пушкинскую «Капитанскую дочку», проницательно занес в дневник: «Те, которые замышляют у нас переворот, или молоды, или не знают нашего народа, или уже люди жестокосердые, которым и своя шейка - копейка, и чужая головушка - полушка».

И эта мысль обернется пророчеством.

Болезненная любовь к бытию и его проявлениям («все мучает меня своей прелестью») породила в нем ненасытную страсть к путешествиям. Проехал и проплыл по всему белому свету. По этой причине называл себя «бродником». И еще по той - что почти никогда не имел своего угла, одни чужие. Это усугубляло ощущение временности земного существования, сравнимого с пребыванием на какой-то узловой станции.

Вместе с Верой Николаевной Муромцевой ноябрьским днем 1906 года ступил на борт парохода, плывшего в Палестину - Святую землю. Их совместное плавание по жизни длилось сорок лет с лишним, до его конца. Последняя любовь -- в провансальском Грассе и в Париже - молодая писательница Галина Кузнецова, оставившая его в конце концов и оставившая в его душе незажившую рану,- на самом деле почти ничего не изменила в отношениях с женой. Конечно, он был нервен, неровен, переживал упадки и подъемы настроения. Но на вопрос об отношении к Вере Николаевне отвечал: «разве я люблю свою руку или ногу? Разве я замечаю воздух, которым дышу?» Когда жена болела, открывался полнее: «ты для меня больше (чем жена), ты для меня родная, и никого в мире нет ближе тебя и не может быть. Это Бог послал мне тебя». Она уезжала к врачу - «мучительная нежность к ней до слез». Утром входил к ней, двадцать лет минуло, как они вместе: «Клянусь днем твоего рожденья, что я тебя ужасно люблю». Она обретала силы в Боге: «Идя на вокзал, я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет, раз его любовь имеет источник в Боге».

А начался его роман с женою так. Он - «новая восходящая звезда», как обронила ее мать. Она -статная, красивая незнакомка с обликом мадонны. Столкнулись на выходе из одного московского дома после литературного вечера, на котором Бунин читал. «Как вы сюда попали?» - «Так же, как вы».- «Но кто вы?» - «Человек».- «Чем вы занимаетесь?» - «Химией».- «Как ваша фамилия?» - «Муромцева». Стали видеться, вместе завтракать, ходить по концертам, выставкам, ему нравилось, что ее пальцы обожжены кислотами, ей - что у него такие синие глаза. Жили невенчанные. Бунин получил развод через шестнадцать лет, обвенчались памятным ноябрьским днем только в эмиграции во Франции.

Бегство в эмиграцию объяснено в трагических «Окаянных днях». В октябре 1917 года он записывает: «А ночью, оставшись один, будучи от природы весьма несклонен к слезам, наконец заплакал и плакал такими страшными и обильными слезами, которых я даже и представить себе не мог».

Общее и личное. Разгул ненависти, нравственный упадок и невозможность принять это и в этом находиться. Жуткая реальность, заставившая его сказать: «Из этого дерева (народа) и дубина, и икона». И опять плач: «Сон, дикий сон! Давно ли все это было - сила, богатство, полнота жизни - и все это было наше, наш дом, Россия!.. А собственно, я и не заметил как следует, как погибла моя жизнь...».

Поселившись на небогатой вилле Монфлери высоко над Грассом, совершая прогулки по Грассу, он наблюдает французский быт: толпа местных жителей, мычание коров -- «и вдруг страшное чувство России».

Оно воплощалось в замечательные страницы. В Грассе написаны «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи».

Бунин в расцвете сил и ждет Нобелевскую премию, а ее все не присуждают. Живут плохо, бедно, едва сводя концы с концами. Ждут премию еще и поэтому. У Бунина портится здоровье и характер. Он и всегда был резко субъективен. Отпускал ядовитые реплики насчет Гоголя, Достоевского, Блока. Толстой был на пьедестале. Кумир - Чехов, и то ерничанье по поводу «Вишневого сада». Себе знал цену. Однажды бросил: «А кто - совсем между нами -- скажите, в эмиграции равен Бунину?» Непонимание других вело к замкнутости и великому одиночеству, его нарушали редкие случаи веселого и простого общения с окружающими.

В ноябре - особый месяц в биографии Бунина - - он сидит в кино на дневном сеансе. Свет ручного фонарика отыскивает его в зале. Его просят вернуться домой. Только что звонили из Стокгольма: ему присуждена Нобелевская премия.

Долгожданная новость - а радости нет. На месте радости странное чувство опустошения. Потом оно пройдет.

В этот вечер дома не было денег, чтобы дать на чай мальчикам, приносившим поздравительные телеграммы.

В Стокгольме, куда он приехал со своими близкими, шведы говорили: когда наш король протянул Нобелевскому лауреату руку и тот пожал ее, нам показалось, что два короля приветствуют друг друга.

Торжества кончились смехом и печалью. Кто только ни являлся с прямыми или завуалированными просьбами денег! Двое предложили купить топор императора Петра Великого. Бунин со свойственным ему сухим смехом осведомился: это тот, каким он прорубил окно в Европу? Посетители приняли оскорбленный вид: как можно шутить, тут святая национальная ценность, только потому уступаем за 500 франков с ручательством... На самом деле Бунин денег не считал. Дома давно уже содержал маленькую колонию начинающих литераторов, которым помогал (среди них Галина Кузнецова) - злые языки прозвали их «бунинским крепостным балетом». 100 тысяч франков из премии пожертвовал писателям. И все равно обиженных и недовольных было больше, чем довольных.

Через короткий срок вернулась прежняя бедность. Типичное письмо Бунина: «2 месяца пролежал в постели, разорился совершенно на докторов, потом на бесполезное лечение эмфиземы...» Ему собирают небольшие суммы в Америке, но их едва хватает на те же лекарства.

Кто-то уезжает на родину. Бунину тоже делают намеки. Он слушает русское радио: «Какой-то «народный певец» живет в каком-то «чудном уголке» и поет: «Слово Сталина в народе золотой течет струей»... Ехать в такую подлую, изолгавшуюся страну!»

И с мучительной тревогой за Россию следит, как она воюет с напавшим на нее врагом: «Страшные бои русских и немцев. Минск еще держится... Взят Витебск. Больно... Вчера в газетах речь Гитлера.

Говорил, что установит новую Европу НА ТЫСЯЧИ ЛЕТ». Все, чем Бунин мог помочь цивилизации в ее борьбе с антицивилизацией, это укрывать у себя евреев во время фашистской оккупации Франции.

Шел Нюрнбергский процесс. Бунин сознавал чудовищную преступность фашистов, достойных виселицы, но окончательный суд признавал за Богом, а не за человеком: «и все-таки душа не принимает того, что послезавтра будет сделано людьми».

В войну от нищеты и голода умерла его парижская знакомая, по имени Елена, внучка обожаемого им Пушкина. В конце жизни он напишет: «Все перечитываю Пушкина. Всю мою долгую жизнь, с отрочества не могу примириться с его дикой гибелью».

Про собственную смерть увидит вещий сон: «Сумерки, церковь, я выбирал себе могильное место».

В последних строчках дневника - в мае 1953 года - бесконечная привязанность к жизни: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое ОЧЕНЬ малое время меня не будет - и дела и судьбы ВСЕГО, ВСЕГО будут мне неизвестны!»


© 2010-2022