Изложение. близкое к тексту в 9 классе Михайловские рощи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ2 Пузырева А.С.



Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

«Изложение «Михайловские рощи»







Тема: Изложение «Михайловские рощи»

Класс: 9

Цели:

  1. Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;

  2. Развивающая: развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;

  3. Воспитательная: воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. - М.: Дрофа, 2004.

Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.

Школьная доска.

Тип урока: Урок развития речи.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение о цели урока.

  3. Чтение текста учителем.

  4. Словарная работа.

  5. Составление плана текста.

  6. Пересказ текста по плану учеником.

  7. Чтение текста учителем второй раз.

  8. Запись чернового варианта изложения.

  9. Запись текста изложения в тетрадь.

  10. Сбор тетрадей.

  11. Подведение итогов урока.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.

Ученик: Сегодня в классе все.


  1. Сообщение о цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».


  1. Чтение текста учителем.

Учитель: «Михайловские рощи»

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и уви­дел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была над­пись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

- Что это? - спросил я возницу.

Он улыбнулся.

- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр - всюду звучали из травы, из вереска, из сухой зем­ляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивитель­ных и сжимающих сердце, но ни одно из них не об­ладало такой лирической силой, как Михайлов­ское.

В высокой липовой аллее, где Пушкин встре­тился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожел­тевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Ко­роткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и обла­ка, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жиз­ни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится осо­бенно ясно, что Пушкин был первым у нас народ­ным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Ми­хайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, не­сущими его обновлённой милой земле покой и бо­гатство.

(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)


  1. Словарная работа.

Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.

Вьюнок - вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.

Сень (стар,; ж. р.) - защита, покровительство.

Возница (м. р.) - тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.

Вереск (м. р.) - низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.


  1. Составление плана текста.

Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.

Ученик: План.

  1. Дощечка, заросшая вьюнком.

  2. Всюду звучали пушкинские строфы.

  3. В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.

  4. Могила, известная всему человечеству.

  5. С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.


  1. Пересказ текста учеником.

Учитель: Пользуясь планом перескажите текст.

Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»

- Что это? - спросил я.

- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр - всюду звучали из травы, из вереска, из сухой зем­ляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивитель­ных и сжимающих сердце, но ни одно из них не об­ладало такой лирической силой, как Михайлов­ское.

В липовой аллее, где Пушкин встре­тился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожел­тевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Ко­роткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и обла­ка, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жиз­ни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится осо­бенно ясно, что Пушкин был первым у нас народ­ным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Ми­хайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, не­сущими его обновлённой милой земле покой и бо­гатство.


  1. Чтение текста учителем второй раз.

Учитель читает текст второй раз.


  1. Запись чернового варианта изложения.

Ученики пишут черновой вариант изложения.



  1. Запись текста изложения в тетрадь.

Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.


  1. Сбор тетрадей.

Ученики собирают тетради с изложением.


  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?

Ученик: Сложности были в передаче содержания текста.





© 2010-2022